РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД. 01. 09 ЛИТЕРАТУРА

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«БРАТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОД.01.09 ЛИТЕРАТУРАпо специальностям: 073002 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ 073101 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО(ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)073403 СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕспециализация«Хоровое народное пение»073502 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ Братск 2014 г.Рабочая программа учебной дисциплиныразработана ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»








УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Л. Б. Осиновцева

Рекомендована ПЦК ОГД и СЭ

протокол №__ от ___. ___. 201__г.

Председатель ______ /__________/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.01.09 ЛИТЕРАТУРА

по специальностям:

073002 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

073101 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

(ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)

073403 СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

специализация

«Хоровое народное пение»

073502 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ








Братск 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям:

073002 Теория музыки

073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

073403 Сольное и хоровое народное пение специализация «Хоровое народное пение»

073502 Хоровое дирижирование

Организация-разработчик: ГОУ СПО «Братское музыкальное училище»

Разработчик:

Вотякова Л.А., преподаватель Братского музыкального училища


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям:

073002 Теория музыки;

073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов);

073403 Сольное и хоровое народное пение специализация «Хоровое народное пение»;

073502 Хоровое дирижирование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учебном процессе в рамках реализации образовательных программ подготовки кадров в учреждениях среднего профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в цикл федерального компонента среднего общего образования, базовые учебные дисциплины (ОД.01.09).

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественную деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- соотносить произведения художественной литературы с сочинениями русских и зарубежных композиторов;

знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX в.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующей компетенции:

ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 207 часов:

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 144 часа; самостоятельной работы обучающегося 63 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

207

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

144

контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

63

В том числе:


Составление сложного плана статьи, сборников

4

Анализ отрывка (стихотворения)

24

Составление цитатного плана

6

Написание сочинения

12

Составление портретной характеристики.

6

Подготовка сообщения, презентации.

5

Составление литературоведческого словаря по основным понятиям темы.

6

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Русская литература второй половины XIX века.



Тема 1. Введение

Литература второй половины 19 века: направления, имена, журналы.

2

1

Тема 2. Художественный мир И.А.Гончарова

Содержание учебного материала

4

2

И.А.Гончаров. Роман «Обломов».

2

2

«Обломов» в оценке русской критики

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Составление сложного плана статьи «Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман».

2

2

Тема 3. Художественный мир А.Н.Островского

Содержание учебного материала

6


А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества.

2

2

Проблемы человеческого достоинства и власти денег в пьесах А.Н.Островского.

2

2

Произведения Островского в оценке русской критики

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Анализ отрывка из драмы «Бесприданница» А.Н. Островского

2

2

Тема 4.

Художественный мир И.С.Тургенева


Содержание учебного материала

6


Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева.

2

2

«Отцы и дети». Споры вокруг романа.

Споры об образе главного героя и нигилизме в русской критике

2


2

Сочинение на заданную тему

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Составление цитатного плана по статьям Д.И. Писарева и Н.Н. Страхова об «Отцах и детях».

2

2

Тема 5.

Художественный мир Н.А.Некрасова

Содержание учебного материала

4


Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова.

2

2

«Кому на Руси жить хорошо». Лирика Н.А.Некрасова 60-70-х годов.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Написание сочинения «Как решается проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

2

2

Тема 6. Художественный мир Ф.И.Тютчева

Поэзия Ф.И.Тютчева.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Анализ стихотворений.

2

2

Тема 7. Художественный мир А.А.Фета

Лирика А.А.Фета.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Анализ стихотворений.

2

2

Тема 8. Художественный мир А.К.Толстого

Поэзия А.К.Толстого.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы.

Анализ стихотворений.

2

2

Тема 9. Художественный мир Н.Г.Чернышевского

Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Анализ отрывка (Сон Верочки).

2

2


Контрольная работа. Сочинение на свободную тему.

2

2

Тема 10. Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина

Содержание учебного материала

6


М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзор)

2

2

Сатирическое мастерство Салтыкова-Щедрина.

2

2

Сказки Салтыкова-Щедрина.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Составление портретной характеристики одного из градоначальников (по выбору) по произведению «История одного города»

2

2

Тема 11. Художественный мир Ф.М.Достоевского

Содержание учебного материала

8


Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского.

2

2

«Преступление и наказание». Смысл теории Раскольникова.

2

2

«Двойники » Раскольникова, их роль в романе.

2

2

Обзор романов «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы».

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Составление портретной характеристики главного героя.

Написание творческой работы «Портрет Петербурга»

5

2

Тема 12. Художественный мир Л.Н.Толстого

Содержание учебного материала

10


Очерк жизни и творчества Л.Н.Толстого.

2

2

Роман «Война и мир». Идейно-тематическое содержание произведения.

2

2

Роман-эпопея «Война и мир». Образы главных героев.

2

2

Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.

2

2

Сочинение на заданную тему.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Анализ отрывка (война в изображении Толстого)

Подготовка сообщения или составление сравнительной характеристики о семьях Ростовых и Болконских.

4

2

Тема13. Художественный мир Н.С.Лескова

Содержание учебного материала

6


Характер и судьба талантливого русского человека в творчестве Н.С.Лескова.

2

2

«Леди Макбет Мценского уезда»: анализ произведения.

2

2

«Очарованный странник»: обзорное прочтение.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Составление портретной характеристики главной героини «Леди Макбет Мценского уезда».

Подготовка сообщения, презентации. Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа.

4

2

Тема 14. Художественный мир А.П.Чехова

Содержание учебного материала

8


А.П.Чехов - враг пошлости, фальши.

2

2

Особенности драматургии А.П.Чехова.

2

2

«Вишневый сад». Смысл названия пьесы.

2

2

«Чайка»: самая загадочная пьеса А.П. Чехова.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Подготовка презентации «Очерк жизни и творчества А.П.Чехова»

2

3

Контрольное сочинение на свободную тему.

2

2

Раздел 2. Литература начала XX века.



Тема 1.

Литература русского зарубежья.

2

1

Тема 2. Художественный мир И.А.Бунина

Содержание учебного материала

4

2

И.А.Бунин. Мотивы угасания «дворянских гнёзд». «Тёмные аллеи».

2

2

«Господин из Сан-Франциско»: анализ произведения.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Составление таблицы «Сопоставление текста и подтекста в рассказе».

2

2

Тема 3. Художественный мир А.И.Куприна

Очерк жизни и творчества А.И.Куприна. Люди цивилизации и люди природы.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере «Гранатового браслета»).

2

2

Тема 4. Художественный мир Л.Н.Андреева

Творчество Л.Н.Андреева. Анализ произведения «Большой шлем».

2

2

Тема5. Художественный мир М.Горького

Содержание учебного материала

8


Романтизм и реализм в раннем творчестве М.Горького.

2

2

Пьеса «На дне». Поиски смысла жизни. Споры о человеке.

2

2

«Несвоевременные мысли»: трагедия писателя и человека.

2

2


Сочинение на заданную тему.

2

2


Самостоятельная работа при изучении темы

Анализ цитатного материала по проблемам смысла жизни на страницах пьесы (выписки из произведения)

Составление литературоведческого словаря по основным понятиям темы.


4

2

Тема 6. Художественный мир русской поэзии начала XX века

Содержание учебного материала

12


«Серебряный век» в русской литературе. Поэтический мир А.А.Блока.

2

2

Поэма «Двенадцать»: многозначность смыслов.

2

2

Трагическая судьба В.Маяковского, человека и поэта.

2

2

Поэзия народных традиций С.Есенина.

2

2

М.И.Цветаева и А.А.Ахматова: сходства и отличия лирики.

2

2

Лирика О.Э.Мандельштама и Б.Л.Пастернака.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Составление сборника понравившихся стихов

Составление литературоведческого словаря по основным понятиям темы.

Сопоставление реализации темы Родины в творчестве Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока (анализ стихотворений)

Написание эссе «В чем секрет песенной популярности Есенина?»

Сопоставительный анализ любовной лирики А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Выразительное чтение и анализ стихотворения (по выбору обучающегося)


12

2


Контрольное сочинение на свободную тему.

2

2

Тема 7. Народ и революция в прозе 20 - 30-х годов XX века

Содержание учебного материала

10


Изображение гражданской войны как трагедии народа.

2

2

Роман-антиутопия: произведения Е.И.Замятина, А.П.Платонова.

2

2

М.А.Булгаков. Сатира повести «Собачье сердце».

2

2

М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Особенности жанра.

2

2

М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы.

Чтение и анализ эпизода «Бал Сатаны»

Составление конспекта по теме «А. Платонов. Личность. Творческий путь»


4

2

Тема 8. Великая отечественная война в русской литературе

Содержание учебного материала

4


Военная проза.

2

2

Стихи и песни военных лет.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Анализ лирики поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого (по выбору обучающегося).


2

2

Раздел 3. Литература второй половины 20 века



Тема 9. Литературные течения в русской литературе второй половины XX века

Содержание учебного материала

20


«Лагерная» тема в послевоенной литературе.

2

2

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

2

2

В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы».

2

2

Сочинение на заданную тему.

2

2

«Деревенская» проза (обзор).

2

2

Ирония и сатира в произведениях 70-90-х годов.

2

2

«Московские повести» и «Дом на Набережной» Ю.Трифонова.

2

2

Сочинение на заданную тему.

2

2

Поэты-щестидесятники.

2

2

Авторская песня.

2


Самостоятельная работа при изучении темы

Анализ эпизода повести «Прощание с Матерой»: «Сцена на кладбище», «Прощание Дарьи с избой», «Последний сенокос на Матере», финал повести (по выбору)

Мир и человек в лирике поэтов-шестидесятников.


4


Раздел 4. Русская литература конца XX и начала XXI веков

Содержание учебного материала

4

2

В.Пелевин. Сюрреализм художественный и реальный.

2

2

Б.Акунин. «Новый» детектив.

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы

Чтение социально-психологических драм А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры» (по выбору).


3

2

Контрольное сочинение на свободную тему.

2

2


Всего:

207



3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; лингвистические словари, электронные пособия.

Технические средства обучения: телевизор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века (вторая половина). 10 кл. - М., Просвещение, 2008.

  2. Русская литература 20 века. 11 класс. В 2-х ч. / Под ред. В.В.Агеносова. - М.: Дрофа, 2007.

  3. Русская литература 20 века. 11 класс: Хрестоматия для общеобразоват. учебных заведений. - В 2 ч. /Сост. В.В. Агеносов, Э.Л.Безносов, А.В, Леденев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа ,2007.

Дополнительные источники:

1. Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. - М.: Экзамен, 2005.

2. Егорова Н.В., Золотарева И.В.. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 1-2-е полугодие. - М.: ВАКО, 2007.

3. Русский литературный постмодернизм. В.Курицын. guelman.ru/slava/postmod/3.html

4. Русская литература и постмодернизм. С.Рейнгольд. / venedikt.newmail.ru/reflect/reingold.html

5. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. - М.: Экзамен, 2005.

6. Щетинкина Н.Е Поурочные планы по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. 1-2-е полугодие. - Волгоград, 2009 г.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- пересказ художественного текста;

- оценка выполнения анализа отдельных глав литературного текста

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественную деталь);

- наблюдение над использованием литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения в том или ином произведении;

- решение литературных викторин по изучаемому художественному произведению;

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- написание сочинения, эссе, рецензии на изучаемый литературный текст

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- написание творческих работ обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);

- контрольные работы;

- тестовые задания

- определять род и жанр произведения;

-практические работы (анализ художественного текста)

- сопоставлять литературные произведения;

- контрольное сочинение по произведению

- выявлять авторскую позицию;

- написание отзыва на произведение;

- проведение исследовательской работы;

- ответ на проблемный вопрос

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- соотносить произведения художественной литературы с сочинениями русских и зарубежных композиторов;

- написание творческих работ обучающимися (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос)

Знать:

- образную природу словесного искусства;

беседа с обучающимися по прочитанному тексту;

- содержание изученных литературных произведений;

- беседа с обучающимися по прочитанному тексту; устный опрос

- основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX в.;

- оценка конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическими данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;

- оценка исследовательских и творческих работ обучающихся

- основные теоретико-литературные понятия.

- оценка исследовательских и творческих работ обучающихся



© 2010-2022