Конспект урока чтения и развития речи для учащихся 9 класса с ОВЗ на тему: «М. И. Цветаева «Красною кистью рябина зажглась…»»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Конспект урока чтения и развития речи для учащихся 9 класса с ОВЗ на тему:

«М.И. Цветаева «Красною кистью рябина зажглась…»»












Выполнила:

учитель КОУ «Адаптивной школы №18» г. Омска

Карпова А.В.








Тема урока: М.И.Цветаева «Красною кистью рябина зажглась…»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой;

2) Учить анализировать лирическое произведение;

3) Развивать навык выразительного чтения;

4) Развивать воображение, мышление, память;

5) Воспитывать любовь поэтическому слову.

План урока:

- Организационный момент;

- Вступительная беседа;

- Чтение произведения учителем;

- Выяснение первого впечатления;

- Чтение текста учащимися;

- Словарная работа и анализ текста;

- Выразительное чтение;

- Выполнение задания;

- Итог урока;

- Домашнее задание.

Оборудование: портрет М.И. Цветаевой, иллюстрации с изображением рябины, часовни.


Ход урока.

1) Организационный момент.

(приветствие, проверка готовности к уроку).

2) Вступительная беседа.

Марина Ивановна Цветаева родилась в ночь на 26 сентября (9октября) 1892 года. Дата её рождения совпадает с церковной датой, днем Иоанна Богослова. По рассказам из Библии, он был самым молодым и любимым учеником Христа, день смерти которого церковь отмечает 9 октября.

- Какое это время года?

- Давайте вспомним приметы осени (дети перечисляют приметы).

- Кто может дать определение, что такое рябина? (кисло-сладкая ягода, которая созревает в конце лета).

- Так что же происходит с рябиной осенью? (краснеет, созревает).

Марина Цветаева воспринимает рябину как определенный знак судьбы.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Красною кистью рябина зажглась…». Это произведение поэтесса написала в сентябре 1916 года, незадолго до своего 26-летия. В этот период рябиновые ягоды наливаются соком, горят ярким пламенем среди поредевших крон деревьев, создавая атмосферу праздника и особой торжественности.

3) Чтение стихотворения учителем наизусть.

4) Выяснение первого впечатления.

5) Словарная работа и анализ текста.

- Как вы понимаете фразу «Спорили сотни колоколов…»?

- Как вы думаете, почему М.Цветаева придает большое значение тому, что родилась в христианский праздник? (Поэтесса в самые тяжелые моменты уповает на Бога, ищет защиты и успокоения).

- Уже было сказано, что рябина для героини является определенным знаком судьбы. Но каким? Добрым? Давайте подумаем.

- С чем ассоциируется у вас рябина?

(красная - торжественная, яркая, радостная, тревога, опасность, горечь и т.д.)

- Что может обозначать «горечь рябины»? (горький вкус)

- Возможно ли, что рябина символизирует тяжелую, горькую судьбу Марины Цветаевой?

В произведениях М.Цветаевой еще много упоминаний о рябине. Вот одно из них. Внимательно послушайте и скажите, что же символизирует для поэтессы рябина?

Рябину

рубили

зорькою.

Рябина -

судьбина

горькая.

Рябина

седыми

спусками

Рябина!

судьбина

русская.

6) Чтение стихотворения.

(Хоровое чтение, чтение нескольких учеников и т.д.)

7) Выполнение задания

У каждого из вас сложилась определенная картина природы, постарайтесь нарисовать её, передать свои впечатления яркими красками.

- Что именно будет отражено на вашем рисунке? (листопад, часовня, рябина и т.д.)

8) Итог урока.

Выяснение, что понравилось, удивило, было непонятно; оценивание учащихся. Если работы выполнены, можно провести конкурс рисунков, если нет - предложить доделать работу дома.

9) Д/з



© 2010-2022