Планирование по предмету «Литературное чтение», для 4 класса

Программа для учеников 4-го класса по литературному чтению. В основе программы лежит Программа под редакцией Л.А.Виноградско, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой в соответствии с содержанием ФГОС 2004 года начального общего образования на базовом уровне. Программа по предмету «Литературное чтение «для учащихся в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта. Научный руководитель учебно-методического комплекса «Школа России» кандидат педагогических наук А.А. Плешако...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГПланирование по предмету «Литературное чтение», для 4 классаосударственное оздоровительное образовательное учреждение

Санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Окружная санаторно-лесная школа»



Планирование по предмету «Литературное чтение», для 4 класса



Планирование по предмету «Литературное чтение», для 4 класса

Номинация: рабочая программа по предмету литературное чтение 4 класс


Рабочая программа составлена на основе: авторской программы начального общего образования (1-4 кл.) программ под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской.

Научный руководитель учебно-методического комплекса «Школа России» кандидат педагогических наук А.А. Плешаков.

Участник: Рыбакова Ирина Викторовна - учитель начальных классов. Телефон: (сот.) 8-912-436-23-61 e-mail: [email protected].

.



Автор программы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Издательство «Просвещение», 2011год.

Заявка участника


ФИО участника, должность

Рыбакова Ирина Викторовна, учитель начальных классов

Квалификационная категория

Первая категория

Наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом

Государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Окружная санаторно-лесная школа»

Контактный телефон

сот.89124362361

E-mail

[email protected]

Представленные конкурсные материалы

Рабочая программа по предмету литературное чтение, заявка участника

Наличие дополнительных материалов (перечень)


Подпись директора ОУ:_______________________________________________________

Подпись участника:________________________________________

М.П.

Дата подачи заявки:________________________________________

Государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа

для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Окружная санаторно-лесная школа»


«Рассмотрено»

На заседании

ШМО учителей

Протокол №4

От 27.004.2012 г.

«Рекомендовано»

на заседании ШМС

Протокол №

от 22. 09.2012 г.

«Утверждено»

Приказ № 737

от 22.09.2012 г.

Директор школы

______ Л.Ю. Шевченко

Рабочая программа

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Количество часов в неделю: 3

Рабочая программа составлена на основе: на основе авторской программы начального общего образования (1-4 кл.) программы под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской.

Научный руководитель учебно-методического комплекса «Школа России» кандидат педагогических наук А.А. Плешаков.

Автор программы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Издательство «Просвещение», 2011.

Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В 2 ч. /Рабочая тетрадь Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская - М.: Просвещение, 2010.

Учитель: Рыбакова И.В. ___________

(подпись)

Руководитель ШМО: Рыбакова И.В. ____________

(подпись)


Салехард

2012


  1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературному чтению для 4-го класса составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской в соответствии с содержанием ФГОС 2004 года начального общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Научный руководитель учебно-методического комплекса «Школа России» кандидат педагогических наук А.А. Плешаков.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и вырази тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно - ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.

3. Описание учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом начального общего образования и авторской программы под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской на предмет литературное чтение отводится в 4 классе по 3 часа в неделю, общий объем учебного времени составляет 102 учебных часа.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознания значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирования потребности в систематическом чтении.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
• самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
• основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
• нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
• эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
• умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
• умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
• умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий:
- личностных;
- коммуникативных;
- познавательных;
- регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4-м классе является формирование следующих умений:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными и предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

6.Содержание учебного предмета.

Былины. Летописи. Жития (9ч).

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (16 ч).

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (10 ч).

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки (8 ч).

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время - потехе сейчас (4 ч).

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства (5 ч).

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (5 ч).

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (10 ч).

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (7 ч).

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина (7 ч).

И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна Фантазия (7 ч).

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (14 ч).

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Наименование раздела, темы уроков

Выполнение ФГОС

Виды УУД


Кол-во часов

Дата

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Жанры литературы. Устное народное творчество, жанровое своеобразие.

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание) Извлекать информацию.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

9

Летописи. Былины. Жития.

День знаний.

2

Произведения устного народного творчества. Летописи. Былины. Жития. «И вспомнил Олег коня своего». Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведения.

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Обучение составлению высказываний оценочного суждения о прочитанном произведении.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания в устной форме

1


3

Произведения устного народного творчества «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Герои произведения.

Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Большие формы устного творчества: сказки, былины.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)

1


4

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, идея произведения. Особенности языка произведения.

1


5

Произведения устного народного творчества Былины «Ильины три поездочки». Характер героя, его поступки и их мотивы.

Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Большие формы устного творчества: сказки, былины.

1


6

Произведения устного народного творчества Былины «Ильины три поездочки». Различие жанров произведения: малые фольклорные жанры.

Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Большие формы устного творчества: сказки, былины.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения; извлечение необходимой информации из текстов.

1


7

Произведения устного народного творчества «Житие Сергия Радонежского». Осмысление цели чтения.

Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Большие формы устного творчества: сказки, былины.

Свободная ориентация и восприятие текстов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

1


8

Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

1


9

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

Определение жанровых особенностей произведений. Произведения авторские и народные. Составление плана и на его основе рассказа о рукописных книгах.



Из русской классической литературы. 16

1


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Творчество П.П. Ершова. Сказка «Конек-горбунок». Герои произведения.

Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения.

Свободная ориентация и восприятие текстов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

1


2

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. П.П.Ершов «Конек-горбунок». П.П.Ершов «Конек-горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства

Классики детской литературы.

Знакомство и работа с внутри текстовой иллюстрацией. Обсуждение причин и последствий поступков героев. Герой произведения, иллюстрация и ее
роль в понимании
произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

1


3

Тема стихотворения. Средства выразительности. Биографические сведения о Пушкине. Стихи А.С. Пушкина. «Няне».

Классики детской литературы.

Тема текста.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; свободная ориентация и восприятие текстов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание) Извлекать информацию.


1


4

Тема стихотворения. Средства выразительности. Биографические сведения о Пушкине. Стихи А.С. Пушкина. «Туча».

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка. Виды искусств и их взаимосвязь.

1


5

Тема стихотворения. Средства выразительности. Биографические сведения о Пушкине. Стихи А.С. Пушкина. «Унылая пора!».

Образные средства языка. Виды искусств и их взаимосвязь.

1


6

Тема стихотворения. Средства выразительности. Биографические сведения о Пушкине. Стихи А.С. Пушкина. «Птичка божия не знает».

1


7

Сюжет, герой, его характер, поступки. Выделение смысловых частей. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

1


8

Герои произведения. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Классики детской литературы.

Характеристика героя произведения. Литературная и народная сказки - сравнение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов разных жанров. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

1


9

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Творчество М.Ю. Лермонтова. Тема стихотворения. Средства выразительности. Стихотворение «Дары Терека»

Классики детской литературы.

Тема произведении. Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Соотношение природных объектов на карте с описанными в стихотворении. Образные средства языка.я.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного

1


10

Литературная сказка. Подзаголовок сказки. Жанровые особенности сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб».

Классики детской литературы.

Жанровые особенности произведения.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов разных жанров

1


11

Литературная сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб».

Участие в диалоге
при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Составление плана. Своеобразие народного колорита. Образные средства языка и их роль в произведении.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

1


12

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Знакомство с писателем. Творчество Л.Н. Толстого.

Жанр: Басня. Мораль басни. Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

Классики детской литературы.

Жанры литературных произведений, басня как жанр. Своеобразие басен писателя. Подбор пословиц и поговорок к произведению.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; свободная ориентация и восприятие текстов художественного; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов разных жанров.

1


13

Мотивы и причины поступков героев. Л.Н. Толстой «Детство»

Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). Составление характеристики героя.

1


14

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Творчество А.П.Чехова. «Мальчики» Смысл произведения, характеристика героев.

Классики детской литературы.

Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного; Извлекать информацию. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

1


15

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Главная мысль произведений. Рассказы и повести Л.Н.Толстого, А. Куприна, А.П. Чехова. Сюжет, герой, персонаж, его характер, поступки. Главная

мысль.

Жанры. Главная мысль произведений

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Извлекать информацию.

1


16

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка достижений.

Обобщение материала: своеобразие жанров, авторские особенности произведений. Обучение рассуждению по заданной теме.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

1


Поэтическая тетрадь 10

1

Различие жанров произведений: стихотворение. Творчество Ф.И. Тютчева Стихи.. Образные языковые средства: метафоры, олицетворения, сравнения.

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного; Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

1


2

Различие жанров произведений: стихотворение. Творчество А.А. Фета. Явления природы и предметы в стихах «Весенний дождь».

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)

1


3

Различие жанров произведений: стихотворение. Творчество А.А. Фета. Явления природы и предметы в стихах «Бабочка». Образные языковые средства.

Образные языковые средства: метафоры, олицетворения, сравнения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

1


4

Различие жанров произведений: стихотворение Творчество Е.А. Баратынского. Стихи. «Весна, весна!». Различие жанров произведений: стихотворение Творчество Е.А. Баратынского. Стихи. «Где сладкий шепот». Образные средства языка. Тема стихотворения.

Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др.видами искусств. Общие сюжетные линии с произведениями А.С.Пушкина (Буря мглою…) Образные средства языка.

Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Извлекать информацию. Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

1


5

Различие жанров произведений: стихотворение.

Творчество Н.А.Плещеева. Стихотворение «Дети и птичка».

Классики детской литературы.

Ритм, эмоциональная окрашенность речи.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

1


6

Различие жанров произведений: стихотворение. Творчество И.С. Никитин. Стихотворение «В синем небе плывут над полями». Отношение автора к природе, его мысли и чувства.

Классики детской литературы.

Уточнение сведений о творчестве поэта.

Осознанность и выразительность чтения. Обучение составлению оценочных суждений о прочитанном произведении.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

1


7

Различие жанров произведений: стихотворение. Творчество Н.А. Некрасова. Стихотворения «Школьник». Герои произведения

Классики детской литературы.

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

1


8

Различие жанров произведений: стихотворение. Творчество Н.А. Некрасова. Стихотворения «В зимние сумерки нянины сказки…» Герои произведения

Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования.

Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

1


9

Различие жанров произведений: стихотворение. Творчество И.А. Бунина. Стихотворение «Листопад» Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка.

Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование.

Свободная ориентация и восприятие текстов Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

1


10

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Тематические, авторские выставки книг, их анализ. Образные средства языка, их роль в поэтическом произведении. Восстановление стихотворных строк. Знакомство с понятием «строфа».Особенности творчества писателей.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.)

1


Литературные сказки 8

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Литературная сказка. Перессказ текста. Творчество В.Ф. Одоевского. «Городок в табакерке».

Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки. Виды планов. Составление плана текста (эмоционального).

свободная ориентация и восприятие текстов Составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


2

Анализ произведения. Выявление сюжетных линий, составление характеристики героев. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Анализ произведения. Выявление сюжетных линий, составление характеристики героев.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; свободная ориентация и восприятие текстов; Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

1


3

Литературная сказка . П.П. Бажов «Серебряное копытце». Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Своеобразие языка. Участие в диалоге при обсуждении произведения.

1


4

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения.

Оценка иллюстрации
к произведению. Анализировать особенности речи героев, её роль в произведении. Работа со словарями.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

1


5

Литературная сказка. Жизнь и творчество С. Т. Аксакова. Картинный план к произведению.

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки.

С Знакомство с творчеством писателя. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Обучать высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии).оставление плана текста.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Извлекать информацию.

1


6

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события.

Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.)

1


7

Жанр. Связный рассказ. Понимание содержания литературных произведений. Литературные сказки Проверочная работа.

Понимание содержания литературных произведений.

Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) Составлять план действий по решению проблемы (задачи)

1


8

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

Выражение личного отношения к прочитанному. Создание небольшого устного текста на заданную

тему. Иллюстрирование сказок. Роль иллюстраций в понимании прочитанного.

. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

1


Делу время - потехе час. 4

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Литературная сказка . Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Характеристика главных героев.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


2

Жизнь и творчество В.Ю.Драгунского. В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» , «Главные реки».. Главная мысль произведения.

Герой произведения, его характер и эмоционально-нравственные переживания.

1


3

Творчество В.В. Голявкина. Смысл произведения, анализ поступков героев в произведении «Никакой я горчицы не ел». Различие жанров произведений: рассказ. Рассказы Драгунского. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Тема, главная мысль произведения. Анализ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Понимание содержания литературных произведений

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание) Извлекать информацию. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

1


4

Обобщение по разделу «Делу - время, потехе - час».

Соотнесение названий и тематики. Составление устных высказываний с опорой на текст. Особенности жанров литературы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.) Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.)

1


Страна далёкого детства. 5

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Различие жанров произведений: рассказ. Творчество Б.С. Житкова. Смысл содержания рассказа «Как я ловил человечков» Характеристика главного героя, его поступки.

Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

1


2

Анализ эмоционального состояния героев. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Композитор Эдвард Григ.

Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения; извлечение необходимой информации из текстов.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


3

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Композитор Эдвард Григ. Особенности развития событий: выстраивание их в тексте


4

Жизнь и творчество М.М.Зощенко. Краткий пересказ текста «Елка» Тема, главная мысль. Анализ поступков героев.

Знакомство с жизнью и творчеством автора.

Участие в диалоге
при обсуждении произведения. Обучение постановке вопросов по тексту.

1


5

Рассказы и повести о детях. Поступки героев. Обобщение по разделу «Страна детства»

Сравнение, сопоставление прочитанных произведений.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.)

1


Поэтическая тетрадь. 5

1

Различие жанров произведений: стихотворение. Жизнь и творчество В. Я. Брюсова. Аналитическое чтение стихотворений «Опять сон», «Детская». Средства выразительности.

Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. Классики детской литературы.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением: контроль, коррекция, оценка его действий. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)

1


2

Различие жанров произведений: стихотворение. Биография С. Есенина. Жизнь и творчество поэта. Аналитическое чтение стихотворения «Бабушкины сказки».

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. Организация обсуждения тематики, подбор произведений.

1


3

Различие жанров произведений: стихотворение. Творчество М.И. Цветаевой. Мир поэзии. Два мира взрослых и детства. Тема стихотворения «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Средства выразительности. Словесное рисование.

Знакомство с биографией и творчеством автора. Главная мысль, тема произведений. Интонирование произведений.

1


4

Различие жанров произведений: стихотворение.

Основное содержание произведений, их авторы.

1


5

Стихи о детях, детстве и для детей. С. Михалков, С. Маршак ,В Маяковский. Иллюстрация к книге и её роль в понимании произведения

Стихи о детях, детстве и для детей.

Иллюстрация к книге.

1


Природа и мы. 10

1

Характеристика героев произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.

Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств.Анализ эмоционального состояния героев, их характеристика

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; свободная ориентация и восприятие текстов художественного; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов разных жанров.

1


2

Смысл рассказа А. Куприна «Барбос и Жулька». Смысл дружбы и верности. Анализ поступков героев.

Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

1


3

А. Куприн «Барбос и Жулька». Смысл дружбы и верности. Поступок как характеристика героя произведения.

Анализ поступков героев.

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.).

1


4

Творчество М.М. Пришвина. Смысл рассказа «Выскочка». Анализ поступков, характер героев.

Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

1


5

Анализ эмоционального состояния героев. К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы».

Особенности характера и мира чувств.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; свободная ориентация и восприятие текстов художественного; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов разных жанров.

1


6

К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы».


7

Жизнь и творчество Е.И. Чарушина. Анализ произведения «Кабан».

Уточнение сведений об авторе. Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Средства создания юмора в произведении.Анализ и пересказ произведения от первого лица.

1


8

Творчество В.П.Астафьева. Анализ поступков героев в произведении «Стрижонок Скрип».

Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие. Деление на части, составление плана. Работа над пересказом. Преобразование произведения (фрагментарное)

1


9

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, главная мысль.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


10

Проект «Природа и мы». Оценка достижений.

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.Ориентация в содержании текстов. Формирование умения ставить вопросы.

Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


Поэтическая тетрадь. 7

1

Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака. Язык поэзии в стихотворении «Золотая осень». Средства выразительности. Иллюстрация к произведению. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела

Знакомство с творчеством и жизнью авторов. Картины природы в стихотворении...

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов разных жанров. Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.).

1


2

Жизнь и творчество С.А. Клычкова. Словесное рисование. Олицетворение, метафора, сравнение в стихотворении «Весна в лесу».

Сопоставление произведений художественной литературы,
живописи и музыки.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.)

1


3

Жизнь и творчество Д.Б. Кедрина. Явление природы, как «Бабье лето» в стихотворении «Бабье лето». Средства выразительности.

Тема произведении, средства вы Работа над поэтическими произведениями. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; свободная ориентация и восприятие текстов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1


4

Жизнь и творчество Н.М. Рубцова. Тема стихотворения, средства выразительности в стихотворении «Сентябрь».

Тема произведении, средства вы Работа над поэтическими произведениями. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона.

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

1


5

Авторское слово С. Есенина, напевность, изменение настроения, нежность, лиричность в произведении «Лебедушка».

Смысл стихотворения, печальная тема о животных.

Расширение знаний о творчестве автора. Своеобразие языка произведения. Фольклорные элементы в авторском тексте, их значение.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


6

Стихи о природе. Средства выразительности, описание. Понимание содержания литературного произведения.

Стихи о природе. Средства выразительности, описание. Понимание содержания литературного произведения.

1


7

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Литературные игры. Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора или эмоционального состояния.

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.)

1


Родина. 7

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела Поэтическое произведение о Родине «Русь» И.С. Никитина. Главная мысль стихотворения. Аналитическое чтение. Средства выразительности.

Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. Роль иллюстраций в уточнении смысловой составляющей.Главная мысль стихотворения. Аналитическое чтение. Средства выразительности.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; свободная ориентация и восприятие текстов художественного; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

1


2

Поэтические произведения о Родине. Биографические данные о С.Д. Дрожжине. Патриотические чувства автора в стихотворении «Родине».

Поэтические произведения о Родине.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


3

Жизнь и творчество А.В. Жигулина. Патриотизм, чувство гордости в стихотворении «О, Родина! В неярком блеске…» Главная мысль стихотворения. Аналитическое чтение.

Знакомство с творчеством авторов. Тема Родины и малой Родины. Средства достижения осмысления текста. Работа с иллюстрацией, составление монологического высказывания на основе текста и иллюстрации.Главная мысль стихотворения. Аналитическое чтение. Средства выразительности.

1


4

Жизнь и творчество Б.А. Слуцкого. Любовь и бережное отношение к природе, чувство сострадания в произведении «Лошади в океане».

Тема войны в произведении. Установление причин событий. Изменение настроения в процессе развития событий, характер интонирования. Средства голосовой выразительности.Любовь и бережное отношение к природе.

1


5

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». Участие в диалоге о прочитанном.

Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.).

1


6

Проект «Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


7

Обобщение по разделу «Родина».

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков наизусть. Составление монологического высказывания по теме.

Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.)

1


Страна Фантазия. 7

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела

Разграничение жанров: сказка, фентези, фантастика. Тема космоса в современной литературе.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


2

Жизнь и творчество Е.С. Велтистова. Научно-фантастическая литература. Фантастика - отдельный жанр литературы.

Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев.

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением: контроль, коррекция, оценка его действий.

1


3

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

Деление на части. Составление плана. Работа над разными видами пересказа.Научно-фантастическая литература. Фантастика - отдельный жанр литературы.

Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

1


4

Жизнь и творчество писателя-фантаста К. Булычева. Фантастическая повесть «Путешествие Алисы». Прогнозирование содержания. Главная мысль, жанр.

Прогнозирование содержания. Анализ произведения. Характеристика героев с опорой на тест. Комичность произведения и средства её достижения. Работа с деформированным текстом. Составление картинного плана.

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением: контроль, коррекция, оценка его действий Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

1


5

К.Булычёв. Фантастическая повесть «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов

1


6

Особенности творчества писателей-фантастов.

Фантастические повести Велтистова, К. Булычева. Осознанное чтение произведений.

Особенности творчества писателей-фантастов.

1


7

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Жанровые особенности. Викторина по произведениям разных близких жанров. Групповая творческая работа (комичные рисунки, придумывание фантастических путешествий.

Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.)

1


Зарубежная литература. 14

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела.

Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием.

Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


2-3

Произведения зарубежной литературы. Жизнь и творчество писателя Дж. Свифта. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения «Путешествие Гулливера».

Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом.Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста.

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением: контроль, коррекция, оценка его действий Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.)

1


4

Произведения зарубежной литературы Жизнь и творчество сказочника Г.Х. Андерсена. Анализ поступков героев в сказке «Русалочка». Картинный план сказки.

Восстановление последовательности событий. Установление причинно-следственных связей эмоциональных переживаний и поступков. Участие в диалоге, умение аргументировать свою точку зрения.

1


5

Произведения зарубежной литературы Жизнь и творчество Марка Твена. Анализ поступков и характер героев в произведении М.Твена

« Приключения Тома Сойера».

Знакомство с творчеством автора. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении (прочитанного).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

1


6

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.


7-8

Произведения зарубежной литературы Творчество С. Лагерлеф. Любовь и милосердие в произведении С. Лагерлеф «Святая ночь».

Анализ поступков и характер героев

1


9

Сельма Лагерлёф. «В Назарете».

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

1


10

Сельма Лагерлёф. «Святое семейство».

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1


11

Сельма Лагерлёф. «Иисус и Иуда».

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

1


12

Произведения зарубежной литературы Сказания о Христе. Анализ поступков и характера героев в произведении С. Лагерлеф «В Назарете».

Анализ произведения. Причины и последствия поступков, с опорой на текст.

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением: контроль, коррекция, оценка его действий Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.).

1


13

Произведения зарубежной литературы Контроль усвоения материала раздела.

Сказки зарубежных писателей. Осознанное чтение произведений.

Произведения зарубежных писателей.

1


14

Обобщение по разделам «Зарубежная литература».

Итоговый урок, обобщение и систематизация знаний. Конкурсная программа на знание авторов, текстов, терминологии.

Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.). Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта

1


8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 - 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 - 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 - 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

• составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Учащиеся должны:

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Рекомендации по оцениванию учащихся

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

Проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, пере­становка, пропуски или добавления букв, сло­гов, слов);

  • неправильная постановка ударений (бо­лее 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитан­ного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по со­держанию текста;

  • неумение выделить основную мысль про­читанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание ос­новного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последователь­ности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовлен­ного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чте­нии вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразитель­ность при передаче характера персонажа.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская 4 класс. Часть 1, 2

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Словари по русскому языку

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Мультимедийный проектор.Персональный компьютер с принтером, сканером

Игры и игрушки.

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
• самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
• основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
• нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
• эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
• умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
• умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
• умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий:
- личностных,
- коммуникативных,
- познавательных,
- регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).


5


6

7

8

9

11

12

13

14










© 2010-2022