Разработка раздела программы по русскому языку. Существительное. Основные типы склонения. Начальная школа

Тема «Имя существительное. Склонения имен существительных» является одним из разделов программы по русскому языку в начальных классах. Раздел является частью общего курса русского языка. Это объединение уроков, реализующих одну цель. Уроки этого раздела  формируют навыки грамотного, безошибочного письма. В рамках уроков одного раздела реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Кузьмиярская ООШ

«Методическая разработка раздела

образовательной программы»

Тема: Имя существительное. Основные типы

склонения имен существительных.

Учитель: Шмелёва Надежда Авдеевна

I. Пояснительная записка.

Тема «Имя существительное. Склонения имен существительных» является одним из разделов программы по русскому языку в начальных классах. Раздел является частью общего курса русского языка. Это объединение уроков, реализующих одну цель. Уроки этого раздела формируют навыки грамотного, безошибочного письма. В рамках уроков одного раздела реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Необходимо поставить ученика в такие условия, когда на каждом уроке ребенок четко осознает, что и с какой целью он выполняет. Это избавит их от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Главная познавательная цель - формирование представлений о языке; ознакомление с основными положениями науки о языке; формирование коммуникативной компетенции учащихся: навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры.

Тем самым мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем русский язык как часть окружающего мира.

Основные задачи: - нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня, а также их классификация и сравнение.

- грамотное письмо и правильная речь

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

* грамотное, безошибочное письмо должны формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика;

* навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений;

* разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и самоконтроль ученика.

Содержание учебного материала представляет собой систему правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:

• постановка проблемы и ее анализ совместно с учителем;

• самостоятельная формулировка детьми правил, определений, способов деятельности;

• уточнение сформулированных выводов с опорой на учебник;

• упражнения, ориентированные на использование знаний по теме.

В данном разделе программы выделяются знания и умения, которые служат основой усвоения правописания. Обеспечивается связь морфологии (части речи, грамматические признаки) с морфемикой (состав слова) и лексикой (значением). Формируемые понятия раскрываются на постепенно усложняющемся языковом материале и характеризуются с разных сторон. Так, понятие об имени существительном сначала формируется на словах типа стол, карандаш, собака и т. д., а затем вводятся слова типа бег, стук, белизна.

Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но в основу системы воспитания заложены русский язык и общение на родном языке. И, конечно же, урок русского языка таит в себе неограниченные возможности воспитания ребенка гражданином своего Отечества.

Содержание учебника, рабочей тетради, методического пособия позволяют в полной мере решать задачу воспитания и развития младших школьников. Перед учителем начальных классов стоит задача формирования основ гражданской позиции младшего школьника через формирование нравственных качеств личности, мировоззренческих позиций ребенка, чувства сопричастности к историческому прошлому края, культуры общения и коммуникативных навыков ребенка.

Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как

сотрудничества и творческого общения учителя и учеников, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузку. Это способствует более результативному выполнению прямой цели урока и создает благоприятные условия для решения таких важных задач, как активное усвоение терминологии, образцов и планов решения тех или иных учебных задач, логики рассуждения, доказательства, формирование готовности к самооценке и самоконтролю. Кроме того, творческое общение учителя с учениками становится средством формирования таких психических процессов, как внимание, память, воображение, мышление и познавательных действий.

II.Цель:

организация деятельности учащихся для развития навыка склонения имен существительных и распознавания падежей.

Задачи:

образовательная: научить распознавать признаки и падежные окончания имен

существительных 1,2 и 3-го склонения через открытие детьми новых способов деятельности; формировать готовность к самоконтролю и самоанализу через осознание детьми своих действий, результатов и способов своего анализа условий задач;

развивающая: развивать орфографическую зоркость, произвольное внимание,

творческое мышление, устную и письменную речь через предметные знания и упражнения;

воспитательная: вызвать интерес к урокам русского языка, совершенствовать

этику речевого поведения; воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного труда через развитие индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество.

III. Психолого-педагогическое обоснование.

Построение процесса обучения ориентировано на развитие психических функций и освоения младшими школьниками учебного материала в соответствии с возрастными особенностями.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует конкретные операции. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Их отличает осознанность и произвольность. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т. е. от типа обучения. И как результат, у ребенка появляется рефлексия - осознание детьми своих действий, точнее, результатов и способов своего анализа условий задачи.

Имеет свою специфику и развитие восприятия. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок путает похожие по написанию буквы и цифры. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если в начале обучения у ребенка былоанализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.Развивающий интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо прослеживается при описании детьми картан. Недаром еще А. Бине и В. Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет стадией перечисления, а в 6-9 лет - стадией описания. Позже, после 9 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации).

Память развивается в двух направлениях - произвольность и осмысленность. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, но они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических, т. е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. Школьники способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-2- минут, Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль над процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика. Разные дети внимательно по-разному: раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одно задание, но быстро перейти к следующему им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности -нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

IV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В результате изучения раздела «Имя существительное. Основные типы склонения имен существительных» ученик должен:

Называть: изученную часть речи и значимые слова.

Приводить примеры имен существительных разных склонений с безударными и ударными окончаниями в любом падеже, а также их синонимов и антонимов.

Находить имена существительные в предложениях, текстах и отличать их от других частей речи.

Различать склоняемые и несклоняемые имена существительные, а также слова близкие по смыслу и однокоренные.

Определять: род, число, склонение, падеж имени существительного.

Пользоваться орфографическим, толковым и словообразующим словарем.

Характеризовать синтаксическую роль (назначение) изученной части речи в предложении.

Применять: правила написания безударных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения и способы их проверки.

Списывать и писать под диктовку разборчиво, аккуратно имена существительные с безударными окончаниями.

Составлять небольшие тексты описательного и повествовательно характера с использованием несклоняемых и склоняемых имен существительных.

Подбирать рифмованные слова.

Обнаруживать ошибки в письменной самостоятельной работе (диктант,

Изложение, сочинение) и устанавливать их причины.

Использовать справочную литературу для самоконтроля.

Извлекать информацию об именах существительных из различных источников, включая компакт-диски учебного назначения и ресурсов Интернета.

V. Использования в образовательном процессе образовательных технологий, методов и форм организации деятельности учащихся.

На уроках русского языка, а в частности при изучении раздела «Имя существительное. Основные типы склонения имен существительных» используются элементы:

1. Проблемного обучения.

• Возникновение проблемной ситуации.

• Осознание сущности затруднения.

• Нахождение способов решения.

• Доказательство правильности выбора способа решения.

• Проверка правильности решения проблем.

2. Технологии критического мышления через чтение и письмо.

• Побуждение к работе с новой информацией.

• Вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

• Бесконфликтный обмен мнениями.

• Получение информации по теме.

• Классификация полученной информации по категориям знания.

3. Технологии дифференцированного обучения.

• Дифференциация заданий по уровню различия познавательной деятельности

• Дифференциация заданий по уровню трудности учебного материала.

• Дифференциация заданий по объему учебного материала.

• Дифференциация заданий по степени самостоятельности учащихся.

• Дифференциация заданий по характеру помощи обучающимся.

4. Игрового обучения.

• Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

• Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

• Учебный материал используется в качестве ее средства.

• В учебной деятельности вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактической игры в разряд игровых.

• Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

5. Здоровьесберегающей технологии.

• Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания).

• Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).

• Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

6. Технологии групповой деятельности.

• Уровень актуального развития или способностей.

• Разные способности и знания.

• С разными функциями «лидер», «генератор идей».

• По взаимному выбору.

• На основе расчета: первый, второй, третий и т. д.

• По желанию учащихся.

7. Технологии развивающего обучения.

• Учитель создает проблемную ситуацию, использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать опыт учащихся.

• Составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися.

• Создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

• Стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

• Использовать в ходе урока дидактический материал.

• Оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.

VI. Система знаний и система деятельности.

Предметные знания.

Понятия:

- «грамматическое значение», «морфологические и синтаксические признаки»;

- существительные одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные;

- род существительных, имена существительные общего рода;

- число и падеж существительных.

Формирование и усвоение знаний:

- три склонения имен существительных (учитывая его род и окончание);

- склонение существительных на - ия, - ий, - ие; на - мя;

- несклоняемые (неизменяемые) существительные;

- словообразование существительных;

- безударные падежные окончания.

Компоненты учебной деятельности.

1. Мотивы учения (мотивация):

- учебно-познавательные (интерес к знаниям, любознательность);

- непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность).

2. Учебная задача (система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий).

3. Учебные операции (входят в состав способа действий).

4. Контроль (первоначально работу контролирует учитель, но постепенно начинают контролировать ее сами дети, развивается внимание).

5. Содержательная оценка (критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми).

Система деятельности.

1. Познавательная деятельность:

- сравнение выделенных существительных, их сходство и различие

- выделение существенных признаков

- классификация

-анализ

- синтез

- обобщение.

2. Преобразующая деятельность:

- постановка задач

- методы решения этих задач

- способы действия

3. Общеучебная деятельность:

- саморазвитие

- способы поиска новой информации

- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

4. Самоорганизующая деятельность:

- целеполагание как самостоятельная постановка учебной задачи

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

- прогнозирование - оценка планируемого результата и уровня усвоения содержания

- самооценка и самоконтроль.

VII. Контроль и коррекция результатов.

Цель контроля: выявить слабые места и ошибки, своевременно их исправить и не допускать повторения. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний, умений, навыков в распознавании склонений имен существительных и падежных окончаний.

Текущий контроль это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменении в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. По данному разделу текущий контроль осуществляется в ходе устного опроса, наблюдения, проверки домашнего задания, организации индивидуальной и групповой самостоятельной работы. Лучше всего это делать на этапе актуализации изученного материала, а также в ходе участия детей в открытии нового знания. Учитель может зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы. Ученик также видит свои результаты учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении;

Для тематического контроля предназначены проверочные работы в форме тестов и контрольного диктанта.

VIII. Для осуществления целостного подхода в обучении
используются методы:

I. По источнику получения знаний:

1. Словесные:

> беседа (индивидуальная и фронтальная)

> рассказ

> собеседование с классом или группой

> работа с книгой.

2. Наглядные:

> демонстрация плакатов, схем, таблиц, моделей

> использование технических средств

> просмотр презентаций.

3. Практические:

> практические задания

> упражнения (устные и письменные)

> дидактические игры.

II. По степени активности познавательной деятельности учащихся:

> объяснительный

> иллюстративный

> проблемный

> частичнопоисковый.

Используемые формы проведения занятий:

• урок

• викторина

• КВН

• домашнее задание

© 2010-2022