Материал к уроку русского языка в 8 классе Сочинение-описание картины А. И. Морозова «За чаепитием»

1. Начало урока. Как завелся в России чай, так и полюбил русский человек чаевничать. Неслучайно ходят в народе пословицы и поговорки про чай. И больше всего таких, где говорится, что от горячего, душистого напитка, сколько его ни пей, никакого вреда нет – одна польза. Например: «Чаем на Руси никто не подавился»; «С чая лиха не бывает».   Сейчас мы пьем чай наскоро, а раньше чаепитие было неспешным. Делали это с чувством, с толком, с расстановкой. Ведь за чаем человек отдыхал, приходил в себя и с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материал к уроку русского языка в 8 классе


Сочинение-описание картины А.И. Морозова «За чаепитием»

1. Начало урока.

Как завелся в России чай, так и полюбил русский человек чаевничать. Неслучайно ходят в народе пословицы и поговорки про чай. И больше всего таких, где говорится, что от горячего, душистого напитка, сколько его ни пей, никакого вреда нет - одна польза. Например: «Чаем на Руси никто не подавился»; «С чая лиха не бывает».

Сейчас мы пьем чай наскоро, а раньше чаепитие было неспешным. Делали это с чувством, с толком, с расстановкой. Ведь за чаем человек отдыхал, приходил в себя и согревался после тяжелой дороги. Чай снимал усталость. Отсюда и пословица; «Чай пить - не дрова рубить».

По тому, кто каким чаем потчует, подмечали, насколько щедр хозяин. Если кто-то жадничал и ставил на стол жидкий чай, то вполне мог услышать: «Такой чай, что Москву насквозь видно». Иногда тому, кто заварки наливал на донышке, по-свойски говорили: «Лей, лей не жалей».

Чай пили и зимой, и летом - ведь в мороз он согревает, а в жару - освежает. И такого чайника, как сейчас, нашим предкам было мало - им обязательно подавай самовар. Краса и гордость русского стола появился в середине XVIII века. Владимир Иванович Даль так описывает самовар «Водогрейный, для чаю, сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровнею внутри». Самовар называли «генералом стола». Без него какое застолье, какое угощение? Огромные, блестящие, бокастые, из меди, латуни, а то и серебра они выглядели просто царственно, но и стоили они изрядно.

Самый дешевый по тем временам, обходился покупателю дороже, чем корова. На то, чтобы построить простую избу и обзавестись самоваром, мужик тратил примерно одни и те же деньги. Но зато удовольствие-то было какое! Без самовара не жизнь: ни друзей позвать, ни гостей пригласить!

Долгое время из-за своей дороговизны чай был недоступен крестьянам и даже людям среднего достатка. Только в начале XIX века чай стал доступным и начал прочно входить в русский быт: без него не обходилась ни одна встреча, ни одно семейное торжество, не заключались брачные союзы и торговые сделки. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. И, конечно же, стало сюжетом многих картин.

2. Просмотр видеоролика.

«Русское чаепитие»

3. Представление художника.

Александр Иванович Морозов оставил немного картин, поскольку всю жизнь вынужден был зарабатывать нетворческой работой: тридцать лет преподавал рисунок в Училище правоведения в Петербурге, давал частные уроки, делал заказные портреты (иногда с фотографий), писал иконы.

Однако практически все его картины отличаются высоким живописным уровнем и ныне экспонируются в крупнейших отечественных музеях.

Первые работы Морозова критика и публика приняли очень доброжелательно. Картину «Выход из церкви в Пскове» (1864). Молодые И. Е. Репин и В. Д. Поленов восхищались тщательностью работы с натуры и мастерством передачи яркого солнечного света. Картину купил П. М. Третьяков, как и следующую отмеченную критиками работу - «Сельская бесплатная школа» (1865). В ней Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.

Художника привлекала природа, причем в ее гармоническом, то есть спокойном, идеальном, «вечном» состоянии. Человека он мыслил в полном единении с природой.

Наиболее известные работы художника:

«Выход из церкви в Пскове» (1864)

«Сельская бесплатная школа» (1865)

«Отдых на сенокосе» (два варианта - ок. 1860 и 1861)

«Хозяйкины заботы» (1898).

4. Работа по картине «За чаепитием» (Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко). Подбор языкового материала.

- Что и кто изображен на картине?

- Где может происходить действие?

- Что интересного вы заметили на картине?

- Можно ли по портрету составить представление о человеке: кто такой, какой у него характер, привычки, чем занимается?

Материал для сочинения:

Чай, аромат: густой, душистый, горячий, живительный, сладкий, ароматный.


Взгляд, выражение глаз: глубокий, живой, прищуренный, лучистый, мягкий, открытый, молодцеватый, чистый, с хитрецой, проницательный, насмешливый, стариковский, весёлый, задорный, отеческий.


Волосы: густые, прямые, кудлатые, курчавые, приглаженные, редкие, короткие.


Человек, личность: колоритная, образная, яркая, запоминающаяся, живописная, характерная,

простая, типичная, типическая, оригинальная.


Руки: мозолистые, натруженные, рабочие, стариковские, шершавые, изящные, сильные, крестьянские.

5. Примерный план сочинения:

1. Представление портрета (автор, история создания).

2. Описание портрета:

а) фон;

б) лицо, мимика;

в) поза, руки;

г) одежда;

д) человеческие качества.

3. Колорит картины.

4. Наше отношение к портрету.

6. Домашнее задание: написать сочинение на черновик.

youtube.com/watch?v=4e3lsriXWEk

artcyclopedia.ru/morozov_aleksandr_ivanovich.htm

2


© 2010-2022