Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лесноуколовская основная общеобразовательная школа»

Красненского района

Белгородской области









Исследовательская работа

«Гордость за сына я ношу в своём сердце»
(памяти погибшего в Чечне Ивана Ушакова)











Работу выполнила:
ученица 9 класса

Котлярова Алена Романовна

Руководитель работы:
учитель русского языка и литературы

Дыбова Татьяна Ивановна





Содержание


Введение…………………………………………………………………

Глава 1.

1.1. Чечня.1994-1996г.г. ………………………………………………..

1.2. Чечня.1999г. Возобновление войны……………………………….

1.3. Причины возникновения войны……………………………………

Глава 2

2. 1. Детские и школьные годы Ивана Ильича…………………………

2.2. Юность………………………………………………………………..

2.3. .Выполнение священного долга……………………………………

2.4. Землетрясение: как это было………………………………………..

Глава 3

3.1 «Мама, я вернусь!»………………………………………………….

3.2. Воспитали не только сына………………………………………..

3.3.Я переживаю те чувства, которые не могла осознать тогда……..

3.4. За мужество…………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………

Источники….……………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………..



Введение


Я, Котлярова Алена Романовна, живу в селе Лесное Уколово Красненского района, являюсь ученицей 9 класса МОУ «Лесноуколовская основная общеобразовательная школа»

Наша история - это люди, чей жизненный опыт и знания должны передаваться из поколения в поколение, как и память о них. История России, история русского народа велика. Есть в ней сотни дат знаменательных и громких, но они не заглушают боль за тех, кто безвинно канул в омут исторических событий. Солдаты не выбирают войну. Они свято выполняют приказ.
Как часто мы забываем тех, кто нас защищал, кто отдавал за наше будущее собственную жизнь. И я хочу посвятить свою исследовательскую работу памяти моего земляка Ушакова Ивана Ильича, который погиб при землетрясении в Чечне в октябре 2008 году. От родных и близких я узнала о его судьбе, но на многие вопросы мне захотелось самой найти ответы.

В ряде статей газет «Белгородские известия» и «Житье» содержатся сведения об Иване Ильиче Ушакова. Однако эта информация неполная, краткая, не дает достаточного представления о жизненном пути героя-земляка, о его подвиге. (Приложение 1)

Я с помощью учителя русского языка и литературы, Дыбовой Татьяны Ивановны провела блиц-опрос среди учащихся нашей школы (Приложение 2)

  • Когда началась война в Чеченской Республике?

  • Как она отразилась на жизни тех людей, кто принимал непосредственное участие в ней?

  • Что можем сделать мы, чтобы сохранить память о наших земляках?

Приступая к исследовательской деятельности, у меня не было выстроено единой концепции. Информационное поле, занятое чеченской темой, выработало у меня негатив к чеченцам. Меня переполняли эмоции, чувства и личные впечатления. Но огромное желание рассказать о моем земляке позволило мне восстановить череду событий, мысли, чувства, переживания и повседневные радости Ушакова Ивана Ильича.

В работе используются воспоминания родных и близких людей Ивана Ильича, документы семейного архива, а также материалы Интернета.

Цель моего исследования - изучить жизнь и боевую деятельность нашего земляка Ивана Ильича Ушакова

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

  • собрать фотографии, письма, документы и на их основе провести анализ истории жизни Ивана Ильича Ушакова.

  • анализ литературных и исторических источников, картографических материалов по теме с целью представления полной картины землетрясения в Чеченской Республике и уточнения обстоятельств гибели;

  • анализ материалов, полученных от родственников и местного населения с целью сбора информации о мирной жизни героя;

  • обобщение и описание результатов исследования.

  • развитие коммуникативных навыков.

Гипотеза

Я считаю, что и в минуту опасности, и в бытовой обстановке нельзя терять голову, надо уметь думать, анализировать, самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия.

Методы исследования:

  • анализ исторических источников и документации;

  • опрос, беседа, анкетирование, интервью;

  • сравнение, анализ, обобщение.

Предполагается, что практическим выходом моего исследования будет материал о жизни и боевом пути Ивана Ильича Ушакова для бесед на уроках мужества.

Эту тему я выбрала потому, что Ушаков Иван Ильич учился в школе, в которой учусь и я, мы хотим, чтобы каждый ученик нашей школы знал, кто такой Иван Ильич Ушаков.









Глава 1.

1.1 Чечня. 1994-1996 г.г.

Чеченская война вошла в историю как одно из самых широкомасштабных военных действий. Эта война была серьезным испытанием для русских солдат. Она не оставила равнодушным ни одно сердце, ни для кого не осталась бесследной. Чеченская война пролилась не только слезами родственников погибших, но и сострадавших им. (Приложение 3)

Долгим и трудным был путь русских солдат. Прошло немало времени после тех трагических событий, но память живет в сердце каждого и боль от потерь отдается в сердце.

Чем дальше в историю уходят годы Чеченской войны, тем ярче и полнее проявляется величественность подвигов советских и русских солдат. Они доказали, что сплоченность и вера в победу побеждают несправедливость и безнаказанность. С того времени, когда прошли эти кровопролитные войны, еще зримее и отчетливее проявляется объективный и неоспоримый факт- Победа. Победа, которая достигнута большой ценой и которая не поддается измерению существующих метрических мер. Здесь измерение нетрадиционное - человеческие жизни. Миллионы погибших, умерших от ран, пропавших без вести и сгоревшие в огне войны. Погибли, умерли от ран и болезней, пропали без вести, сгинули в плену…- подобные понятия являются непременным спутником статистики военных потерь.

Чеченская война - широкомасштабные военные действия между федеральными войсками Российской Федерации и чеченскими вооруженными формированиями.

Попытки России урегулировать мирными средствами затяжной чеченский кризис, возникший после провозглашения Чечней в 1991 государственной независимости и выхода из состава России, оказались безуспешными.

Штурм Грозного антидудаевской оппозицией, поддержанный федеральным центром с целью свержения режима Д. М. Дудаева, закончился неудачей. 30 ноября 1994 президент Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Было принято решение об использовании регулярной армии. Генералы предполагали с легкостью захватить мятежную республику, однако, война затянулась на несколько лет.

11 декабря 1994 российские войска пересекли границу Чечни, начались кровопролитные бои за Грозный. Лишь к марту 1995 российским войскам удалось вытеснить из него чеченских ополченцев. Российская армия, используя авиацию, артиллерию, бронетехнику, постепенно расширяла радиус своего контроля, положение чеченских формирований, перешедших к тактике партизанской войны, с каждым днем усугублялось.

В июне 1995 отряд боевиков под командованием Ш. Басаева совершил налет на город Буденновск и захватил в заложники всех, находившихся в городской больнице, и других жителей города. Ради спасения жизни заложников российское правительство выполнило все требования боевиков и согласилось начать мирные переговоры с представителями Дудаева. Но сложный переговорный процесс был сорван в октябре 1995 в результате покушения на командующего российскими войсками генерала А. С. Романова. Военные действия продолжились. Война выявила недостаточную боеспособность российской армии и требовала все больших бюджетных вложений. В глазах мировой общественности авторитет России падал. После провала операции федеральных войск в январе 1996 по обезвреживанию боевиков С. Радуева в Кизляре и Первомайском в самой России усилились требования прекратить военные действия. Промосковские власти в Чечне не сумели завоевать доверие населения и вынуждены были искать защиты федеральных властей.

Гибель Дудаева в апреле 1996 ситуации не изменила. В августе 1996 чеченские формирования фактически захватили Грозный. В этих условиях Ельцин принял решение о проведении мирных переговоров, которые поручил вести секретарю Совета Безопасности А. И. Лебедю.

30 августа 1996 в г. Хасавюрте были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни, проведение всеобщих демократических выборов, решение по статусу Чечни откладывалось на пять лет.

После окончания первой чеченской кампании 1994-1996 годов судьба более чем 1200 российских военнослужащих оставалась неизвестной.

1.2. Чечня .1999 г. Возобновление войны.

В 1999 году Чеченская война возобновилась после того, как чеченские боевики вторглись в Дагестан, попытались захватить высокогорные районы и провозгласить создание исламского государства. Федеральные войска вновь вошли в Чечню и в короткий срок взяли· под контроль важнейшие населённые пункты.

На референдуме жители Чечни высказались за сохранение республики в составе Российской Федерации.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением со времён второй мировой войны и унесла жизни десятков тысяч человек. Эта война стала серьёзным предупреждением властям о тяжёлых последствиях гражданского конфликта.

Всего, по официальным данным, в Чечне за все время конфликта погибло и пропало без вести около 6 тысяч российских военнослужащих, пограничников, милиционеров и сотрудников службы безопасности. Никакими суммарными данными о безвозвратных потерях чеченской армии мы сегодня не располагаем. Можно только предположить, что из-за меньшей численности и более высокого уровня боевой подготовки, войска Чечни понесли значительно меньшие потери, чем федеральные войска. Общее число погибших жителей Чечни чаще всего оценивается в 70 - 80 тысяч человек, в подавляющем большинстве - гражданских лиц. Они стали жертвами обстрелов и бомбардировок со стороны федеральных войск, а также так называемых «зачисток» - осмотра российскими солдатами и сотрудниками МВД оставленных чеченскими формированиями городов и сел, когда нередко от пуль и гранат федералов погибали мирные жители. Самые кровавые «зачистки» проводились в селе Самашки недалеко от границы с Ингушетией.

1.3.Причина возникновения войны

С чего собственно началась эта война, перевернувшая жизни людей двух народов? Ее началу послужили несколько причин. Во-первых, Чечне не давали отделиться. Во-вторых, издревле шло угнетение кавказских народов, то есть корни этого конфликта уходят очень далеко. Сначала унижали чеченцев, а после они - русских. В Чечне, после начала конфликта, жизнь русских можно было сравнить с адом.

Повлияла ли эта война на судьбы тех парней, которые в ней участвовали? Однозначно повлияла, но по-разному: у кого-то она отняла жизнь, у других возможность полноценно жить, кто-то наоборот смог стать человеком с большой буквы. Выжившие парни, от увиденного и пережитого ими, иногда сходили с ума. Некоторые из них оканчивали жизнь самоубийством, возможно, потому что чувствовал вину, перед теми, кого не стало. По-разному сложились их судьбы, одни счастливы и нашли себя в жизни, другие наоборот. Конечно, в большей степени война не может положительно повлиять на дальнейшую судьбу человека, она лишь может научить ценить жизнь и всё, что в ней есть.

Глава 2.

2.1.Детские и школьные годы Ивана Ушакова

Иван Ильич родился 17 апреля 1972 года в селе Лесное Уколово Красненского района Белгородской области. Родители Ивана, мать Зинаида Петровна и отчим Михаил Тихонович, были колхозниками. В семье Ушаковых Иван был единственным сыном. (Приложение 4)

Иван учился в Лесноуколовской школе села Лесное Уколово, учился хорошо, старался порадовать родителей своими успехами. (Приложение 5) Все окружающие знали, что за его скромностью, молчаливостью, уравновешенностью скрывается сильный, волевой характер.
Первая учительница, Сухарева Зинаида Петровна, вспоминала, что Ваня по характеру был очень выдержанный и спокойный, всегда чувствовал свою ответственность перед взрослыми.

Классным руководителем в 5 классе была Манаева Валентина Семеновна. Как вспоминает Валентина Семеновна, Иван отличался от своих одноклассников. Очень добрый, приветливый, отзывчивый, тактичный. И всегда всем улыбался. За время обучения в нашей школе никто и никогда в жизни не слышал от него плохого, грубого слова. Он, кажется, и мухи-то не мог обидеть, слишком уж добрая у него была душа.

Но уже через год Манаева Валентина Семеновна, став директором школы, передала классное руководство Ушаковой Клавдии Петровне. Клавдия Петровна, как сейчас помнит обаятельного мальчишку. Он и вправду был очень обаятельным, уже в 8 классе многие девчонки влюбились в него. Волосы черные, длинные. «Постричь бы его только покороче», - рассуждала вслух классная мама. Но Иван, пока учился в школе, никогда не менял свою прическу, которая была изюминкой его внешности. И улыбка до ушей… Она никогда и после не сходила с его милого мальчишеского лица. Такой не было ни у кого!.. О его уважительном, трепетном отношении к людям, особенно к женщинам и старшим, можно говорить долго. Он никогда не смел толкнуть девочку, нагрубить взрослым. Ваня всегда был вежливым, уступчивым, открытым. Добрый друг, хороший человек.

Захаров Николай Павлович, учитель физической культуры с любовью вспоминает о походах, соревнованиях, в которых принимал непосредственное участие Иван. Парень проявлял себя в спортивных соревнованиях, занимался в секциях, был незаменим в трудовых делах. Захаров Николай Павлович отмечает, что Иван был его «правой рукой», затейник во многих мероприятиях.

У одноклассников Ивана Ильича Бессмельцевой Натальи, Манаева Юрия, Захаровой Валентины, Проселковой Татьяны, Тягнерядневой Валентины, Манаевой Галины, Семёновой Ольги, Шамрина Николая, Рожкова Александра, Федосова Николая остались добрые воспоминания о своем товарище.

Федосов Николай, одноклассник Ушакова И.И принимал участие в составе Воронежского ОМОНА позиции под Урус-Мартаном Чеченской Республики. Побывав у Николая Сергеевича в гостях, я узнала о дружеских взаимоотношениях одноклассников, о том, что если интеллект, чувство собственного достоинства, принципиальность перешли к Ивану Ильичу от матери, то его работа по физическому совершенству, работа над собой, подготовка к будущему - это все приобретенное им самим.

Земляк, Стрелкин Юрий Прокопьевич, подполковник МВД, будучи вместе на одном участке позиций, встречался с Иваном Ильичем в поселке Курчалой. Незадолго до трагедии Юрий Прокопьевич встречался с Иваном Ильичем, вспоминали своих сослуживцев, делились новостями, полученными из дома.

2.2 Юность

В 1987 году после окончания 8 класса (Приложение 6) Иван поступил в Новооскольский совхоз-техникум. В 1991 году окончил техникум по специальности «Механизация сельского хозяйства», получив диплом. (Приложение 7)

В 1991 году подошло время служить в армии. С 1991 по 1993 год Иван проходил службу в рядах российской армии, служил в Актюбинске в авиационной части, где и остался служить по контракту еще 6 лет. (Приложение 8 )

В 1993 году женился. Вернувшись домой, работал инженером в Красненской МТС, главным инженером в ОАО «Рождественское». В 2004 году работал в милиции инспектором дорожного надзора ГИБДД.

По воспоминаниям матери Зинаиды Петровны, Иван был ее первым помощником в домашних делах. Из воспоминаний соседки Копоневой Клавдии Андреевны: «Я живу по соседству с семьей Ушаковых. Иван был моим постоянным помощником. Не знаю, как он узнавал о моих заботах, но всегда вовремя приходил ко мне на помощь».

2.3. Выполнение священного долга

В июне 2004 года Иван Ильич продолжил службу в органах внутренних дел. За время службы проявил себя добросовестным, ответственным сотрудником. В декабре 2007 года был назначен государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД отдела внутренних дел по Красненскому району. Ушаков Иван Ильич работал на сложных и ответственных участках, требующих особого внимания. Сослуживцы добрыми словами вспоминают своего погибшего товарища.

В 2008 году Ушаков Иван Ильич был направлен в служебную командировку на полгода в Чеченскую Республику поселок Курчалой. (Приложение 9)

2.4.Землетрясение: как это было

11 октября в Чеченской Республике произошло самое страшное землетрясение. Подземные толчки, которые достигали 6 баллов, начались в субботу днем, а сила в эпицентре достигала 8 баллов. Наиболее пострадал Курчалоевский район. Погибло 12 человек, многие получили ранения.

Землетрясение произошло накануне выборов в парламент республики. В день трагедии Иван Ильич Ушаков дежурил на избирательном участке, где шла подготовка к выборам и находились члены избирательной комиссии. В начале второго начались подземные толчки, задрожали стены здания, по ним пошли трещины. Иван помогал членам избирательной комиссии эвакуироваться из помещения. По словам очевидцев, когда здание начало рушиться, он погиб сам под обломками. Ивану Ильичу было всего-навсего 36 лет. (Приложение 10)

Глава 3.

3.1 «Мама, я вернусь!»

Война - это воспоминания, которые калечат сердце, это слезы матерей от адской душевной боли, это люди, пожертвовавшие многим ради восстановления мира на Земле.

Что может сделать Мать для сына-солдата? Что? Только одно - ждать…

В трудных и скорбных обстоятельствах, в событиях поистине трагических, дождаться сына может лишь только мать.
«Мама, я вернусь!» - такие обещания давали, пожалуй, все наши ребята, которые уходили в Афганистан, в Чечню. Одному Богу было известно, какие чувства пришлось испытать им. С каждым скрипом почтового ящика, вздрагивали матери, ожидая получить хоть какую-то весточку. Многим повезло сразу. Многие дождались своих сыновей чуть позже. А некоторые до сих пор ждут и верят, когда откроется дверь, и родное с самого рождения лицо, сквозь боль произнесет: «Мама, я вернулся!»
Из воспоминаний Зинаиды Петровны Ушаковой: «… Как безжалостно летит время и меняет всё вокруг! Велико моё горе. Но пересилить его мне помогают люди. Гордость за сына я ношу в своём сердце. Немало друзей сына навещают наш дом и ныне. И в каждом из них, почему-то, я вижу своего Ваню, все они - мои сыновья!…» (Приложение 11)

3.2. Воспитали не только своего сына.

Ушаков Зинаида Петровна - женщина очень сильная, волевая, о таких писал в своих произведениях Н. А. Некрасов.(Приложение 12) У неё в доме всегда уютно, заходишь в дом, а там светло, тепло, пахнет всегда свежей выпечкой и парным молоком. Они с мужем работали в колхозе, но, несмотря на занятость, низкую заработную плату, старались баловать сына так часто, как это было возможно. Зинаида Петровна и Михаил Тихонович воспитали не только своего сына, но вырастили внука Сережу и внучку Любу - приемную дочь Ивана. (Приложение 13) В семье Ивана Ильича был разлад с женой, поэтому бабушка помогала и до настоящего времени помогает в воспитании внуков. Дети взрослели и вскоре начали разъезжаться из родительского дома. Люба, окончив Алексеевское училище по специальности повар, работает. Повзрослел и младший сын Ивана Ильича. Сергей решил пойти по стопам отца. В настоящее время мальчик учится в Белгородском лицее милиции. После окончания лицея продолжит обучение в Белгородском юридическом институте. (Приложение 14)

3.3. Я переживаю те чувства, которые не могла осознать тогда.

Через три дня тело старшего лейтенанта предали родной земле. На похоронах было многолюдно и суетно. Сначала его тело подвезли к дому, а затем в ДК. Сама я похороны почти не помню, потому что я тогда училась в третьем классе. Может показаться, что о похоронах я говорю скупо и бесчувственно. Но это не так, на самом деле, мне сложно говорить о смерти человека, тем более такой далекой и непонятной для меня в детском, еще бессознательном возрасте. По сути дела, сейчас я переживаю те чувства, которые не могла осознать тогда. Дети плохо понимают, в какой степени страшна смерть, они еще не могут понять, почему взрослые плачут в такие моменты. Остается только абстрактное, чувственное восприятие случившегося, которое после душит сознание своим горьким, непонятным и тяжелым присутствием. Тогда я смогла понять только одно, случилось горе, большое горе. Единственным утешением для родителей, в постигшем родных горе, стало предание тела родной земле. Ведь до сих пор остаются семьи, в которых погибшие сыновья, остаются без вести пропавшими.

Висят теперь увеличенные фотографии Ивана Ильича на всех стенах и перегородках в родном доме, горит негасимая лампадка перед образами. Иван Ильич смотрит, открыто и ясно, как-то робеешь под этим прямым, чистым взглядом, хочется задуматься и помолчать. (Приложение 15)

3.4. За мужество

Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2009 года Ушаков Иван Ильич награжден орденом Мужества посмертно. На церемонии вручения присутствовали родные и близкие. (Приложение 16)

Неизбывная печаль томит и мучает родителей. Который уже год в любую погоду бредет Зинаида Петровна, мать Ивана, на кладбище к мраморному памятнику, под которым покоится прах сына, - и то благо, что до кладбища близко. Придет к могиле, сядет на скамейку долго и безутешно плачет… Несправедливая, жестокая жизнь отняла у нее "кровиночку", "радость невысказанную", ничто уже не может восполнить эту потерю». Сколько слез, сколько разбитых судеб принесла нам Чеченская война. Чем заполнить сердце, еле живое от переживаний и бессонных ночей? Орденами Мужества? Но ни один орден не заменит живого сына, потому что во всем мире нет ничего равнозначного человеческой жизни.. Ни одно из сокровищ мира не может стоит дороже живого, бьющегося сердца.

Заключение

Я благодарна родителям Ушакова Ивана Ильича. Зинаиде Петровне и Михаилу Тихоновичу, за предоставленные материалы: документы, письма и архивные фотографии.

В ходе исследовательской работы воссоздана история жизни нашего земляка и найдены ответы на поставленные вопросы. К своему подвигу Иван Ильич готовился всю жизнь. Он шаг за шагом шел к своей цели: работой для настоящего мужчины. К такому делу, где реализовались бы лучшие черты его характера: мужество, честность, порядочность. Для него было важным создание своей необходимости, своей причастности к истории.

Зинаида Петровна не может смириться с потерей сына. Боль живет в ее сердце. Может быть, ей станет чуть полегче, если ее Ваню будут помнить в селе, где он вырос, где учился. Таким образом, ответы на поставленные вопросы найдены. Понятие о чести и порядочности вложила в него мать, которая была для него самым близким и уважаемым человеком. Для нас, обучающихся в школе села Лесное Уколово, Ушаков Иван Ильич будет примером служения Отечества.






Библиография

1.Война в Чечне. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,

2.Война в Чечне. Федеральные силы (Электронный ресурс)










Приложение

  1. Газета «Белгородские известия»

  2. Блиц-опрос среди учащихся нашей школы

  3. Географическая карта Чечни

  4. Единственный сын у родителей.

  5. Первый раз в первый класс.

  6. Свидетельство об окончании 8 класса

  7. Диплом

  8. Служба в армии

  9. Командировка в Чечню

  10. Газета «Житье»

  11. «Мама, я вернусь!»

  12. Ушакова Зинаида Петровна

  13. Внуки Зинаиды Петровны

  14. Сын пойдет по стопам отца.

  15. Фотографии в доме

  16. Церемония вручения ордена




Приложение 1

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце



Приложение 2

Блиц-опрос учащихся нашей школы

Вопросы

  1. Когда началась война в Чечне?

  2. 2.Как она отразилась на жизни людей?

3.Что мы можем сделать, чтобы сохранить память о наших земляках?


Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце



Приложение 3.

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце

Приложение 4

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце




Приложение 5

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце




Приложение 6

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце




Приложение 7

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце


Приложение 8

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце


Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце

Приложение 9

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце



Приложение 10

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце

Приложение 11

«Мама, я вернусь!»

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце



Приложение 12

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце







Приложение 13

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце





Приложение 14.

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце

Приложение 15

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце





Приложение 16.

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце

Исследовательская работа Гордость за сына я ношу в своём сердце



© 2010-2022