Конспект урока по внеклассному чтению для 5 класса «В. Катаев «Сын полка»»

"Описание материала: ""«Сын полка» - значительное по объёму произведение, не включённое в хрестоматию, поэтому неизбежны трудности при его изучении. ""Для урока отобран материал, связанный с историей жизни ровесника современных пятиклассников.  ""Урок уместно провести в первую декаду мая, в связи с годовщиной празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. ""Общедидактическая цель: воспитание чувства любви к родине. ""Задачи: "вызвать живой интерес к событиям Великой Отечественной войны; "воспитывать чувство гордости за свою родину; "помочь в формировании гражданской позиции; "познакомить с художественным произведением периода ВОв; "способствовать самостоятельному осмыслению прочитанного; "способствовать воспитанию коммуникатив...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения

В. Катаев «Сын полка»

5 класс.

1. Демонстрируется отрывок документального фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм» (первые кадры 1 главы).

- Какое событие прервало течение мирной жизни?

- Что предприняли русские люди?

2. Солдаты гибнут на фронте, защищая родину, но и в тылу несладко. Самые беззащитные страдают более всего.

( Подготовленный ученик читает стихотворение А. Кулешова «На минском шоссе»)

А. Кулешов "НА МИНСКОМ ШОССЕ"

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Еще вчера хотелось близ дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,

В пути минуты длились, словно дни.

Все время сыну непонятно было,

Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плачь, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зеленой у кювета,

Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у березы,

Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг, -

В его глазах, недавно безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.

Он шел и шел. И чтобы мать спасти,

Следил ревниво за июньским небом

Малыш, седой от пыли, лет шести.


  1. Герой нашего произведения немногим старше этого мальчишки.

- Сколько лет Ване Солнцеву?

- Расскажите о жизни мальчика до встречи с разведчиками?

Обобщая ответы обучающихся, учитель подчёркивает, что сейчас Ваня - круглый сирота.

- Кого называют сиротой?

- С чем ещё ассоциируется понятие «мать»?

- Какие пословицы, поговорки о родине, любви к ней вы знаете?

Дополняем список, читая вслух пословицы, предложенные учителем (если есть необходимость).

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

Родных нет, а по родимой стороне ноет сердце.

Всякий Родину любит, как Святое место

За родину, за честь - хоть голову снесть.

Любовь к родине сильнее смерти.

Золоту старости нет, родине - цены нет.

Всюду хорошо, а дома лучше.

Велика русская земля и везде солнышко.

- Почему родину называют «матерью»?

- Как называется чувство любви к родине?

А вот как эту же мысль выразил знакомый нам писатель Виктор Петрович Астафьев:

«Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота».

Действительно ли это так?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту повести.

  1. Работа с текстом повести В. Катаева «Сын полка».

Ребятам предлагается фиксировать номера глав повести, с которыми работаем на уроке.

*В палатке у разведчиков. (Смотрим соответствующий эпизод из кинофильма Н.Харичевой «Сын полка», 1981 год), (гл. 4).

- Таким ли представляли себе героя?

- Какое решение относительно Вани принимает капитан Енакиев?

- Как отнёсся Ваня к приказу капитана?

- Что мы можем сказать о характере мальчика?

Читатель понимает, что происходит в душе мальчика, сочувствует ему и гордится его сильным характером.

*Встреча с ефрейтором Вознесенским (Чтение диалога по ролям: гл. 8, со слов «Ваня молчал…» до «Я - сын.»).

- Как ведут себя маленькие герои? Почему?

Ваня горд, самолюбив, он подошёл с «независимым видом», сказал «дерзко», но он и подавлен, завидует мальчику, на груди которого красуется серебряная медаль. Ваня «довольно жалобно посмотрел на обладателя бурки, которая ездит в обозе», он сразу теряет напускную развязность, как только узнаёт, что незнакомый мальчик - сын полка.

Ефрейтор Вознесенский самоуверен, независим, смотрит на Ваню свысока, гордится шашкой, буркой, званием и тем, что он сын.

Обучающиеся делают выводы о мыслях и чувствах мальчиков на основании их поведения.

- Какое решение принимает Ваня после этой встречи?

*Ваня в разведке.

(Творческий пересказ эпизода от лица главного героя: гл. 13, со слов «Ване Солнцеву было мало того…»)

- Почему Ваня попал в плен?

- Какие черты характера героя раскрываются в этом эпизоде?

- Какая фраза из букваря становится символической в контексте повести?

Желание стать настоящим разведчиком чуть было не погубило Ваню. Однако в этом эпизоде мальчик проявляет прирождённый талант, недетскую находчивость и большое мужество. Символом его жизни становится фраза из букваря: «Мы не рабы».

*Ваня и капитан Енакиев.

- Почему капитан Енакиев так заботился о Ване?

Обучающиеся расскажут о личном горе капитана, гибели его семьи (гл. 3, 18), сравнят отношение к мальчику капитана и разведчиков.

Любовь капитана Енакиева к Ване тесно переплетается с воспоминаниями о сыне, а для разведчиков Ваня был «не сыном, а младшим братишкой».

- Почему капитан Енакиев в разгар боя приказал Ване доставить пакет в штаб?

- Почему Ваня сначала отказался уйти в тыл, а потом согласился?

- Как в этом эпизоде раскрывается характер каждого из героев?

5. Вернёмся к словам Астафьева.

- Согласны ли вы с мнением писателя?

Ваню осиротила война, но он не стал сиротой в трагическом смысле этого слова. Заботу о его воспитании берёт на себя не только капитан, но и весь полк.

-Какое значение в жизни Вани имела дружба с разведчиками и артиллеристами?

- Чему он у них научился?

- Какие поступки Вани Солнцева свидетельствуют о том, что он был достоин своих боевых товарищей?

Ваню воспитывает вся окружающая обстановка, доброе отношение к нему людей. У солдат он учился не только дисциплинированности и мужеству, но и воинскому мастерству. Перед мальчиком большая жизнь, путь к которой откроется для него в Суворовском училище.

- Насколько правдива эта история?

Подготовленный ученик рассказывает о реальных судьбах мальчишек, ставших сиротами во время ВОв (рассказ сопровождается презентацией).

6.Домашнее задание: приготовиться к выборочному изложению «История жизни Вани Солнцева», опираясь на отобранный в классе материал. Рефлексия.



© 2010-2022