Русский язык. Тема урока

  Русский язык. ПНШ. Тема урока: "Прилагательное. Изменение прилагательных по родам и числам." (3 класс)   Цель: Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных (о роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится. Задачи:  Обучающие: учить исследовать слово, имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические особенности...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

3 класс (ПНШ)

Дорофеева Светлана Георгиевна

учитель начальных классов

МБОУ "СОШ № 9 имени М. И. Баркова"

Тема: Прилагательное. Изменение прилагательных по родам и числам.


Цель:

Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных (о роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи:

Обучающие: учить исследовать слово, имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные

результаты

Предметные:

Знать, как определять безударные окончания прилагательных.

Уметь изменять прилагательные по числам и родам; определять переносное значение имён прилагательных; выписывать прилагательные с зависимым существительным.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности;

- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

- выполнять работу по цепочке.

Личностные :

-нравственно-этическое оценивание.

По содержанию

С элементами межпредметной интеграции: окружающий мир, литературное чтение, музыка.

По форме организации

Комбинированный: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.

По видам деятельности

Поисково - исследовательский

По результатам выполнения

практический

Оборудование

мультимедийный проектор, компьютер

Материалы:

Презентация, учебники, словари, карточки со словами, магниты (значок для отметки выполненной задачи), схемы



Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Вводно мотивационный

1.1. Организационный

Организует класс на работу.

Учебник на столе у вас?

А ручка и тетрадка?

Тогда урок начнем сейчас

Раз всё у вас в порядке!

С малой удачи начинается успех!

- Прочтите и скажите, какое слово здесь главное?

- Как понимаете слово «успех»?

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

Учитель желает успеха ребятам.

Проверяют организацию рабочего места.



Дети рассуждают о том, что такое успех и что необходимо для успешной работы.

Познавательные УУД общеучебные (осознанное построение речевого высказывания)

1.2. Целеполагание и мотивация

Предлагает выполнить ряд заданий и определить тему урока.

1. В цепочках слов найдите и назовите лишнее слово.

• Солнце, солнышко, солнечный.

• Весна, весенняя, веснушка, веснянка.

• Снежное, подснежник, снег

• Лес, лесок, лесные

Объясните значение слова: веснянка.

Обратимся к словарю Ожегова.

Веснянка - старинная обрядовая восточнославянская песня, воспевающая приход весны.

Звучит песня "Веснянка".

Какой части речи эти слова?



Словарная работа:

п_года

ж_вотные

ч_ловек

покрывало

- Составьте словосочетания.


3. Предлагает сформулировать тему урока.

- А что такое имя прилагательное?

4. Предлагает сформулировать цель урока.


Обучающиеся называют и выписывают имена прилагательные.



Высказывают свои предположения.

Солнечный

Весенняя

Снежное

Лесные

Имена прилагательные отвечают на вопросы … и обозначают признак предмета

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Имена прилагательные всегда связаны с … именами существительными

Солнечный

Весенняя

Снежное

Лесные

Солнечный (какой?) человек (ед.ч., м.р.) - человек, который не унывает, своей улыбкой и теплом согревает других. (переносное значение)

Вывод:

Имена прилагательные изменяются по …числам

Имена прилагательные в ед.ч. изменяются по …родам.


Имя прилагательное.

Изменение прилагательных по родам и числам. -- Тема урока.


Познавательные УУД: логические (выбор оснований для классификации объектов).

Познавательные УУД: общеучебные (осознанное построение речевого высказывания).

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные УУД : умение определять тему и формулировать цель с помощью учителя.

1.3. Планирование


Планирование деятельности для решения поставленных задач.


Алгоритм

1. Найди существительное.

2. Определи ед. ч., род, падеж

мн.ч., падеж.

3. Задай вопрос.

4. Определи окончание, учитывай...

Аккуратное выполнение работы в тетради.

Обучающиеся располагают в правильной последовательности задачи для решения поставленной цели.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками


Познавательные УУД: формулирование познавательной цели



Регулятивные УУД : Постановка задач совместно с учителем к дальнейшей учебной деятельности.

Гимнастика для глаз

Рисуй восьмёрку вертикально,

Ты головою не крути.

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Зарядка окончена. Ты молодец.



2. Открытие новых знаний

1. Работа по учебнику: с. 101 у. 113

Цель: учить детей находить в тексте имена прилагательные, выделять словосочетания с ними, задавать вопрос от главного слова, определять форму числа.

- Прочитайте отрывок из песни, подставляя вместо точек нужную форму слова оранжевый.

- Что заметили интересного?

- Отчего зависит форма прилагательного?

- Запиши.

- Проверь.

2. Предлагает сделать вывод и отметить значком, что поработали над первой задачей.

Звучит песня "Оранжевая песня".

1. Читают слова. Вспоминают, что такое суффикс и какой смысловой оттенок придает этот суффикс словам.



- Одно и то же прилагательное в разных формах.

- В каком роде и числе существительное, в таком же роде и числе и прилагательное.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

2. Делают вывод.


Познавательные УУД : Логические (анализ, сравнение).




Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы.


Регулятивные УУД: удержания цели и задач урока.

3. Физминутка


Снять мышечное напряжение, переключить внимание.

"Кусты, деревья".

Кусты - присесть.

Деревья - руки вверх.

Дети выполняют упражнение.


4. Формирование первичных умений.


1. Предлагает прочитать диалог в учебнике с.102

2. Предлагает прочитать правило в учебнике с.103 -

а) самостоятельно

б) хором

в) индивидуальные ответы учеников, как поняли правило.

3. Предлагает сделать вывод и отметить значком, что поработали над второй задачей.


1. Высказывают свои предположения

2. Читают правило.

3. Делают вывод.

Познавательные УУД: поиск и нахождение необходимой информации

5. Закрепление

Работа над третьей задачей урока Предлагает выяснить насколько хорошо усвоены знания.

1. Предлагает записать

Умн__ речь хорошо и слушать.

Предлагает сделать вывод и отметить значком, что поработали над третьей задачей.


1. Записывают предложение.

(ед. ч., ж. р., В. п.) Умную (какую?) речь хорошо и слушать.


Делают вывод.

Познавательные УУД Логические (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:участие в коллективном обсуждении проблемы.


- Закройте глаза и представьте, что вы вместе с весной в мае месяце идёте по лесу, слегка подёрнутой дымкой, а вот в дали показалось белое пятно, словно снежное покрывало. Открываем глаза, что же это за покрывало в мае? (Ландыши.)

Какое задание?

Работа в группах

З_мли, выгл_нули, из-под, тр_винки, первые, з_лёные, робкие.

2. Подчеркните основу, укажите род, число, падеж имён прилагательных.

3. Русский язык. Тема урока:

4.Выписать имена прилагательные, определить род и число.

Русский язык. Тема урока:

5. Русский язык. Тема урока:

6. Чтение текста.

Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.


Подснежник.

Наступила весна. На маленьком пригорке оттаяла земля. Пробежал ветерок. Показался цветок. Солнце заметило подснежник. Оно согрело его и открыло дорогу весне. Здравствуй, весна!

Предлагает сделать вывод и отметить значком




Из - под земли выглянули первые, робкие, зелёные травинки.


3. Русский язык. Тема урока:


4. Русский язык. Тема урока:

5. Русский язык. Тема урока:

6.

Подснежник.

Наступила ранняя весна. На маленьком пригорке оттаяла земля. Пробежал тёплый ветерок. Показался первый весенний цветок. Ласковое солнце заметило подснежник. Оно согрело его и открыло дорогу весне. Здравствуй, весна!

Предметные:

Знать, как определять безударные окончания прилагательных.

Уметь изменять прилагательные по числам и родам; определять переносное значение имён прилагательных; выписывать прилагательные с зависимым существительным.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности;

- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

- выполнять работу по цепочке.

Личностные :

-нравственно-этическое оценивание.

6. Рефлексивно-оценочный

Предлагает оценить себя по критериям.

Предлагает домашнее задание

с. 103 упр. 115

или

п.т. с. 59 у. 63

Проводит инструктаж.

Предлагает подвести итог урока.

Предлагает вернуться к задачам урока:

- Справились ли мы с задачами урока?

Значит, достигли нашей цели, разобрались в теме урока.

- С каких слов начинали урок?

- Сегодня на уроке мы добились успеха?

В чём он заключается?

Работа в группе - строим лестницу успеха.

- Я открыватель.

- Я доказывал.

- Я помощник.

Оценивают на «волшебной линеечке».

Определяют, что не совсем понятно в теме урока.

Дети записывают домашнее задание .


Дети отвечают на вопросы.


Регулятивные УУД: контроль и коррекция.

Познавательные УУД: общеучебные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности


15


© 2010-2022