Конспект урока по теме: «А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения»

Цель: ü познакомить учащихся с отдельными этапами творчества А.С.Пушкина, историей создания повести «Капитанская дочка»; целью визита А.С.Пушкина в Уральск; литературой о Е.Пугачеве, Пугачевском восстании, родном городе; ü развивать речь учащихся, познавательную активность; ü способствовать формированию познавательного интереса к изучению русской литературы; воспитанию любви и уважения к родному краю и историческому прошлому. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-экскурси...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Быкова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы 1 категории ГУ "СОШ№20" , г. Уральск, ЗКО.

Конспект урока русской литературы в 8 классе

Тема: А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

История создания произведения.

Цель:

  • познакомить учащихся с отдельными этапами творчества А.С.Пушкина, историей создания повести «Капитанская дочка»; целью визита А.С.Пушкина в Уральск; литературой о Е.Пугачеве, Пугачевском восстании, родном городе;

  • развивать речь учащихся, познавательную активность;

  • способствовать формированию познавательного интереса к изучению русской литературы; воспитанию любви и уважения к родному краю и историческому прошлому.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-экскурсия, урок-исследование.

Межпредметная интеграция: история (1773-1775гг.), краеведение.

Оформление: портрет писателя, Е.Пугачева, иллюстрации с видом старого Уральска, выставка книг.

Ход урока.

I. Актуализация знаний

1.1. Сообщение целей урока.

- Сегодня мы с вами совершим экскурсию в творческую мастерскую писателя.

  • Что такое экскурсия? Каково лексическое значение слова?

Экскурсия -

1. Посещение, обычно коллективное какого-либо достопримечательного места, поездка куда-нибудь.

2. Организационный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или увеселительной целью.

Итак, наша экскурсия образовательная.

Мы совершим экскурсию в творческую мастерскую писателя А.С.Пушкина, познакомимся с историей создания повести «Капитанская дочка», пройдемся по тем местам, где 173 года назад ходил А.С.Пушкин, собирая материал для своего произведения.

Повесть «Капитанская дочка» - произведение историческое, т.к. ее героями являются исторические личности: Емельян Пугачев, Екатерина II, Хлопуша.

Писатель В.Ян спрашивал и отвечал:

Что такое исторический роман?

Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь.

Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку:

Александр Сергеевич Пушкин.

«Капитанская дочка».

История создания произведения.

II. Формирование новых понятий и способов действия.

Работа проводится в группах. За несколько дней до начала урока группы получают задание.

1 группа. Цель приезда Пушкина в Уральск.

2 группа. Рассказать об Атаманском доме (дом, где останавливался А.С.Пушкин).

3 группа. Рассказать об исторических памятниках, связанных с Пугачевским восстанием (Михайло-Архангельский собор).

4 группа. Рассказать об исторических памятниках, связанных с Пугачевским восстанием (Дом Пугачева, Дом П.М.Кузнецова, Церковь Петра и Павла).

5 группа. Образ Е.Пугачева (во время правления Екатерины II).

6 группа. Образ Е.Пугачева (по воспоминаниям свидетелей Пугачевского восстания).

7 группа. Интерес Пушкина к мятежному фольклору других народов.

2.1.Учитель: «История народа принадлежит поэту», - писал А.С.Пушкин. Массовые народные движения в прошлом и их вожди - Степан Разин и Емельян Пугачев - всегда интересовали Пушкина, видевшего в них яркое воплощение свободолюбия русского народа.

Находясь в ссылке в селе Михайловском, Пушкин в письме к брату просит достать и прислать ему какую-нибудь биографию Пугачева. А в 30-е годы образ Пугачева всецело овладевает творческим сознанием поэта.

В современной Пушкину исторической обстановке, характеризовавшейся жестким самодержавно-крепостническим гнетом и произволом, тема Пугачевского восстания сохраняла политическую остроту и злободневность.


  • В чем была острота и злободневность Пугачевского восстания?

Пушкин хорошо сознавал всю полноту ответственности, которую брал на себя: ведь ему предстояло и как историку, и как писателю первому воссоздать исторически и художественно правдивый образ вождя народного освободительного движения. При этом ему особенно важно было узнать народное мнение о Пугачеве, узнать, каким он остался жить в народной памяти.

Так возникла необходимость в поездке в места, непосредственно связанные с Пугачевским восстанием.

2.2. Презентация работы групп.

IКонспект урока по теме: «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения» группа (Карта путешествия А.С.Пушкина)

- Ранней осенью 1833 года А.С.Пушкин предпринял далекое путешествие на Урал, в Оренбургский край, в состав которого входила тогда и нынешняя Западно-Казахстанская область.

Так как Пушкину хотелось объехать как можно больше памятных исторических мест, связанных с Пугачевым, он нигде не задерживался подолгу. Пробыв в Оренбурге около 2-х суток, он уже 20 сентября выехал в Уральск. Накануне в письме к жене из Оренбурга он сообщал: «…Завтра я еду к яицким казакам, пробуду у них дня три». Обращает на себя внимание одна деталь: здесь и в других случаях Пушкин называет уральских казаков по-старому: яицкими, хотя еще в 1775 году, согласно указу Екатерины II, Яицкий городок был переименован в Уральск, а река Яик - в Урал. Таким образом, еще в 30-е годы XIX века в народе бытовали прежние названия: Яик, Яицкие казаки.


  • В связи с чем Екатерина II переименовала Яик в Уральск?

Путь от Оренбурга до Уральска Пушкин преодолел довольно быстро и уже на другой день, то есть 21 сентября, вечером, прибыл в Уральск.

II группа (Фотография Атаманского дома)

-Конспект урока по теме: «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения» Известно, что А.С.Пушкин остановился в «атаманском доме», как в то время называли одно из красивейших зданий Уральска.

Построенный в конце XII века дом дважды горел. Владелец дома, атаман Д.М.Бородин, поручил итальянскому архитектору М.Дельмедино построить новое здание, используя уцелевшие от пожара стены. По его специальному проекту оно было построено в 1825 году в стиле «палаццо» (дом-дворец): портик (крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию, узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания) в центре, два балкона по краям здания, поддерживаемые каменными колоннами, открытая галерея с колоннадой в торце особняка.

Впоследствии атаман Покатилов В.О. выкупил дом «для помещения наказного атамана и приезжающих в Уральск частных особ».

Учитель. Не без волнения осматривал он исторические памятники, связанные с Пугачевским восстанием.

III группа (Фотография Михайло-Архангельского собора)

Конспект урока по теме: «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения»

Время первоначального сооружения собора неизвестно. В начале, по-видимому, в XVII веке, собор был деревянным, как и большинство построек Яицкого городка; с 1747 года он был выстроен заново из камня. В 1773 году около собора была выстроена крепость. Кроме собора и его колокольни, здесь находились «войсковой выход и погреб», то есть арсенал и склад для пороха, а также стояла войсковая канцелярия. Яицкая крепость была своего рода Кремлем, в ней отсиживался гарнизон правительственных войск во главе с комендантом полковником Симоновым.

Учитель. Драматические события, связанные с осадой Пугачевым Яицкой крепости и вообще с пребыванием его в Яицком городке, разыгрались в древней части города, прилегающей к Михайло- Архангельскому собору, так называемых куреней.

IV группа (Фотография Дома Пугачева, Дома П.М.Кузнецова, Церковь Петра и Павла)

Конспект урока по теме: «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения»

НКонспект урока по теме: «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения»а углу Большой и Стремянной улиц стояли два скромных дома.

ДКонспект урока по теме: «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения»вухэтажный кирпичный дом, находившийся на улице Стремянной, был построен в середине XVII века. В этом доме неоднократно останавливался Е.Пугачев. В народе дом называли Дворцом Пугачева. Существует красивая легенда, повествующая о том, что из окон этого дома Пугачев впервые увидел молодую казачку Устинью Кузнецову. Пораженный ее красотой, он немедленно заслал к ней сватов.

Позднее дом, купленный одним из купцов, был разобран в поисках клада.

Другой дом, стоявший рядом, принадлежал отцу Устиньи Кузнецовой. После ареста Пугачева дом опечатали. В доме, стоявшем опечатанным 20 лет, в настоящее время размещается Дом-музей Е.И.Пугачева.

Учитель. Но все это были безмолвные свидетели минувшего. Гораздо больший интерес для поэта представляли живые люди, хранившие в своей памяти эпизоды народной борьбы и образ вождя восставшего народа, так как автора, задумавшего «Историю Пугачева» и «Капитанскую дочку», не устраивала печатная литература той поры, в которой давался искаженный образ Пугачева.

V группа (Портрет Пугачева)

Конспект урока по теме: «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения»

Дворянские писатели, начиная с Екатерины II, немало потрудились над тем, чтобы исказить и опорочить образ и героическую жизнь вождя народной войны. Наряду со стандартной злобной характеристикой Пугачева, рисующего его как изверга рода человеческого, воспитанного «адским млеком», как злодея, мы встречаем измышления и более тонкие - попытки объявить Пугачева порождением Запада, а не российской действительности. Характерна в этом смысле книга «Ложный Петр III, или жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельяна Пугачева», вышедшая в Москве в 1809 году. Этой книге был предпослан эпиграф, относящийся к Пугачеву: «Я к ужасу привык. Злодейством разъярен, наполнен варварством и кровью обагрен».

Своему рождению, по одной версии автора, Пугачев обязан каким-то «тайным любовным интригам одной княжны», по другой версии, родился в Сибири, и отцом его был один из шведских офицеров, сосланный туда после Полтавской битвы. Пугачев в книге - разбойник и авантюрист, принявший титул итальянского графа Зинарди и наводнивший своими интригами почти все европейские дворы. Отрывки из этой книги были уже названы «Анекдоты о бунтовщиках и самозванце Емельяне Пугачеве». Книги эти были хорошо известны А.С.Пушкину.

Учитель. Народное устное творчество, долгие десятилетия противостоящее официальной идеологии, сохранило живой облик вождя крестьянских и казацких масс. На Урале Пушкин убедился, что Пугачев прочно вошел в народную память: «Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева». Он подчеркнул, что имя Пугачева «гремит еще в краях», и «народ живо еще помнит» ту пору, «которую выразительно назвал пугачевщиной».

VI группа. О встречах со свидетелями Пугачевского восстания говорится в тексте «Истории Пугачева». В примечании ко II главе читаем: «В Уральске жива еще старая казачка, носившая черевики его (т.е. Пугачева) работы». В замечаниях к «Истории Пугачева» А.С.Пушкин вновь упоминает о 80-летней старушке: «Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него не жалуемся, он (т.е. Пугачев) нам зла не сделал».

Старики-казаки в беседе с Пушкиным смело говорили о Пугачеве. Священник Василий Иванович Червяков, участник Пугачевского восстания, уверял поэта, что Пугачев был «великий государь Петр Федорович».

А первым очевидцем восстания Пугачева, с которым встретился А.С.Пушкин до приезда в Уральск, был великий баснописец И.А.Крылов. Его отец, капитан Андрей Прохорович Крылов служил помощником коменданта Яицкого городка. Юный Крылов своими глазами видел сражения, осаду Оренбурга. Записи его воспоминаний полностью использованы в «Истории Пугачева».

Учитель. Пушкин был одним из первых, кто не только собирал казачий фольклор о Пугачеве, но и исследовал его. Также он проявил живой интерес к духовной культуре, обычаям и устному творчеству других народов.

VII группа. Во время уральской поездки А.С.Пушкин проявил особый интерес к мятежному фольклору, связанному с Пугачевским движением, а также с волнениями и бунтами яицкого казачества в 1772 году. Поэт был, по сути, первым собирателем и исследователем казачьего фольклора о Пугачеве.

В Уральске поэту была предоставлена возможность послушать лучших «песельников». Поэта поразила строгая манера казачьего многоголосия, отсутствие в хоре женщин, что обусловлено длительным влиянием воинского быта. Не здесь ли, в уральской казачьей избе, перед глазами поэта возникла знаменитая сцена исполнения пугачевцами разбойничьей песни «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» - в романе «Капитанская дочка»?

А содержание песни «Не белинька березанька», изображающее заблудившегося во время «хурты-вьюги» молодца, «прибиваемого» «ко городу незнакомому», ассоциируется с теми страницами «Капитанской дочки», где говорится о первой встрече Гринева с Пугачевым.

Исследуя фольклор и быт яицкого казачества, Пушкин проявил интерес к духовной культуре, обычаям и устному народному творчеству других народов. Где-то в окрестностях Уральска мог он услышать калмыцкую сказку об Орле и Вороне, используемую в повести и очень убедительно характеризующую образ Пугачева.

Учитель. Из Уральска Пушкин выехал 23 сентября 1833 года, направляясь в Бородино. «Я и в Кибитке сочиняю», сообщал он в письме к жене от 19 сентября. Имея в виду это замечание А.С.Пушкина, следует отметить, что стихотворение поэта «Когда б не смутное влеченье», могло быть задумано по дороге из Оренбурга в Уральск или по пути из Уральска.

Когда б не смутное влеченье

Чего-то жаждущей души,

Я здесь остался б - наслажденье

Вушать в неведомой глуши…

В пользу этого предположения говорит и памятка А.С.Пушкина в рукописи: «1833, дорога, сентябрь». Вспоминая свою поездку, Пушкин писал в 1833 году: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверял мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь проверяя их дряхлеющую память историческую критикою».

Поездка Пушкина на Урал, несмотря на ее кратковременность, имела большое значение для поэта. И конечно, одно книжное знакомство с историей Пугачевского восстания не могло бы ему дать всего того, что он получил в результате посещения памятных мест и общения с живыми современниками большого исторического события.

III. Рефлексия.

3.1. 1) Понравилась ли вам роль исследователей?

2) Что в исследовании понравилось больше всего?

3.2. Итог урока.

Наша образовательная экскурсия подошла к концу. Мы не только узнали о работе Пушкина над произведениями о великом бунте яицких казаков, потрясших всю Россию, но и вместе с поэтом прошлись по местам, связанным с именем Пугачева.

Более подробно о пребывании Пушкина в Уральске, о предводителе крестьянского восстания Пугачеве вы сможете узнать, прочитав книги, представленные на выставке.

Выставка книг.

  1. Н.Щербанов «Пушкин в Уральске». Уральское областное отделение Советского Фонда культуры.

  2. Н.Г.Евстратов «Русские писатели в Казахстане». Алма-Ата, «Жазушы», 1979г.

  3. «На Яике - городок, на Урале - город». Составители: А.И.Белый и др. Уральск, 1988г.

  4. «Лицо старого Уральска». Составитель Мухин Т.А. «Оптима», 2003г.

  5. В.И.Буганов «Емельян Пугачев». Москва, «Просвещение», 1990г.

  6. В.Пышкин «По Пугачевским местам». «Турист», 1982г.

9

© 2010-2022