Открытый урок по русскому языку на темуМягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проблемно-диалогический урок по русскому языку в 3 классе УМК «Гармония».

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель: Путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи: 1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце

существительных после шипящих.

2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель,

выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения,

приходить к совместному решению в совместной деятельности.

4. Содействовать воспитанию культуры через парную и групповую работу,

коммуникативных умений, чувства взаимопомощи.

Средства обучения:

- раздаточный материал.

- мультимедийная презентация «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

Ход урока



Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска и оборудование

1.1.Организация начала урока. (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой).



Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными.



Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


2.Минутка чистописания.

- Мы узнаем, какую букву будем писать, когда определим, что объединяет все эти слова.

- Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов.

- Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак.

Дети составляют цепочку букв

ь ьь ььь

Слайд 1.

Вьюга,

голубь, ручьи,

крылья, тюльпан, тополь.

Цепочка букв

ь ьь ььь

3. Актуализация.

- Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах.

- Сколько групп получилось?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- Какие слова отнесли ко второй группе?




- Сделайте вывод: какую роль в данных словах выполняет мягкий знак?

- Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака.

Дети группируют слова.

-две

- С мягким разделительным знаком.

- С мягким знаком - показателем мягкости.


- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.


Слайд 2.


Вьюга

ручьи

крылья

Слайд 3.

голубь

тюльпан

тополь

Слайд 4.

Проверь себя!

вьюга голубь

ручьи тюльпан

крылья тополь


II. Изучение нового материала.

1 этап: постановка проблемы;

осознание противоречия.

- Формулировка проблемы (учебной задачи)


2 этап: поиск решения проблемы.


Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог).










3 этап: выражение решений;

-выражение новых знаний научным языком.












4 этап: реализация продукта, публичное представление продукта.


























Контроль и оценка

усвоения новых знаний.




Итог урока



Домашнее задание


Рефлексия


- К какой части речи принадлежат слова?

- Понаблюдайте за ними.

- Что вас удивило? - - Почему?


- Какой возник вопрос?


-Какие есть предположения по поводу написания ь знака на конце имен существительных после шипящих?

-Давайте проверим первую гипотезу.

Определите число имен существительных.

-Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос?

-Проверим вторую гипотезу.


Определите род имен существительных.

-Что заметили?



-Где мы можем проверить правильность высказывания о правописании существительных

после шипящих?

Откройте учебники на стр. 73 и прочитайте правило.

-Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих?


-От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих?

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?

-А теперь можем ответить на поставленный вопрос?

-Какое открытие мы сделали?


Физкультминутка

1.Постановка вопросов по данной теме классу.

-Поставьте вопросы классу по новой теме.

2.Составление схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.



-Теперь самостоятельно по группам составьте схему правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.

Задания:

1.Составление пословиц по группам. Объяснить их значение. Объяснить написание существительных с шипящим на конце.



2.

Подобрать к существительным антонимы.

Записать слова парами. Объяснить написания существительных с шипящим на конце.


Тест.
1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется ; Б) не пишется
2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется; Б) не пишется
3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что
это имена существительные
А) мужского рода
Б) женского рода
4. В какой строчке во всех существительных
надо поставить ь?
А)ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)
Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)
В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)
5. В каких словах допущены ошибки?
А) моржь, б) молодеж, в) кирпич,
г)брошь, д) чертежь


-Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?
-О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих узнали?

Закрепить правило на стр. 73; придумать и записать в два столбика слова на изученное правило

-Кто справился со всеми заданиями?
-Какие задания оказались трудными?
-Над какими вопросами еще надо поработать?
Оцените свои достижения сигнальными карточками.
  1. 1.-Все понял. Со всеми заданиями справился без затруднений. (Зелёный шарик)
2.- Понятно, но есть некоторые вопросы, сомнения (Жёлтый шарик)
3. - Много непонятного, неясного
(Красный шарик)

- Это имена существительные.

- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.

- Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?

-Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного

Учащиеся определяют число имен существительных


-нет



-А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существительного?

Учащиеся определяют род существительных

В именах существительных ж.р.после шипящих на конце пишется мягкий знак, а у существительных м.р. после шипящих на конце не пишется мягкий знак.

В учебнике



Чтение правила на стр. 73

После букв шипящих на конце имен существительных Ь

пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих за-

висит от рода существительных.

Какую роль выполняет Ь на конце существительных после шипящих?

Да.


После букв шипящих на конце имен существительных Ь

пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

Учащиеся формулируют вопросы по новой теме:

1.Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род.

3Открытый урок по русскому языку на темуМягкий знак на конце имен существительных после шипящихОткрытый урок по русскому языку на темуМягкий знак на конце имен существительных после шипящихОткрытый урок по русскому языку на темуМягкий знак на конце имен существительных после шипящихОткрытый урок по русскому языку на темуМягкий знак на конце имен существительных после шипящихОткрытый урок по русскому языку на темуМягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Если слово ж.р. - ь, если слово м.р.- ь

Составление по группам схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.

Выполнение заданий







Выполнение заданий



















Выполнение заданий









Выполнение заданий





































Ответы учащихся









Ответы учащихся









Слайд 5.


Дочь, врач, рожь, нож, мышь, шалаш.




Открытый урок по русскому языку на темуМягкий знак на конце имен существительных после шипящих



Слайд 6.

Дочь- ед.ч врач- ед.ч рожь-ед.ч. нож-ед.ч, мышь- ед.ч. шалаш- ед.ч.



Слайд 7.


Дочь (ж.р.), врач (м.р.), рожь(ж.р.), нож(м.р.), мышь(ж.р.), шалаш(м.р.).





















Слайд 8.

ж.р.- ь

мОткрытый урок по русскому языку на темуМягкий знак на конце имен существительных после шипящих.р - ь




слайд 9.

1.группа: человек, не, лож(?), красит

(Ложь человека не красит).

2.группа: на, хороша, вещ(?), своем, всякая,

месте

(Всякая вещь хороша на своем месте).

3. группа: половина, товарищ(?), дороги, умный.

4 группа: лапти, реч(?), плести, не, вести

(Речь вести - не лапти плести).

Слайд 10.

День - (ночь)

Старт - (финиш)

Смех - (плач)

Шум - (тишь)

Полдень - (полночь)

Слайд 11.

Тест

1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется; Б) не пишется

2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется; Б) не пишется

3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что

это имена существительные

А) мужского рода

Б) женского рода

4. В какой строчке во всех существительных

надо поставить ь? А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)

Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)

В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)

5. В каких словах допущены ошибки?

А) моржь, б) молодеж, в) кирпич,

г)брошь, д) чертежь

Слайд 12.

Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А,Б,Д

7 баллов - «5»

6 баллов - «4»

5 баллов - «3»



© 2010-2022