Конспект русский язык 9 кл Лексика и фразеология

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 3

Русский язык 9 класс .

Тема урока: «Лексика. Фразеология. Орфография.»

Цель урока: - привести знания по указанной теме в систему;- совершенствовать правописные навыки и навыки разбора слов по составу;- обобщить и систематизировать теоретические знания о меткости, яркости, образности, фразеологизмов; о том, что они своим содержанием затрагивают все стороны и свойства жизни, характеров людей; о широком использовании в качестве изобразительных средств в произведениях художественной литературы;- знание фразеологии - необходимейшее условие глубокого овладения русским языком.

Ход урока

  1. Устно .

Повторить разделы науки о языке: Лексикология, предметом которой является слово - учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова, употребление слова и речи.

2. Фразеология изучает устойчивые выражения типа шито белыми нитками, используемые в данном языке.

3. Фонетика - раздел науки, который изучает звуковой строй языка. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.

4. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т.е. изображение звуков на письме, и соотношение между буквами и звуками.

5. Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.

6. Грамматика изучает строй языка. Она включает два раздела:а) морфологию, изучающую словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке;б) синтаксис, изучающий словосочетания и предложения.

7. Орфография - раздел науки, изучающий правила правописания.

8. Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.

9. Стилистика - учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.

10. Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

II. Закрепление материала и приведение его в систему.

Вопросы:Что изучает лексика?

Что такое лексическое значение слова?

Какие слова называются синонимами? - / - омонимами? - / - антонимами?

Расскажите о фразеологизмах

Работа с учебным фразеологическим словарем русского языка (приложение, семантические группы… стр.252 - 255)
Эпиграф к теме:
Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск. Во фразеологии ярко проявляется богатство, сила и красота языка. А. И. Ефимов, профессор
III. Практические работы.
Задания. Подобрать к данным иллюстрациям фразеологизмы. Записать в тетрадь. Объяснить значение некоторых фразеологизмов.
- взял себя в руки,- водить за нос кого-либо,- глаза разбежались,- делать из мухи слона,- держать в руках,- живёт чужим умом,- медвежья услуга,- на всех парусах, - пляшет под чужую дудку.
IV. Как бы вы закончили предложения, использовав для этого устойчивые сочетания: две капли воды, ни слуху ни духу, как снег на голову? 1. Братья похожи друг на друга, как …2. Как уехал , так о нём …3. Не ждали мы его, а он …
V. Шуточные вопросы.
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
Проверка:
Бежать со всех ног. Друг друга… Они ненавидели друг друга. Знать как дважды два.
VI. Работа по учебнику.
Упражнение 212.Предложения: 1, 2, 4 - I вариант. 6, 7, 12 - II вариант. Пользоваться «Школьным фразеологическим словарём».

Разобрать по составу слова: Истоптанную - I вариант. Истинную - II вариант
VII. Работа с дополнительным материалом.
Пособие «Готовимся в ЕГЭ. Русский язык». Авторы : О. Ф. Вакурова, С. И. Львова, И. П. Цыбулько. Дрофа, Москва, 2015 г.Задания 137 - 160.Выборочно.
VIII. Ответить на вопросы.
Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно послушайте, прочитайте, подберите фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного:1. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим?

2. Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер. Как можно назвать дядю Мишу?

3. Мой друг говорит всё обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?
Редко, да метко. Мастер на все руки. Слов на ветер не бросает.
IX. Итог урока …
X. Домашнее задание: Работа над текстами изложений(индивидуальное задание).Упр. 303,306,308 Тестовые задания по русскому языку, 9 кл., стр.46-47. Вариант 1.Лексика. Фразеология. Орфография.

© 2010-2022