Разработка урока по русскому языку на тему

Цель проведенного урока: сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ. Учащиеся ставили перед собой следующие задачи: 1.Узнать и понять, в каких случаях  происходит чередование гласных А - О  в корнях лаг-(-лож-); 2.Применять на  практике  знания о  корнях с чередованием; 3 Анализировать и оценивать способы выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ. В ходе урока формы работ чередовались: групповая, парная, индивидуальная. Прослеживалась логическая связь между различн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. и место работы

Гончаренко Ирина Викторовна

КГУ «ОШ№5»

Предмет: русский язык

Класс: 5 «А»

Тема урока:

Правописание чередующихся гласных а - о в корне слова лаг-лож

Цели:

Ученики должны:

1.Узнать и понять, в каких случаях происходит чередование гласных А - О в корнях лаг-(-лож-);

2.Применять на практике знания о корнях с чередованием;

3. .Анализировать/оценивать способы выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ.

Ожидаемый результат:

Все: знают и понимают, в каких случаях происходит чередование гласных А - О в корнях лаг-(-лож-);

Большинство: применяют на практике знания о корнях с чередованием

Некоторые: анализируют и оценивают способы выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ.

Критерии успеха:

Ученик А: знает и понимает, в каких случаях происходит чередование гласных А - О в корнях лаг-(-лож-);

Ученик В: применяет на практике знания о корнях с чередованием

Ученик С: анализируют и оценивают способы выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ.

Ключевые идеи/подход:

Модули: «Обучение критическому мышлению» (синквейн)

«Новые подходы в преподавании и обучении» (Диалоговое обучение)

«Оценивание для обучения и оценивание обучения» (критерии самооценивания, взаимооценка групп «От кулака до пяти пальцев», «фейерверк», «словесное оценивание»)

«Использование ИКТ в преподавании и обучении» (презентация)

«Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников»

Создание каллобаротивной среды

Учебник:

(рекомендованный МОН РК)

Учебник «Русский язык» 5 класс

Сабитова З.К., Павленко В.К., Алматы «Атамұра»2010г.

Ход урока/заметки учителя:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Формативное

(ОдО)

Суммативное (ОО)

Психологический настрой.

Приветствие:

- Здравствуйте! Я рада вас видеть! Поздоровайтесь друг с другом и с гостями.

Звенит звонок веселый
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор.

Ребята,покажите свое настроение на начало урока. (Желтая - отличное, зеленая - я устал, красная - я злой).

В конце урока посмотрим, как оно изменится.

Деление на группы при помощи стратегии «Собери картинку»




Ребята поднимают карточки-стикеры.

Делятся на группы при помощи стратегии «Собери картинку». Проверяют готовность к уроку.







Разрезанные картинки

Определение целей и задач урока

Взгляните на этот красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

-Почему?

( Он содержит в себе главное, что есть в слове, - его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

-Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

-Что изучает морфемика?

-Какие морфемы знаете?

А что такое чередование? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова).

Как, на ваш взгляд связаны чередование и правильное написание букв? (Зная, какие чередуются звуки, мы можем выбрать необходимую для написания букву).

При чередовании гласных в корне слов, можем ли мы проверить ударением написание той или иной гласной? (Нет.Необходимо знать условия выбора буквы для написания).

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, ,прил.жить, изл.гать, в..зать,отв..рной, в.дяной,.

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ).

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).

- запишите число, тему урока в тетрадь.

- а какова цель урока?

- а что мы должны уметь в конце урока?


Ответы учащихся (без корня)


Ответы учеников

(Он содержит в себе главное, что есть в слове, - его лексическое значение)


Ответы учеников

(замена одних звуков другими в одной и той же части слова).

Ответы учеников

(Зная, какие чередуются звуки, мы можем выбрать необходимую для написания букву).

Ответы учеников

(Нет.Необходимо знать условия выбора буквы для написания).


Разделяют слова на группы.


(не совсем,возникли затруднения)

(Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ).

(ученики высказываются, формулируют тему и цели урока ).

Записывают число и тему урока в тетрадь.
















Взаимооценка «Фейерверк»

цветок











Карточки со словами

(С.довник, прил.жить, изл.гать, в..зать,отв..рной, в.дяной,.)



Презентация

Слайд 1

Знание

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

-Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило.

( Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

- Что же нужно делать, чтобы правильно писать корни -лаг- -лож- . Давайте попробуем с вами составить алгоритм в тетради:

  1. Выделить корень.

  2. Определить значение корня.

  3. Найти признак, определяющий выбор орфограммы.

  4. Выбрать орфограмму: А или О.

А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом (дети высказываются).

В этом правиле есть исключение.

Искл. ПОЛОГ.

Учитель: Дома вы должны были найти в словаре лексическое значение данного слова.

Ответ. Полог - занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.

Учитель: Составьте с этим словом предложение.

Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.




Стратегия «один-в паре-поделись»

записываютсамостоятельно, обсуждают в паре, а затем в группе, о чём идёт речь.


Формулируют правило правописания букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ.


Совместно с учителем составляют алгоритм.

( Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

алгоритм в тетради:

  1. Выделить корень.

  2. Определить значение корня.

  3. Найти признак, определяющий выбор орфограммы.

  4. Выбрать орфограмму: А или О.

Читают правило в учебнике.



Составлют предложение со словом полог.

Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.







Взаимооценка групп

«От кулака до пяти пальцев»













Словесное оценивание









Презентация слайд 2



Презентация слайд 3



Презентация слайд 4




Учебник



Понимание

Теперь поработаем в парах.

Запишите глаголы и подберите к ним однокоренные существительные так, чтобы в корне получилось чередование гласных о-а.

Обозначьте изученную орфограмму.

Проверим результаты парной работы.

Предлагать

предполагать

слагать

прилагать

излагать

Ребята называют подобранные слова, проговаривая условия выбора орфограммы

(Предложение, предположение, сложение, приложение, изложение)

(Сличают с экраном)

Работа в парах.

Получается:

Глаг. Сущ.

Предлагать - предложение

Предполагать - предполажение

Слагать - сложение

Прилагать - приложение

Излагать - изложение

(Сличают с экраном)



Презентация слайд 5

Физминутка

«и глаза вам скажут спасибо»

Дети выполняют команды

Слайд 6-7

презентации

Применение

Положить или класть?

Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу.

Поработайте в парах.

1.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …….их в портфель.

2.Я прочитаю книгу и ……. её на место.

3.Для сохранения здоровья не …….. в еду много соли.

Вывод: Нет глаголов без приставок с корнем лаг-лож, поэтому нельзя сказать ложу, ложит. А слово класть нельзя употреблять с приставкой. Правильно говорить: кладу и положу.

Работа в парах.

Вставляют слова в предложения.


Записывают предложения в тетрадь.

Взаимооценка групп

«От кулака до пяти пальцев»

Презентация слайд 8

Анализ

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот получит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

1.изложить, положить, изложение

2.выложить, излагать, заложить

3.приложить, прилагательное, наложить.

4.предположение, сложение, приложение



Ученики записывают только букву:

О О О

О А О

О А О

О О О








Самооценивание

По критериям



Перфокарты

Критерии оценки.

12-«5»

11-10 - «4»

9-8 - «3»

7-6 - «2»

Презентация слайд 9

Синтез

Составить синквейн по теме «чередование гласных»

Составляют синквейн «чередование гласных»

Взаимооценка групп

ватман, маркеры

Оценка

Подведение итогов.

Учащиеся оценивают свою деятельность.

Самооценка и обсуждение работы в группе каждого.

Рефлексия





Дом. Задание.

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Какую орфограмму сегодня изучили?

Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при выборе гласной в этих корнях?

Интересно ли было?

Стратегия «Роза ветров»

Вы должны оценить свою работу на уроке и качество урока при помощи цветных квадратиков, выбирая определенный цвет. Итак, если вы считаете,

что сегодня на уроке вы работали хорошо, и урок вам понравился , вы выбираете голубой квадратик, если вы работали хорошо, но урок не понравился, то вы выбираете зеленый квадратик, если не довольны собой, но урок понравился, то вы выбираете розовый квадратик, если не довольны собой и урок не понравился, то оранжевый квадратик.

Покажите при помощи карточек ваше настроение . (Карточки)

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.

1. Выполнить упражнение из учебника 2. Составить карточку для соседа на изученноеправило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях) 3. Написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.





(Карточки- стикеры)







Зисывают дом. Задание в дневник



Презентация слайд 10







Презентация слайд 11



Самоанализ открытого урока

по русскому языку во 5 «А» классе

по теме: «Правописание чередующихся гласных а - о в корне слова лаг-лож».

Учитель: Гончаренко И.В.

Всего учащихся в классе 14.

Данный урок был проведен 4.02.2015г. Цель проведенного урока: сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ. Учащиеся ставили перед собой следующие задачи:

1.Узнать и понять, в каких случаях происходит чередование гласных А - О в корнях лаг-(-лож-);

2.Применять на практике знания о корнях с чередованием;

3 Анализировать и оценивать способы выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ.

В ходе урока формы работ чередовались: групповая, парная, индивидуальная. Прослеживалась логическая связь между различными этапами урока.

Контроль по усвоению знаний и умений осуществлялся и самими детьми и учителем. На уроке учащиеся имели возможность выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Модули использованные в уроке: «Новые подходы в преподавании и обучении» (Диалоговое обучение), «Оценивание для обучения, оценивание обучения» (Взаимооценка групп, самооценка, словесное оценивание, рефлексия), «Обучение критическому мышлению» (синквейн). Урок постороен на основе Таксономии Блума.

При проведении урока удачными оказались следующие моменты: умение учащихся работать в микрогруппах, умение размышлять, анализировать, оценивать работу других микрогрупп, умение отвечать на поставленные вопросы учителя.

Перед собой ставлю следующие цели: продолжу внедрение Программы Кэмбриджской технологии, усовершенствую работу в группе.

Я считаю, что цель, на достижение которой был направлен данный урок, достигнута.



© 2010-2022