Статья Использование ИКТ на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использования ИКТ на уроках русского языка

Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему средств обучения. Растет объем информации. Ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных. Именно мультимедийные технологии позволяют это реализовать(Л.В.Кочегарова).

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

В своей работе я использую готовые программные продукты, работаю с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работаю с ресурсами Интернет,создаю свои презентации к урокам, использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, скачиваю к урокам презентации по разным темам. Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

  • увеличивает объем использования наглядности на уроке;

  1. экономит время учителя при подготовке к уроку.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  1. обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

  2. психологически облегчает процесс усвоения;

  3. возбуждает живой интерес к предмету познания;

  4. расширяет общий кругозор учащихся;

  5. повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы, выпуска газеты, информационного листка. Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.

Компьютерные материалы для обучения русскому языку - любые программы, которые могут использоваться при обучении русскому языку, ориентированные на практические потребности пользователя (клавиатурные тренажеры, текстовые редакторы, редакторы презентаций и т. д.). ИКТ позволяют автоматизировать достаточно сложные тестовые задания:

  1. заполнение всякого рода пробелов;

  2. сравнение обширных текстовых ответов с контрольным текстом;

  3. ранжирование ответов;

  4. выделение специальных зон в схемах и диаграммах с текстовыми аннотациями;

  5. перемещение компонентов и формирование сложных схем;

  6. создание концептуальных карт-схем правил;

  7. создание заполнение двухмерных и трёхмерных матриц.

Библиотека электронных наглядных пособий по русскому языку включает более 1000 информационных объектов и базируется на следующих компонентах: Реалистичном визуальном ряде (статический и динамический), Синтезированном визуальном ряде (статический и динамический), Звукоряде, Символьных объектах и графике (статический). Компьютерном моделировании. Для учебного предмета «Русский язык» в основном используются таблицы, различного рода тесты с единственным и неединственным вариантом ответа, задания с коррекцией предложенного текста, справочные материалы по теории, полные и свернутые схемы правил, опорные конспекты, интерактивные правила и определения в виде гипертекста и.т.д. В ЦОР подобраны этически и эстетически выдержанные тексты, ориентированные в том числе и на различные исторические периоды функционирования русского литературного языка.

В настоящее время существуют несколько коллекций ЦОР по русскому языку: в поставках на 1 этапе предлагалось использовать ЦОР «1С Репетитор «Русский язык», на 2 этапе используются разработки проекта ИСО, коллекция ЦОР по русскому языку к учебнику В.В. Бабайцевой и ИУМК.

«1С Репетитор «Русский язык» по дисциплине «Русский язык» основана на модульном принципе. Работа с модулями дает возможность ученику при любых конфигурациях компьютерного оборудования использовать готовые модели на всех этапах проведения урока (организационный момент, объяснение, закрепление, обобщение); проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения; выполнять задания по раздаточному материалу, включающему в себя иллюстративный и тестовый материал «1С Репетитор «Русский язык»; организовывать работы в проекте; осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, создании школьной библиотеки наглядных пособий. Коллекция ЦОР «1С Репетитор «Русский язык» состоит из 3-х глав: дидактические материалы, учебные программы и материалы мультимедиа комплекса и примеры уроков. В 1 главе описаны все составляющие комплекса: справочные материалы, обучающие и контролирующие задания, контрольно-диагностические тесты, интерактивные уроки-демонстрации и наглядные материалы. Во 2 главе «Учебные программы и материалы комплекса» предложены материалы, соответствующие конкретным условиям работы учителя - тем темам, которые представлены в том учебнике, которым пользуется учитель. 3 глава предоставляет разработки некоторых уроков с использованием мультимедиа комплекса.

Мультимедиа комплекс включает систему контрольно-диагностического тестирования «1С: Репетитор. Тесты по орфографии» и «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации».

При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. С какой целью я применяю компьютер на уроках? Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.

Применение компьютерных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий, идти в ногу со временем.

Компьютер как демонстрационное средство наглядности (интерактивной наглядности). Особенно активно взаимодействие учащихся с динамическими таблицами, опорными схемами, таблицами.

Например, при повторении склонения имен существительных учащимся 6-го класса предлагается задание: заставить говорить молчащую таблицу, которая заполняется в ходе беседы, а на экране появляются записи в цвете. Все это облегчает восприятие и понимание грамматического материала, позволяет ярко предъявлять языковую наглядность, материализовать ее с помощью подчеркиваний, цвета. Такие таблицы, схемы, алгоритмы может подготовить к уроку каждый учитель, имеющий навыки работы с компьютером.

С какой целью я применяю компьютер на уроках?

Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.

А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Пока 1-й вариант ( дети, менее успевающие) выполняют задание по учебнику, 2-й вариант ( сильные ученики) работают с различными программами (1С Русский язык, Фраза, тестовые материалы в компьютерной версии тематического приложения газеты «Русский язык» издательского дома 1 СЕНТЯБРЯ и др.).

А «Уроки Кирилла и Мефодия» использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, где компьютер тоже стал незаменимым помощником. Уроки с использованием этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.

Чем же интересен мультимедийный урок?

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют мне как учителю- словеснику одновременно решать ряд проблем:

• помогают повысить уровень своих знаний;

• повысить интерес учащихся к предмету;

• повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

• сэкономить время на опрос учащихся;

•дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

Как можно использовать ИКТ на уроке русского языка?

1.Предложить слайд-шоу (5 минут)

2.Показать анимированные схемы (при повторении темы -таблицы, схемы, диаграммы).

3. Использовать «опорные схемы» (идея В.Шаталова).

4.Работа с картиной при подготовке к сочинению.

5.Тестирование (тематическое, контрольное)

6.Провести интересную игру (1 слайд - вопросы, 2 слайд- ответы).

© 2010-2022