Программа по литературе 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с.Кышик»



Рекомендована МО Согласовано:

учителей гуманитарного цикла зам.директора по УР

протокол № ____ от _________ Н.В. Прилуцкая _____

руководитель МО Сидорова Н.Н



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе


10 класс


2015-2016 учебный год










Программу разработала:

Вахрушева Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы,















2015 год






СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка………………………………………………………..

  2. Учебно-тематический план…………………………………………………

  3. Содержание учебного предмета………………………………………………

  4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения…………………………………………………………………….

  5. Список литературы…………………………………………………………….

  6. Приложение ……………………………………………………………………








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,
на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии:

1.1.1. с нормативными правовыми документами федерального уровня:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

  • Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;

  • примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской и примерной программ по литературе для 10 класса (Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы). Под редакцией В.Я.Коровиной. Авторы: В.Я.Коровина., В.П.Журавлев., В.И.Коровин М.: Просвещение. 2008г), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК;

  • примерной программы основного общего образования по литературе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

1.1.2. с нормативными правовыми документами уровня образовательного учреждения:

  • Уставом МКОУ ХМР СОШ с. Кышик;

  • Основной образовательной программой основного общего образования;

Содержание курса 10 -11 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными

направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования

Так как 10 класс - это изучение литературы второй половины XIX в, творчество Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя были изучены в 9-ом классе, что, впрочем, возможно при составлении авторских и рабочих программ.

Однако если по каким-то причинам творчество основоположников «золотого века» русской литературы не было изучено в 9 классе, что учитель вправе включить его в свою рабочую программу.

Поэтому в соответствии с изменениями (ориентация на Федеральный компонент государственного Стандарта общего образования), произошедшими в новой программе для 10 класса, включено 12 часов по литературе первой половины XIX века (лирика Пушкина, Лермонтова, повесть Гоголя).

Программа расчитана на 34 учебных недели.

1.3 .Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 10 классе

К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:

Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;

  • Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

  • Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

  • Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

  • Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.

1.4. Приоритетные направления в преподавании предмета

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом- музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.



1.5. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен Знать \ понимать:

  • образную природу словесного искусства

  • содержание изученных литературных произведений

  • основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

  • основные теоретико-литературные понятия; уметь:

    • воспроизводить содержание литературного произведения

    • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

    • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

    • определять род и жанр произведения

    • сопоставлять литературные произведения

    • выявлять авторскую позицию

    • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

    • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

    • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

1.6.Виды контроля


  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;


  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.





2.Учебно - тематический план


Содержание

Кол-во часов

Русская литература и русская история в XVIII - XIX веках.

7

Введение.

Становление реализма.

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

1

1

3

1

1

Русская литература второй половины XIX века.

79

И.А. Гончаров

А.Н. Островский

И.С. Тургенев

Н.С. Лесков

Н.Г. Чернышевский

.Е. Салтыков-Щедрин

Ф.М. Достоевский

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

10

9

9

4

3

6

9

18

8



Из русской поэзии второй половины XIX века

11

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

Н.А. Некрасов

2

2

6

Зарубежная литература.

5

ИТОГО

102 часа


Перечень практических работ (практическая часть)

Всего - 105 часов

Вид работы

1 полугодие

2 полугодие

год

Развитие речи

8

5

13

Аудиторные /С

4

1

5

Домашние / С

1

2

3

ВН / ЧТ

2

8

10

Анализ стихотворения

1

2

3

Региональный компонент

4

2

6

Составление сложного развёрнутого плана

2

2

4

Контрольные работы

1

1

2














3.Содержание учебного курса

Литература XIX века (102часа.) Введение

(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Литература первой половины XIX века (12 часов) Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. (4 час.)

А. С. Пушкин (2 часа.)Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»,Слияние гражданских, философских и личных мотивов.удожественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.Поэма «Медный всадник».Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.Углубление реализма в драматургии ( «Маленькие трагедии».)Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2 час)Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Поэма «Демон»

Н. В. Гоголь (2 час) Жизнь и творчество (обзор).Повесть"Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой

Литература второй половины XIX века.

А. Н. Островский. (5 часов + 1 Р/Р)Театр Островского и традиции русской классической драматургии.«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее современные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сценическое воплощение пьесы.А.Н.Островский в критике ( «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова.) И. А. Гончаров (4час.)Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека.«Обломов». Социальная и нравственная проблематика . Хорошее и дурное в характере. Смысл его жизни и смерти . Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.Споры вокруг образа главного героя.Роман «Обломов» в зеркале критики.

И.С.Тургенев. (7 часов + 1 Р/Р.)Жизнь и творчество (обзор).Этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева.«Записки охотника».«Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.«Отцы и дети» - «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме. Н.Г.Чернышевский .( 3 час.)Жизнь и творчество .Эстетические взгляды Чернышевского.«Что делать?

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 час.)«История одного города» (обзор с изучением отдельных глав). Смысл названия. Споры жанровой природе произведения. Трактовка финала.Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя. Образы градоначальников.

. Н. А. Некрасов. (9 час +1 р/.р..)Жизнь и творчество (обзор).Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.«Кому на Руси жить хорошо» (История создания, жанр и композиция. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проблема счастья и ее решение.Стихотворения : «Рыцарь на час» , «В дороге» ,« Поэт и гражданин» «Тройка» ,« Мы с тобой бестолковые люди...» и другие .

Из литературы народов России.

К. Хетагуров .(1 час.).Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор). Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость поэзии Хетагурова поэзии А. Н. Некрасова.

Ф. И. Тютчев ( Зчас.)Лирика. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Трагическое звучание темы любви.А. А. Фет (2 час + 1 Р/Р )Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.А. К. Толстой. (1 час)Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю . Влияние фольклора и романтической традиции.Ф. М. Достоевский. (9 час. +)Жизнь и творчество (обзор) .Достоевский и «натуральная школа» .«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие.Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.

JL Н. Толстой . (12 час+ .)Жизнь и творчество. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя .Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.Основные персонажи романа. Поиски «мира» своего места в жизни любимых героев Толстого.Толстовский идеал семьи. Идея целительной си, «общей жизни». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.«Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.Роман «Война и мир» и его читатели.

Н. С. Лесков . (2 час.) Жизнь и творчество ( обзор).«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.

А. П. Чехов (11 час. + 1 p.p.)Жизнь и творчество.Рассказы : «Человек в футляре» ? «Ионыч», «Дом с мезонином», «студент», «дама с собачкой» и др.«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Лирическое и трагическое начала в пьесе. Символические образы.Сценическая жизнь пьесы.Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Из зарубежной литературы.

Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции. Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные открытия: новые имена и новые герои (обзор)

Мопассан (1 час.), Эдгар По (1 час.) Ибсен (1 час.), Рембо (1 час.).


4.Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающихпроцесс образования по литературе по данной программе:

1 Учебно- методический комплекс:

  • Учебник « Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений». Автор Ю. В. Лебедев.., Просвещение, 2008 год в 2 частях,

  • И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова « Поурочные разработки по литературе, 10 класс» Москва, «Вако» 2009 г.

  • Журнал «Литература в школе». Приложение к журналу «Литература в школе».

  • С. П. Белокурова Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург «Паритет» 2007

  • Журнал «Литература в школе». Приложение к журналу «Литература в школе». 2.Электронные носители:

  • обучение сочинениям. Развитие речи 5-11 классы

  • Русская поэзия для детей. Времена года.

  • Энциклопедия классической музыки

  • Аудиокнига. А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Аудиотеатр. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

3. Справочная литература








ПРИЛОЖЕНИЕ


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по календарю

Фактическая дата

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

1

2.09

2

Творчество писателей конца 18 начала 19 веков Языковая реформа Н. М. Карамзина. Романтический историзм Н. М. Карамзина.(обзорное знакомство)

1

5.09

3

Русский романтизм. К.Н.Батюшков и В.А.Жуковский как родоначальники романтической школы Обзор творчества

1

7.09

4

Поэтические искания декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева.

1

9.09


5

Своеобразие пушкинской эпохи. Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина.. Историч. концепция пушкинского творчества .

1

12.09

6

Петербургская повесть А.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Проблема власти. Тема «маленького человека»

1

14.09

7

М.Ю.Лермонтов. Своеобраз. художеств. мира поэта, развитие в его тв-ве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в произведен. Писателя. «Молитва» Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова .

1

16.09

8

М. Ю. Лермонтов «Демон» Образ Демона и Ангела в творчестве М.Ю.Лермонтова

1

19.09

9

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

1

21.09

10

«Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести

1

23.09

11

Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству писателей первой половины 19 века

1

26.09

12-13

Русская литература второй половины XIX в. Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850 годов. Русская критика и литературный процесс второй половины 19 века.(Обзор)

1

28.09

30.09

14

А.Н.Островский. Страницы жизни и творчества .А. Н. Островский - создатель русского театра.

1

1.10

15

«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия.

1

3.10

16

Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «тёмного царства»

1

5.10

17

Образ Катерины. Её душевная трагедия. Внутренний конфликт героини. Нравственная проблематика пьесы

1

7.10

1

18

Смысл названия и символика пьесы. Споры критиков вокруг «Грозы». Н.А. Добролюбов, А.А.Григорьев

1

19-20

Р/Р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

1

10.10

12.10

21

И.А.Гончаров. Строки жизни и творчества. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции, социальная и нравственная проблематика романа

22

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера главного героя. «Сон Обломова». Характеристика эпизода.

1

14.10

23

«Обломов» как роман о любви. Обломов и О. Ильинская. Авторская позиция и способы её выражения в тексте

1

24

«Что такое обломовщина?» Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике

1

25

И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

17.10

26

«Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер конфликта в романе.

1

21.10

27

Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Споры Базарова с Павлом Петровичем.

1

24.10

26.10

28

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.

1

28.10

29

«Вечные темы» в романе. Тема любви и особенности её раскрытия. Смысл финала

1

31.10

30

Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода.

1

31

Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг романа. Роман в русской критике.

1

9.11

32-33

Р/ Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

1

11.11

34

Н. Г. Чернышевский. Строки жизни и творчества. Гражданская казнь. Творческая история романа «Что делать?».

1

12.11

35

Значение романа в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Новые люди. Старые люди.

1

14.11


36

Особенный человек-Рахметов. Четвёртый сон Веры Павловны.

1

16.11

37

Тютчев Ф.И. Очерк жизни и творчества. Единство мира и философия природы в его лирике

1

18.11

38

Человек и история в лирике Ф.Тютчева. Раздумья о жизни, человеке, мироздании

1

21.11

23.11

39

Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой»

1

25.11

40

А.А.Фет. Страницы жизни и творчества. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека

1

28.11

41

Любовная лирика А.Фета. Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Метафоричность лирики Фета.

1

30.11

42

А.К.Толстой. Обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира: фольклорные, романтические и исторические черты лирики

1

2.12

43

Р/Р. Проверочная работа. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. И А. А. Фета.

1

5.12

44

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. (обзор). Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа

1

7.12

45

Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Героическое и жертвенное в изображении разночинца-народолюбца. «рыцарь на час», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли» и др.

1

9.12

46

Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Муза Некрасова. «Поэт и гражданин», «Музе», «Элегия» и др

1

12.12

47

Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей» и др.

1

14.12


48

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы

1

16.12

49

Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы крестьян и помещиков в поэме

1

19.12

50

«Люди холопского звания» и «народные заступники» в поэме (Гриша Добросклонов, Савелий, «богатырь святорусский», Матрёна Тимофеевна)

1

21.12

51

Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказа о грешниках.

1

23.12

52

Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

26.12

53

Р/Р подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1

28.12

54

Творчество К Хетагурова. Стихотворения из сборника «Осетинская лира»

1

14.01

55

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Жизненная позиция писателя. Проблематика сказок.

1

15.01

56

«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Проблематика и поэтика сатиры С. Щедрина

1

21.01

5758

Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя

1

22.01


59

Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». Образ Санкт-Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

1

28.01

60

Раскольников. Духовные искания интеллектуального героя. «Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова.

1

29.01

61

Теория Р.Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта.

1

4.02

62-63

Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов)

1

5.02

64

Роль эпилога. Достоевский и культура ХХ века

1

11.02

65-66

Р/Р. Сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

1

12.02

67

Н.С.Лесков. «Очарованный странник» Страницы жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в изображении писателя

1

18.02

68

Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

1

18.02

69-70

Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»

1

19.02

71

Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах»

1

25.02


72

Роман «Война и мир» - роман-эпопея: история создания; проблематика, образы, жанр. Образ автора в романе

1

26.02

73

Художественные особенности романа «Война и мир», своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».

1

4.03

74

Война 1805-1807 гг. - эпоха «неудач» и «срама» в изображении Толстого.

1

5.03

75

Духовные искания Андрея Болконского. Идея нравственной ответственности человека. «Дорога чести» Андрея Болконского в романе.

1

11.3

76

Этапы духовных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

12.03

77

Женские образы в романе. Судьбы любимых героинь Толстого .Наташа Ростова на пути к счастью.

1

18.03

78

Семья Ростовых и семья Болконских

1

19.03

79

Исторические личности на страницах романа «Война и мир» Кутузов и Наполеон

1

1.04

80

Тема народа,. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Тихон Щербатый и Платон Каратаев

1

2.04

81

Проблемы истинного и ложного. Картины войны в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа

1

8.04

82-83

Р/Р. Сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

9.04


84

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.

1

15.04

16.04


85-86

Особенности рассказов 80-90-х годов. «Маленький человек в прозе Чехова. «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент»

87-88

Рассказы А. П. Чехова. «Никто не знает настоящей правды». «Дом с мезонином», «Палата №6»

1

22.04

23.04

89-90

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

91

Чехов-драматург. Общая характеристика «новой драмы»

1

29.04

92-93

«Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система. образов, особенности жанра. Разрушение дворянского гнезда. Раневская и Гаев - герои уходящего в прошлое усадебного быта. Тип героя-«недотёпы»

1

30.04

12.05

94

Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра

1

95

96

Р/Р. Сочинению по творчеству А. П, Чехова.

1

13.05

19.05

97

Контрольная работа по теме «Русская литература второй половины 19 века». Тест

1

20.05

98

Зарубежная лит-ра XIX века. Основные тенденции в развитии зарубежной лит-ры XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм.

1

23.05

99

Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость.

1

24.05

100

Г.Ибсен. Драма «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины.

28.05

101

А.Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм

31.05

102

Заключительный урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. Список литературы на лето.

31.05


© 2010-2022