- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование технологии проблемного обучения на занятиях по литературе (из опыта работы)
Использование технологии проблемного обучения на занятиях по литературе (из опыта работы)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тарасова М.Н. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Тарасова Марина Николаевна, преподаватель
«Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед».
Френсис Бекон
Мы живём в изменяющемся мире, нуждающемся в педагогических инновациях. Предпосылкой инновационной необходимости является определённый социальный запрос общества, новые потребности и новые проблемы социума. Сегодня не студент приспосабливается к образовательной среде, а педагогический процесс адаптируется к уровням и особенностям развития современной молодёжи, изменяя содержание образования, рождая новые методы и методики, особенные личностно-ориентированные средства и формы обучения.
Инновационный потенциал педагогических новшеств глубок, благодаря чему каждый учитель может стать творцом, найти свою методику, отвечающую его личным качествам, позволяющую решать вопросы гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения, учитывающую здоровьезберегающую направленность в организации урока.
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остаётся главной формой обучения. Эта форма многие годы и столетия определяла лицо школы, являясь её « визитной карточкой». Все попытки заменить урок другими формами, найти ему эквивалент, пока успеха не имели. Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет её социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и обучающихся.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и ещё не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелёгким трудом освоения нового, познания окружающего мира.
Учитель всегда будет главным действующим лицом на любом уроке. Потому что он - всегда старше, за ним знания, опыт понимания и применения этих знаний. Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности: появляются образовательные стандарты и на их основе обновлённые программы и учебники, внедряются информационные технологии. И тем более увеличиваются требования, предъявляемые к педагогу на современном этапе образования. И нам с вами, чтобы быть интересными, надо этими качествами обладать в полной мере. Вот они эти качества личности учителя: способность перевоплощаться, обаяние « артистической стихийности», живость, острота, эспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравится; одухотворённость, ощущение внутренней свободы; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям.
На мой взгляд, педагогика должна быть вдохновляющей, внимательной, поддерживающей. Воспитание личности - это искусство. Где искусство - там талант, там сердце, там интуиция, там вдохновение…
Что ж, начинать урок пора!
Вдруг плач…А в чём причина?
Я не заметила Ирину,
Не заглянула ей в глаза,
Она к портфелю наклонилась,
Нарочно взгляд свой отвела…
И вдруг посыпались слова:
-Максим её обидел.
-Иринка сдачи вмиг дала…
А как? Кто это видел?
- Он « неумёхою» назвал
Иринку за работу,
Её тетрадки полистал,
Сказал плохое что-то.
- Стоп! - говорю сама себе.-
Не начинай урока…
Как равнодушье в класс вошло?
Зазнайство? Лень? Упрёки?
Беру Иринину тетрадь…
Бегут неровно строчки.
Не подчеркнула орфограммы
И пропустила точку.
Но знаю, здесь причина спешка!
Уроки музыки и хор,
Пропела два часа на сцене,
А ей в глаза такой укор?
- Талантами щедра природа,
Нам каждому досталось что-то:
Один поёт, другой рисует,
А третий… только критикует?
Опущены глаза Максима,
Он понял всё, он покраснел…
- Прости, Ирина…Я обидел…
Пойдём, я помогу тебе.
И на последней парте вместе,
Исправили ошибки все,
Довольные, сияют оба,
И в классе Равновесие!
Великий мыслитель Апшерони, живший много лет тому назад, когда-то сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если усердно не учатся сами». Его мудрые слова актуальны и до сегодняшнего дня, ведь качество образования начинается с учителя. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо не повторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных, факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывает этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом « педагогический».
Предмет « Литература» в цикле гуманитарных дисциплин занимает особенное место, так как всегда и во все времена была призвана формировать (развивать, совершенствовать) интеллект, духовный мир, чувства, нравственные качества обучающихся. Содержание этого предмета - уже «учебник жизни», не случайно говорят, что надо учить не литературе, а литературой, настолько ярко прослеживается воспитательный характер художественных произведений, закладывающих духовные, нравственные основы личности человека.
На учебных занятиях по литературе, где речь идёт о произведениях классической литературы 19-20 веков, необходимо, прежде всего, заинтересовать студентов в необходимости прочтения и дальнейшего обсуждения (анализа) произведения. И мотивация должна быть не только в конечном результате - положительной оценке на зачёте, но и в потребности духовного, эмоционального обогащения. Следовательно, перед преподавателем стоит важная задача - сформировать эту внутреннюю потребность читать не только программную, но и дополнительную литературу по теме. Огромная роль в формировании интереса к чтению и изучению произведений, конечно же, отводится преподавателю, который, являясь управленцем образовательного процесса, целенаправленно, планово организует этот процесс, используя эффективные деятельностные технологии и соответствующие им активные методы, приёмы, формы организации деятельности студентов. К такой технологии относится технология проблемного обучения, которую я применяю на своих занятиях.
Если в традиционном обучении используются преимущественно приёмы разъяснения, иллюстрации, описания, аргументации, то в проблемном - всесторонний анализ явлений, поиск истины. Проблемный урок опирается на логику последовательно создаваемых проблемных ситуаций путём постановки проблемных вопросов. Русская классическая литература 19 века - это, во многом, литература вопросов: Кто виноват в гибели Катерины? (по пьесе А.Н.Островского « Гроза»), Кому живётся весело, вольготно на Руси? ( по поэме Н.А.Некрасова), Почему Раскольников совершил преступление? Решение данных вопросов требует поиска информации в первую очередь в главном источнике - художественном произведении, а также соответствующих источниках информации по рассматриваемым вопросам. Результатом работы обучающихся по поиску информации становятся либо индивидуальные выступления с докладом, или подготовка опорных материалов для работы в группе. Такая индивидуальная работа оценивается по определённым критериям, а устная фронтальная работа студентов по тексту оценивается по критериям точности, оперативности поиска, аргументированности выдвинутых тезисов. Таким образом, преподаватель готовит студентов к освоению ОК 4.1 « Поиск информации».
Освоению ОК 4.2 « Извлечение и первичная обработка информации по аспектам извлечения информации по одному или более основаниям, систематизация её в рамках заданной структуры» способствуют приёмы структурирования материала урока. Такую структуру прежде всего задаёт преподаватель, который предлагает студентам в ходе анализа произведения распределять ответы на проблемные вопросы в виде таблицы или схемы. Например, чтобы решить проблему « Почему Раскольников совершил преступление» преподаватель проводит сравнительный анализ на доске - «задаёт структуру», которая в дальнейшей совместной работе наполняется содержанием.
Успешному формированию третьего аспекта « Обработка информации» 1 и 2 уровней: « выделяет в источнике информации вывод и/ или аргументы, обосновывающие определённый вывод, проводит аргументы в поддержку вывода» способствует также предварительная работа по разъяснению студентам критериев устного ответа, с которыми они знакомятся на первых занятиях литературы:
1.Полнота, глубина, содержательность ответа, соответствие теме.
2. Последовательность, логичность изложения материала: вступление, основная часть, заключение.
3.Аргументированность (использование текста (пересказ, цитирование), примеров, фактов).
4.Эмоциональность, грамотность, правильность речи, чёткость, убедительность изложения материала.
5.Самостоятельность в работе над темой ( использование дополнительной информации, высказывание собственных суждений).
6.Соблюдение регламента (3-5 минут).
Данные критерии помогают не только подготовить ответ, но и способствуют эффективной рефлексии и внешней оценке ответа самими студентами. Таким образом поэтапная работа с информационными источниками в поле решения проблемных вопросов и ситуаций позволяет обучающимся углублять свои знания по конкретному произведению, развивают умения решать проблему, применяя различные приёмы, формы, жизненный опыт, развивают компетенции в сфере работы с информацией (ОК 4), самоорганизации и самоуправления собственной деятельностью (ОК 2). Кроме того, на учебном занятии проблемного характера обучающиеся находятся в постоянном мыслительном процессе. Научить мыслить - вот то, к чему должен стремиться преподаватель. Ведь слова без мыслей - ничего не значат. Мне вспоминаются слова шекспировского героя: « Слова летят, а мысли тут, слова без мыслей не дойдут». В конечном итоге обучающиеся становятся соавторами в решении проблемных задач. Всё это приводит к положительным результатам: знания, полученные таким образом, становятся достоянием студентов, они глубже запоминаются и легко актуализируются, обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); решение проблемных вопросов при этом выступает своеобразным приёмом в развитии интеллекта; подобного рода урок повышает интерес студентов к содержанию дисциплины и способствует их дальнейшей успешной подготовке.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что студенту урок и в радость, и в пользу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, « зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Потому что в век космических ракет, компьютеров, Интернета, мобильных телефонов нашим подросткам по-прежнему нужны алые паруса, вера в доброе и вечное - это фантазия и созидание, открытие мира и способ общения с ним, это духовное самопознание и самосовершенствование ребят. Давайте поможем этому случиться.
Библиографический список:
1.Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: педагогика грамотного развития.- М.,2010.
2.Педагогические технологии: эволюция понятия.- М.: Издательство «Просвещение», 2009
3.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Формирование общих компетенций в системе довузовского профессионального образования.- Самара:ЦПО, 2011.-320с.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Издат-ий центр « Академия», 2008.