Повторение сведений о сложноподчиненном предложении на материале произведений М. Ю. Лермонтова

Тип: урок повторения и обобщения материала Оборудование: мультимедийная презентация «Лермонтов глазами современников», карточки: словарная работа, карточка для самопроверки, текст, карточка с фрагментами из стихотворений М.Ю.Лермонтова, электронный тест. Цели: Дидактические: Повторить: сведения о последних месяцах жизни М.Ю.Лермонтова сведения об изобразительных и выразительных средствах языка и речи Коррекционные: развивать быстроту и точность зрительного восприятия печатного текста развивать п...  ^ Пр…зем…стый;  сила об…яния;  темны…, полны… мысли кари… гл…за, …скрились умом; (не)обыкнове(н;нн)о высокий лоб; кр…сиво очерче(н;нн)ые губы; н…стойч…вость,  колк…е остр…умие, насмешка и сож…ление, дем…н буйства, бл…городные п…рывы, стр…мление пр…слыть г…роем;  т…лант пр…влекал покло(н;нн)иков; зл…вещее и тр…гическое;  задумч…вая пр…зрительность, пр…сущая мощ(?).   2в. Самопроверка.  Интегрированный урок. М.Ю.Лермонтов. в воспоминаниях современников^ Карточка для самопроверки: Приземистый;   сила обаяния, темные, полные мысли карие глаза, искрились умом; необыкновенно высокий лоб;  красиво очерченные губы;  настойчивость,  колкое остроумие, насмешка и сожаление, демон буйства, благородные порывы, стремление прослыть героем, талант привлекал поклонников, зловещее и трагическое, задумчивая презрительность, присущая мощь. Домашнее задание по литературе: пользуясь карточкой-ключом, составить связный текст «Лермонтов глазами современников».^ 3. Опрос. Сложноподчиненное предложение. - Что знаем о сложноподчиненном предложении?   4. Лермонтов-прозаик. Работа с текстом. Чтение и анализ текста - Прочитать предложенный текст.       Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск…     Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокой...   - От чьего лица написан текст? (это внутренний монолог Печорина) - Что узнаем мы о герое из текста? - Какими предложениями выражается  внутренняя речь героя? Охарактеризуйте его в данной ситуации. (это человек образованный, склонный к философским размышлениям, любитель «покопаться» в своей душе)^ 4б. Нахождение сложноподчиненных предложений в тексте, выделение грамматических основ и составление схем. Найти 4 любых предложения     (схемы на доске можно) Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. (определительное) Неизвестно, какие странные и бешеные замыслы роились в голове моей...      (изъяснительное)  Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь. (определительное)Все было бы спасено, если бы мой конь смог проскакать еще десять минут! (обстоятельственное условия)  Если бы в эту минуту кто-нибудь меня уви... ^ Домашнее задание по русскому языку: в текстах найти оставшиеся сложноподчиненные предложения, выделить в них грамматические основы, в тетрадях составить их схемы.^ 5. Лермонтов-поэт.         Анализ использования художественных средств в сложноподчиненных предложениях.    Работа с отрывками из стихотворений. Наиболее широкому кругу читателей М.Ю.Лермонтов известен как поэт. Красоту языка стихотворений М.Ю.Лермонтова создают и сложноподчиненные предложения. Создание лирических произведений нем... Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой! («Бородино») бой удалый - эпитет Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. («Отчего») молодость цветущую - метафора коварное гоненье - эпитет Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь… («Выхожу один я на дорогу») дремали жизни силы – метафора вздымалась тихо – эпитет Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день, Укрывшися лесов в таинственную сень… («Пан») гаснет день – метафора таинственная сень – эпитет Я видал иногда, как ночная звезда В зеркальном заливе блестит, Как трепещет в струях и серебряный прах От нее, рассыпаясь, бежит. («Еврейская мелодия») зеркальном заливе – метафора прах бежит – эпитет ^ 6. Подведение итогов урока. - Какую задачу мы ставили в начале урока? (на материале произведений М.Ю,Лермонтова повторить сведения о сложноподчиненных предложениях и видах придаточных в них) - Удалось ли ее выполнить? - Как литературный материал помог повторить сведения о сложноподчиненных предложениях?^ 7. Выполнение тестового задания. - Теперь у вас есть возможность проверить, насколько успешно вы повторили материал по русскому языку. Отметка за тестовое задание будет вашей отметкой за сег... А1. В каком сложноподчиненном предложении придаточное относится не к тому виду,  как в остальных предложениях? 1. Уже солнце начало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. 2. Едва я успел накинуть бурку, как повалил снег. 3. Как только я проведал о черкешенке у Григория Александровича, то надел эполеты, шпагу и пошел к нему. 4. Я, однако же, не позабыл подметить, где поставили наших лошадей. А2. В каком сложноподчиненном предложении придаточное присоединено к главном...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого интегрированного урока русского языка и литературы

тема: Повторение сведений о сложноподчиненном предложении на материале произведений М.Ю.Лермонтова.

Тип: урок повторения и обобщения материала

Оборудование: мультимедийная презентация «Лермонтов глазами современников», карточки: словарная работа, карточка для самопроверки, текст, карточка с фрагментами из стихотворений М.Ю.Лермонтова, электронный тест.

Цели:

Дидактические:

Повторить:

  • сведения о последних месяцах жизни М.Ю.Лермонтова

  • сведения об изобразительных и выразительных средствах языка и речи

Коррекционные:

  • развивать быстроту и точность зрительного восприятия печатного текста

  • развивать письменную и устную связную речь

  • учить контролировать правильность грамматического строя речи

Воспитательные:

  • учить внимательному отношению к людям

  • прививать интерес к урокам литературы

  • развивать коммуникативные навыки общения

Ход урока:

1. Объявление темы и целей урока.

Сегодня урок будет проходить сразу по двум предметам - русскому языку и литературе. По русскому языку мы будем повторять материал о сложноподчиненных предложениях и видах придаточных в них, а по литературе нам представится возможность вспомнить творчество М.Ю.Лермонтова, который известен современному читателю как великий поэт и выдающийся прозаик, к тому же в 2014году мы отметили 200-летие со дня рождения поэта.
Задача: на материале произведений М.Ю,Лермонтова повторить сведения о сложноподчиненных предложениях.
Когда речь заходит о каком-нибудь человеке, который однозначно признается великим, то людям, говорящим о нем, всегда интересно, каким он, этот гений, был в жизни. Такой загадкой является для вас и М.Ю.Лермонтов. На первом этапе урока нам помогут ответить на этот вопрос свидетельства его современников - художников, близких ему людей и просто знакомых.
^ 2. Просмотр презентации «Лермонтов глазами современников».

Вывод:

- Каким современники видели М.Ю.Лермонтова? (свидетельства противоречивы)

- Какие черты его внешности особенно привлекали внимание? (глаза)

- Какие особенности характера великого человека отмечали его знакомые? (противоречие между внутренним благородством и внешней капризностью, склонностью к насмешкам)


^ 2б. Словарная работа:

- Свидетельства современников являются благодатным материалом для того, чтобы повторить орфографию на уроке русского языка



^
Пр…зем…стый; сила об…яния; темны…, полны… мысли кари… гл…за, …скрились умом; (не)обыкнове(н;нн)о высокий лоб; кр…сиво очерче(н;нн)ые губы; н…стойч…вость, колк…е остр…умие, насмешка и сож…ление, дем…н буйства, бл…городные п…рывы, стр…мление пр…слыть г…роем; т…лант пр…влекал покло(н;нн)иков; зл…вещее и тр…гическое; задумч…вая пр…зрительность, пр…сущая мощ(?).

2в. Самопроверка.


Интегрированный урок. М.Ю.Лермонтов. в воспоминаниях современников
^ Карточка для самопроверки:

Приземистый; сила обаяния, темные, полные мысли карие глаза, искрились умом; необыкновенно высокий лоб; красиво очерченные губы; настойчивость, колкое остроумие, насмешка и сожаление, демон буйства, благородные порывы, стремление прослыть героем, талант привлекал поклонников, зловещее и трагическое, задумчивая презрительность, присущая мощь.


Домашнее задание по литературе: пользуясь карточкой-ключом, составить связный текст «Лермонтов глазами современников».
^ 3. Опрос. Сложноподчиненное предложение.

- Что знаем о сложноподчиненном предложении?

4. Лермонтов-прозаик. Работа с текстом. Чтение и анализ текста
- Прочитать предложенный текст.


Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск…

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Неизвестно, какие странные и бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно...

Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь. Все было бы спасено, если бы мой конь смог проскакать еще десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод - напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы… Попробовал идти пешком - ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.
Душа обессилела, рассудок замолк… Если бы в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.
Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли успокоились, то я понял главное. Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно…
Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна…Все к лучшему! Это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово. Если б я не ехал верхом и не шел пятнадцать верст пешком, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

(М. Ю. Лермонтов « Герой нашего времени»)

- От чьего лица написан текст? (это внутренний монолог Печорина)
- Что узнаем мы о герое из текста?
- Какими предложениями выражается внутренняя речь героя? Охарактеризуйте его в данной ситуации. (это человек образованный, склонный к философским размышлениям, любитель «покопаться» в своей душе)
^ 4б. Нахождение сложноподчиненных предложений в тексте, выделение грамматических основ и составление схем. Найти 4 любых предложения (схемы на доске можно)


Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. (определительное)


Неизвестно, какие странные и бешеные замыслы роились в голове моей... (изъяснительное)

Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь. (определительное)

Все было бы спасено, если бы мой конь смог проскакать еще десять минут! (обстоятельственное условия)

Если бы в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся. (обстоятельственное условия)

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли успокоились, то я понял главное. (обстоятельственное времени)
Если б я не ехал верхом и не шел пятнадцать верст пешком, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих. (обстоятельственное условия)


^ Домашнее задание по русскому языку: в текстах найти оставшиеся сложноподчиненные предложения, выделить в них грамматические основы, в тетрадях составить их схемы.
^ 5. Лермонтов-поэт.

Анализ использования художественных средств в сложноподчиненных предложениях. Работа с отрывками из стихотворений.

Наиболее широкому кругу читателей М.Ю.Лермонтов известен как поэт. Красоту языка стихотворений М.Ю.Лермонтова создают и сложноподчиненные предложения. Создание лирических произведений немыслимо без использования изобразительных и выразительных средств.
- Прочитать предлагаемые фрагменты стихотворений, представляющие собой сложноподчиненные предложения: найти в каждом предложении художественные средства.



- Какие художественные средства вы нашли в отрывках?


Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

(«Бородино»)


бой удалый - эпитет


Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

(«Отчего»)


молодость цветущую - метафора

коварное гоненье - эпитет


Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…

(«Выхожу один я на дорогу»)


дремали жизни силы - метафора

вздымалась тихо - эпитет


Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день,

Укрывшися лесов в таинственную сень…

(«Пан»)


гаснет день - метафора

таинственная сень - эпитет


Я видал иногда, как ночная звезда

В зеркальном заливе блестит,

Как трепещет в струях и серебряный прах

От нее, рассыпаясь, бежит.

(«Еврейская мелодия»)


зеркальном заливе - метафора

прах бежит - эпитет




^ 6. Подведение итогов урока.

- Какую задачу мы ставили в начале урока? (на материале произведений М.Ю,Лермонтова повторить сведения о сложноподчиненных предложениях и видах придаточных в них)

- Удалось ли ее выполнить?

- Как литературный материал помог повторить сведения о сложноподчиненных предложениях?
^ 7. Выполнение тестового задания.

- Теперь у вас есть возможность проверить, насколько успешно вы повторили материал по русскому языку. Отметка за тестовое задание будет вашей отметкой за сегодняшний урок.

Выполнить тест.


А1. В каком сложноподчиненном предложении придаточное относится не к тому виду, как в остальных предложениях?

1. Уже солнце начало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.

2. Едва я успел накинуть бурку, как повалил снег.

3. Как только я проведал о черкешенке у Григория Александровича, то надел эполеты, шпагу и пошел к нему.

4. Я, однако же, не позабыл подметить, где поставили наших лошадей.

А2. В каком сложноподчиненном предложении придаточное присоединено к главному при помощи союзного слова?

1. Надо сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка.

2. Он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого мужа.

3. Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться.

4. Я все готов отдать, чтобы тебя развеселить.

А3. В каком предложении союз как присоединяет придаточное обстоятельственное сравнения?

1. Зима сходна в ней с первою зимой, как с первыми людьми сходны ее народы.

2. Или в разлуке безотрадной она увяла, как и ты…

3. Так точно и я под ударом судьбы, как утес, неподвижно стою.

4. Как луч зари, как розы Леля, прекрасен цвет ее ланит.

А4. Какая схема соответствует данному сложноподчиненному предложению? (знаки препинания не расставлены)

Наша публика похожа на провинциала который подслушав разговор двух дипломатов принадлежащих к враждебным дворам остался бы уверенным что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной нежнейшей дружбы.

А5. Какие художественные средства использованы М.Ю.Лермонтовым в предложении:

Тот, кому случалось жадно глотать животворящий воздух, разлитый в ущельях, поймет мое желание передать эти волшебные картины.

1. эпитет, метафора 2. эпитет, сравнение

3. метафора, олицетворение 4. олицетворение, эпитет

ДЗ подготовиться к контрольной работе по теме «СПП»




КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 10 КЛАСС

Цель урока:

Закрепить умения выполнять смысловой, типологический, стилистический анализы текста научного стиля речи, научно-популярного подстиля.

Ход урока:

Быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызвали потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания. В течение столетий наука сумела выработать великолепный собственный язык - точный, как сама наука, звонкий, выразительный. Вам, выпускникам школы, завтрашним студентам вузов, необходимо знать этот язык и владеть им в совершенстве. Поэтому сегодня мы отрабатываем умение выполнять комплексный, или многоаспектный анализ научного текста, пользуясь известным вам планом.

План анализа текста (записан на доске).

  1. Тема.

  2. Идея.

  3. Сфера общения.

  4. Цель общения.

  5. Функция общения.

  6. Ситуация общения.

  7. Форма речи.

  8. Тип речи.

  9. Стиль и подстиль речи.

  10. Жанр.


Результаты анализа будем записывать в таблицу.

Экстралингвистические признаки

Языковые признаки

лексические

Словообразо-

вательные

Морфо-

логические

Синтак-

сические



  • Прочитайте текст В. Мезенцева о сновидениях, попытайтесь понять его общий смысл. Подготовьтесь выразительно прочитать текст.

После прочтения текста учитель переходит к его анализу.

  • О чем идет речь в тексте? Какова его тема?

  1. Природа сновидений. Тема ориентирована на научный стиль.

  • Что хотел сказать автор о природе сновидений? Определите идею текста.

  1. Сновидения порождают различные воспоминания, извлекают из памяти былые впечатления, а также во время сна до мозга доходят внешние раздражения. Интенсивная работа мозга во время сна может вызвать сновидения, проясняющие решение задачи, над которой человек думал днем.

  • Для какой сферы общения характерен текст?

  1. Текст характерен для научной сферы.

  • Определите цель, ради которой написан данный текст?

  1. Информировать о природе сновидений, доказать истинность выдвинутой гипотезы о сне как небывалой комбинации воспоминаний с внешними раздражениями.

  • Каковы функции общения?

  1. 1-я - информативная, т.е. передача логической информации о сне и природе сновидений, доказательство ее истинности (при полном отсутствии эмоций); 2-я - воздействующая на логику читателя (слушателя) при доказательстве правоты выдвинутой точки зрения.

  • Назовите ситуацию общения.

  1. «1 - много», соответствует книжному стилю.


  • Форма речи?

  1. Письменная, монологическая, соответствует книжному стилю.

  • Определите тип речи текста.

  1. Рассуждение.

  • Докажите, что это рассуждение. Какова композиция текста?

  1. Тезис 1-ый: предложения 1,3; аргументы: предложения 4,8,9; тезис 2-ой: предложение 10; аргументы: предложение 13. Перед нами многоаспектное рассуждение, не содержащее вывода, т.к. вывод очевиден, и его легко может сделать сам читатель.

  • Определите стиль текста.

  1. Научно-популярный подстиль научного стиля.

  • Каков жанр текста?

  1. Фрагмент (т.к. объем мал) статьи: здесь рассматривается спорный в научном плане вопрос.

  • Продолжаем работу с текстом в группах. Выполните стилистический анализ текста:

1-ая группа определяет экстралингвистические признаки текста и основные языковые средства их выражения. Консультант группы дает конкретное задание каждому из своей «шестерки», собирает материал, наработанный членами группы, выступает с отчетом перед классом.

2-ая группа находит лексические признаки (средства) текста и объясняет, какими экстралингвистическими чертами они обусловлены.

3-я группа определяет словообразовательные языковые средства.

4-я группа - морфологические средства.

5-я группа - синтаксические средства.

Необходимо объяснить, какими эктралингвистическими признаками обусловлено то или иное языковое средство. Для работы предоставляются словари. На выполнение задания дается 15 минут. Далее идет отчет консультантов о проведенном группой анализе. Результаты записываются (конспективно) в таблицу.

Примерные ответы учащихся.

Экстралингвистические признаки.

Доминанта текста - подчеркнутая логичность изложения. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся и однокоренных существительных («сон», «сновидения»). Выражение «небывалая комбинация былых впечатлений» ключевое, наиболее важное для раскрытия темы, повторяется в тексте 3 раза.

Так как текст доказывает точку зрения, в нем используются слова-«скрепы»: наречия («так», «и понятно почему», «сюда»). На последовательность развития мысли указывают союзы. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями, делает мысль более ясной.

Другим специфическим признаком текста является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается использованием слов в их прямом значении, употреблением терминов («клетки мозга», «зрительные образы», «внешние раздражители»). Но малоупотребительные термины здесь опускаются. Для объяснения природы сновидений В. Мезенцев использует перифразу («небывалая комбинация белых впечатлений» - сон; «кладовая памяти» - мозг), в результате чего снижается точность и глубина информации, создается образность. Это обусловлено научно-популярным подстилем речи.

Данный текст пронизывают отвлеченность и обобщенность.

Тема текста - природа сновидения. Понятие «сновидение» означает не конкретное, а отвлеченное явление. Во фрагменте текста используются абстрактные понятия: «образ», «комбинация», «основы»; имена существительные с суффиксами -ений, -ани, -аци, -ств, придающими отвлеченное значение: «раздражение», «впечатление», «комбинация»; слова с интернациональными корнями: «физиология», «комбинация», «автомашина». И глаголы используются здесь не в своих конкретных значениях, а в отвлеченно-обобщенном («раздражения идут из внешнего мира»).

Еще один экстралингвистический признак текста - объективность. Результаты исследования здесь изложены ясно, объективно, независимо от тех чувств, которые испытывает автор по этому поводу. Поэтому здесь нет восклицательных предложений, выражающих чувства, местоимения «я» и других средств выражения субъективного, личного мнения. Экспрессия, оценочность отсутствуют, так как основная функция текста информативная.

Итак, цели, функции, экстралингвистические факторы указывают на принадлежность текста к научному стилю, научно-популярному подстилю.

Учащиеся класса задают консультанту вопросы.

Языковые признаки.

Лексика и фразеология.

  1. Основу текста составляет книжная лексика.

  2. Текст насыщен терминами из области физиологии («внешние раздражения», «бодрствующие клетки мозга», «зрительные образы»). Но малоупотребительные термины здесь опускаются. Некоторые раскрываются описательно, с помощью перифразы.

  3. Широко используется отвлеченная лексика («комбинация», «решение», «сновидение», «основы», « рождение», «проблемы»). Эти слова создают отвлеченность содержания текста.

  4. Используются здесь и образные средства: метафоры («комбинация впечатлений»), олицетворения («пройдет автомашина», «зашумит дождь»). Они упрощают передачу информации, делают логический акцент на основной мысли текста. Образность текста диктуется требованиями научно-популярного подстиля.

Словообразование.

  1. Интернациональные морфемы. Корни: «физиология» (физио - природа; логос - учение); «комбинация» (комбинацио - сочетание чего-нибудь); «интенсивный» (интенсио - усиление); «мистический» (мистика - таинство); «фантастичность» (фантастик - способность к воображению). Суффиксы (комбинация).

  2. Суффиксы, придающие отвлеченность: -ений, -ани, -ств, -аци.

Морфология.

  1. Частотность существительных. Главная задача текста, его лексики - объяснение явления сновидения. А для этого нужны прежде всего отглагольные существительные, передающие объективные процессы («раздражение», «решение»).

  2. Использование глаголов несовершенного вида настоящего времени в значении постоянного вневременного действия, что обусловлено отвлеченным характером речи: «комбинации составляются», «раздражения вплетаются».

  3. Преобладание глагольных форм 3 лица, что обеспечивает обобщенность: «извлекает», «порождают», «пройдет», «возникают», «составляются».

  4. Используются причастия в предложениях 1,3,4,5,6,10. Они описывают качества отдельных предметов.

  5. Частотны относительные прилагательные, обозначающие постоянные признаки: «внешние раздражения», «зрительные образы», «периодическая таблица». Они употребляются в составе термина, не выполняют функции экспрессивного описания.

Синтаксические особенности.

В данном тексте используются сложные

(сложноподчиненные) предложения, состоящие из 2-3-х частей

(предложения 2,6,10,11), осложненные предложения 1,3,5,10. Это

придает тексту книжный характер. Однако по объему эти

предложения не являются многокомпонентными, т.е. смысл

высказывания достаточно легко усваивается читателем

(слушателем). Это обусловлено научно-популярным подстилем

речи. В сложноподчиненных предложениях полнее и точнее

передается разнообразная информация, это достигается с

помощью союзов и союзных слов. Так, 4-е предложение -

сложноподчиненное с придаточным определительным.

Определительное придаточное употребляется для того, чтобы

подчеркнуть характерный признак, качество явления сновидения.

И в предложениях 2,6,10,11 определительные придаточные

акцентируют внимание на характерном признаке, свойстве. В

предложении 11 союзное слово «когда», присоединяющее

определительное придаточное, вносит в предложение еще и

оттенок значения места. Такая многозначность придаточного

предложения также обусловлена научно-популярным подстилем.

Седьмое предложение с придаточным дополнительным выражает

типическое явление, закономерность.

Ряды однородных членов служат для передачи полной и

точной информации. Редко используются цепочки родительных

падежей (1 раз): «работа по созданию таблицы элементов». В

предложениях преобладает инверсия главных членов (1,2,3,4,5,7 и

др.). В этом случае акцент ставится не на действии, а на явлении,

предмете научного исследования.

Итак, синтаксические средства текста указывают на научно-

популярный подстиль научного стиля.

Обобщение выступлений учащихся о принадлежности текста к научно-популярному подстилю.

  1. Перед нами текст научно-популярного подстиля, так как информация о природе сновидений передается в упрощенной форме, снижается ее точность и глубина. Текст адаптирован для восприятия информации широким кругом читателей, в том числе и не подготовленных для ее осмысления. Здесь отсутствуют вводные, вставные конструкции, многокомпонентные предложения, поэтому смысл высказывания достаточно легко усваивается читателями. Это обусловлено научно-популярным подстилем. В тексте немного терминов, некоторые из них раскрываются описательно: вместо слова «сновидения» В. Мезенцев употребляет перифразу «небывалая комбинация былых впечатлений», мозг называет «кладовой памяти». Присутствует здесь и образность - прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы: сон содержит лишь то, что было когда-то воспринято мозгом. На этой мысли делает логический акцент метафора «комбинация впечатлений». Упрощают передачу информации олицетворения: «зашумит дождь», «пройдет автомашина». Значит, языковые факторы научного стиля представлены недостаточно ярко. Это объясняется влиянием подстиля.

Заключительное слово учителя.

  • Итак, мы доказали, что цели, функции, экстралингвистические факторы и языковые особенности текста указывают на принадлежность текста к научному стилю, научно-популярному подстилю.

Учитель оценивает работу консультантов, комментирует оценки, консультанты выставляют оценки за работу на уроке членам своей группы.

Домашнее задание:

  1. Выполнить комплексный анализ текста из учебника русского языка А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой;

  2. Результаты анализа записать в таблицу (по образцу, сделанному на уроке).

Исходный текст.

(1) «Небывалая комбинация былых впечатлений» - так очень образно и точно назвал сновидения отец русской физиологии Иван Михайлович Сеченов, заложивший в прошлом веке основы науки о деятельности мозга человека. (2) Не только различные воспоминания, которые наш мозг как бы извлекает из своих «кладовых памяти», порождают сновидения. (3) Сюда же вплетаются и внешние раздражения, доходящие до мозга во время сна. (4)Зашумит ли по крыше дождь, крикнет ли ночная птица, пройдет по улице автомашина - все отмечают бодрствующие клетки, и нередко все это переплетается с тем, что человек видит во сне.

(5)Вот так и возникают «небывалые комбинации» воспоминаний с раздражениями, идущими из внешнего мира. (6)Но комбинации составляются только из «былых впечатлений», которые когда-то раньше или же в настоящий момент отразились и отражаются в нашем мозгу. (7)Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было уже воспринято мозгом. (8)В сновидениях слепых от рождения никогда не бывает зрительных образов. (9)И понятно почему - ведь этих образов, воспоминаний об этих образах нет и не было в мозгу, в его «кладовой памяти». (10)Интенсивная работа мозга во время сна может вызывать сновидения, проясняющие решение задачи, над которой человек думал днем. (11)Особенно это можно ожидать в тех случаях, когда человек думает над какой-то проблемой долгое время. (12)В этом нет ничего мистического. (13)Именно таким путем Д. И. Менделеев, по свидетельству профессора А. А. Иностранцева, завершил свою работу по созданию периодической таблицы химических элементов.

(В. Мезенцев)

Повторение сведений о сложноподчиненном предложении на материале произведений М.Ю.Лермонтова.

© 2010-2022