Наклонения глагола. Изъявительное наклонение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.
Тема урока: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Цель: 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках, учить определять наклонения глагола.
2. Развивать аналитическое мышление учащихся.

3. Воспитывать трудолюбие, чувство сострадания.


Ход урока:
I Организационный момент.
II. Повторение.

  1. Фронтальный опрос:

1. Какая часть речи называется глаголом? ( Глагол - часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)

2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)

3. Сколько существует глагольных времён? (три)

4. Какие это времена? ( Настоящее, прошедшее, будущее)

5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? ( Изменение глаголов по лицам и числам; 1и 2 спр.)

6. Какие глаголы называются переходными? ( которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)

  1. Задание 1. Переходные глаголы.

Учащиеся должны распределить глаголы на 2 группы: переходные и непереходные.

Учитель диктует глаголы. Гулять, кормить, читать, любить, помогать, разговаривать, бороться, руководить, рисовать, строить.

Проверка выполненного задания.

Прочитать непереходные глаголы, затем переходные глаголы

Непереходные: гулять, помогать, руководить, разговаривать, бороться

Переходные: читать, любить, кормить, рисовать, строить

III. Изучение нового материала.

  1. Посмотрим сказку о наклонениях глагола

  2. Составим таблицу.

IV. Закрепление изученного материала

1. Выполнение упр. 482.

Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.

(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)

Образовать от данных глаголов условное и повелительное наклонение.

Дополнительное задание. Смешанные написания.

Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

и от страха чуть не по С...Дели.

2. На фильме ужасов поС...Дел.

За полтора часа я чуть не поС...Дел.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Работа над текстом.

- Перед вами текст. О ком он? Прочитайте.

Украшай землю и жизнь.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зеленые газоны. Что ни день - старичок в своем саду сажает, поливает и окучивает. Если бы он был волшебником, то непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных.

- О ком текст?
- Какой он - садовник?
- Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса?
- Выпишите глаголы, определите наклонение.

V. Итог урока. Объявление оценок.

- Что нового узнали о глаголе?

- Что такое наклонение?

- Какие наклонения есть у глагола?

- Глаголы в каком наклонении рассказывают о действии, ко­торое происходило, происходит или произойдет?

- Какое наклонение глагола указывает на действие, которое может совершиться при каком-то условии?

- Какое наклонение выражает побуждение к действию?

- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

7. Домашнее задание.

83, упр.483. с.202


© 2010-2022