Материалы для работы над темой Типы речи

В файле собраны материалы как для ученика, так и для учителя.Таблица очень удобна в работе с 5 по 11 классы, не является моей авторской разработкой, но очень помогла мне в работе ,надеюсь, что и вам тоже будет полезна.Набор текстов различных типов речи значительно облегчает подготовку к уроку, разнообразит ваш урок, поможет учащимся уловить различия.В сильном классе предлагаю лото - учащиеся вклеивают сами заранее напечатанные и вырезанные особенности типа речи по заданным критериям. Иногда пыта...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы для работы над темой Типы речиМатериалы для работы над темой Типы речиФункционально - смысловые типы речи

Типы речи

Критерии

Описание

Повествование

Рассуждение

Определение (что это такое?)

Характеризуются признаки предмета речи. Обычно в описании говорится о тех признаках, которые можно увидеть сразу, все вместе.

Говорится об одновременных признаках

Рассказывается о последовательных событиях, действиях.

Говорится о последовательных действиях

Раскрываются причины чего-либо, доказывается какая-либо мысль, даётся объяснение чего-либо.

Говорится о причинах свойств и явлений

Разновидности

пейзаж, портрет, описание предмета

изображение, информирование, рассказ.

доказательство, размышление, объяснение

Особенности типа речи

(как отличить от остальных?)

Словесное изображение какого - либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков

Рассказ о событиях

Словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли

Грамматические средства оформления

Простые и сложные предложения:

а) с прямым порядком слов;

б) составным именным сказуемым;

в) с глагольными формами одновременного действия;

г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;

д) с определительными характеристиками.

Простые и сложные предложения:

а) с глагольным сказуемым совершенного вида;

б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;

в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Простые широко распространённые и сложные предложения:

а) с причастными и деепричастными оборотами;

б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;

в) с глаголами разных видовых форм.

Композиция





Общее впечатление от предмета речи.

Признак предмета речи.

Оценка предмета речи (может отсутствовать).

Начало действий, событий.

Развитие действий, событий.

Завершение действий, событий.

Тезис.

Доказательства.

Вывод (может отсутствовать).

Изобразительно - выразительные и синтаксические средства (при помощи чего строится такой текст?)

Части речи, которые чаще всего употребляются




Описание.

Цель создания текста:

1) Указание на его принадлежность к классу предметов.

2) Перечисление свойств, признаков, элементов предмета речи.

3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

Содержание и форма текста:

1) В начале или в конце даётся представление о предмете в целом.

2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.

3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.

4) Используются приёмы аналогии, сравнения, противопоставления.

5) Текст легко свёртывается.

Типичные грамматические средства оформления:

Простые и сложные предложения:

а) с прямым порядком слов;

б) составным именным сказуемым;

в) с глагольными формами одновременного действия;

г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;

д) с определительными характеристиками.

Повествование.

Цель создания текста:

Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи.

Содержание и форма текста:

1) Соблюдается логическая последовательность.

2) Подчёркивается динамизм, смена событий.

3) Композиция хронологизирована.

Типичные грамматические средства оформления:

Простые и сложные предложения:

а) с глагольным сказуемым совершенного вида;

б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;

в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Рассуждение.

Цель создания текста:

Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

Содержание и форма текста:

1) Имеются аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса), тезис (положение, которое доказывается), и демонстрация (способ доказательства).

2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.

3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.

4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Типичные грамматические средства оформления:

Простые широко распространённые и сложные предложения:

а) с причастными и деепричастными оборотами;

б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;

в) с глаголами разных видовых форм.

Функционально - смысловые типы речи

Типы речи

Критерии

Описание

Повествование

Рассуждение

Определение (что это такое?)

Характеризуются признаки предмета речи. Обычно в описании говорится о тех признаках, которые можно увидеть сразу, все вместе.

Рассказывается о последовательных событиях, действиях.

Раскрываются причины чего-либо, доказывается какая-либо мысль, даётся объяснение чего-либо.

Разновидности


Особенности типа речи

(как отличить от остальных?)


Грамматические средства оформления

Простые и сложные предложения:

а) с прямым порядком слов;

б) составным именным сказуемым;

в) с глагольными формами одновременного действия;

г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;

д) с определительными характеристиками.

Простые и сложные предложения:

а) с глагольным сказуемым совершенного вида;

б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;

в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Простые широко распространённые и сложные предложения:

а) с причастными и деепричастными оборотами;

б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;

в) с глаголами разных видовых форм.

Композиция






Изобразительно - выразительные и синтаксические средства (при помощи чего строится такой текст?)

Части речи, которые чаще всего употребляются




Примеры.

1. Описание. На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком.

Повествование. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать лапой.

Рассуждение. Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строем костей и наличием подкожных воздушных мешков (по К. Паустовскому).

1. Текст-описание:

Внешность её показалась мне великолепна: она была лет тридцати, росту среднего, худощавая и широкоплечая. В милой улыбке её казалась изюминка; живые большие глазки так и блестели. Лицо её имело выражение довольно приятное, но играющее. Волоса были пострижены под каре; на ней было великолепное платье и изящная шапочка.

2. Текст-повествование:

Она увидела на самом деле на горизонте серое облачко, которое приняла сначала за милый холмик. Проводник объяснил мне, что облачко предвещало дождь.

Мы слышали о здешних метелях, что целые деревни бывали ими занесены. Михалыч, согласно со мнением проводника, советовал возвращаться. Но ветер показался мне не очень силен; я понадеялся добраться до заката до следующей станции и велел ехать быстрее.

Проводник поскакал; но всё посматривал на запад. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Серое облачко обратилось в большую серую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал проводник, - беда: буран!»...

Я выглянул в окошко: всё было темнота и ветер. Вихорь выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Михалыча; лошади шли шагом - и скоро встали.

3. Текст-рассуждение:

В тот день размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был очень огромен. Я не мог не признаться себе, что поведение мое в кабардинской кафешке было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Михалычем. Всё это меня терзало и мучило.

Описание может быть разным: описание предмета, места, состояния окружающей среды, внешности, характера человека, его душевного состояния. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном - акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов. Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом. 2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно- желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего ли-пового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (по В. Солоухину). Особенность повествования заключается в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.

Сообщение о сменяющихся событиях и есть «новое» в предложениях такого текста. «Данным» является лицо, совершающее действие. В повествовании часто используются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с этими формами употребляются и другие. Глаголы прошедшего времени несовершенного вида дают возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность. Обычно при этом значение длительности подчеркивается словом долго. Глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя. Формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится (Б. Житков). В любом рассуждении имеются две части. В первой содержится тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы и примеры. В рассуждении часто бывает и третья часть - вывод. Тезис и обоснование обычно связываются союзами потому что, так как, вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, следовательно. Полное рассуждение, части которого связаны союзами, особенно распространено в научно-деловой речи. В разговорной и художественной речи чаще встречаются рассуждения неполные, а союзы опускаются.

Примеры рассуждении: Развитие значений слова идет обычно от частного ( конкретного ) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как «воспитание», «отвращение», «предыдущий». «Воспитание» буквально означает 'вскармливание', «отвращение» - 'отворачивание' (от неприятного лица или предмета), «предыдущий» - 'идущий впереди'. Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: «резать», «касаться», «воткнуть» (ткнуть). Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл (по Ю. Откупщикову).

Текст 1 Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут (А.Пушкин).

Текст 2 Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: «Вы свободны, выходите».- «Что это значит,- закричал князь,- кто ты такой?» - «Это Дубровский»,- сказала княгиня. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника.Княгиня вскрикнула и с ужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровь показалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет. Но ему не дали времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащили его из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи. - Не трогать его!- закричал Дубровский, и мрачные его сообщники отступили (А. Пушкин).

Текст 3 В критике принято утверждать, когда говорится о поэтах военного поколения, что их сделала поэтами война. Но это не совсем так. Поэтами рождаются и становятся вопреки войне, а не с помощью нее. Но вера в жизнь и любовь к ней приобретают особую силу, выразительность на контрастном фоне смертельного пламени народной справедливой войны (С. Орлов).

Текст 4 Искусство - это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падения духа, самоотверженности и мужества, это поражение и победа. Человек, раскрывающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, ища собственного героя, ответы на собственные мысли, невольно примеряя, скажем, чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, сомневаясь, досадуя, смеясь, плача, сочувствуя и соучаствуя,- и здесь начинается воздействие книги. Все это и есть «заражение чувствами», по выражению Льва Толстого (Ю.Бондарев).

Текст 5 После болезни Илья Ильич долго был мрачен, по целым часам повергался в болезненную задумчивость и иногда не отвечал на вопросы Захара, не замечал, как он ронял чашки на пол и не сметал со стола пыль, или хозяйка, являясь по праздникам с пирогом, заставала его в слезах. Потом, мало-помалу, место живого горя заступило немое равнодушие. Илья Ильич по целым часам смотрел, как падал снег и наносил сугробы на дворе и на улице, как покрыл дрова, курятники, конуру, садик, гряды огорода, как из столбов забора образовались пирамиды, как все умерло и окуталось в саван. Подолгу слушал он треск кофейной мельницы, скаканье на цепи и лай собаки, чищенье сапог Захаром и мерный стук маятника (И. Гончаров).

Текст 6 Кабинет Антона Павловича.

Большой письменный стол, широкий диван за ним. На отдельном столике, на красивом картонном щите, веером расположены фотографические карточки писателей и артистов с собственноручными надписями.На стене печатное предупреждение: «Просят не курить» (В. Вересаев).

Текст 7 Искренность - дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большого душевного такта. Маленький уклон в одну сторону- и будет фальшь; в другую - и будет цинизм (В.Вересаев).

Текст 8 Этот очерк написан в мезонине деревенского дома. Окна открыты, и на свет свечи залетают серые бабочки. Так тихо, что слышно, как внизу, в пустых комнатах, стучат ходики. Далеко на Оке гудит пароход. Деревня спит, в окнах темно.

Текст 9 Северное лето всегда вызывает тревогу.Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на Севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло.Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер, и все еще дышит оттуда запахом снега (К. Паустовский).

Текст 10 Наша собственность - это только то, что мы отдаем. Чего мы не хотим отдать, то не нам принадлежит, а мы ему принадлежим. Не мы его собственники, а оно наш собственник (М. Волошин).

© 2010-2022