Статья Виртуальная экскурсия на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Апшеронский техникум автомобильного транспорта и сервиса»







Статья





«Виртуальные экскурсии на уроках литературы»








подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Грицаенко Оксана Анатольевна
















г. Апшеронск

2015

В связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей появилась возможность проведения на учебных занятиях виртуальных экскурсий.

Термин "виртуальный" происходит от английского слова virtual-" похожий, неотличимый, не существующий в действительности, но появляющийся благодаря программному обеспечению"[1].

Первые виртуальные экскурсии, возникшие в сети Интернет, представляли собой небольшие сайты с информацией о музее. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экскурсии.

Наиболее простая в создании и применении -мультимедийная экскурсия. Для её проведения достаточно иметь мультимедийный проектор, компьютер и презентацию.Такая мультимедийная экскурсия достаточно давно и успешно используется в учебном процессе.

Но наиболее интересной для восприятия обучающихся будет проведение интерактивной виртуальной экскурсии. Для проведения данного вида экскурсий необходимо подключение к сети Интернет. Например, тема урока "Художественное своеобразие творчества С.Есенина". При изучении этой темы мы отправляемся в Московский государственный музей С.А.Есенина (esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "esenin-museum.ru/virtual_tour4"4) и совершаем виртуальную экскурсию по экспозиции музея. В вестибюле музея нас встречает обилие цветов и зелени константиновского разнотравья. Мы видим рукописи юношеских стихотворений поэта, первый поэтический сборник «Радуница» (Петроград, 1916 г.), первые положительные отклики критики, публикации С.А. Есенина в детских журналах - "Мирок", "Проталинка", "Млечный путь", скульптурный бюст А.С.Пушкина. "Пушкин - самый любимый мною поэт..." - признавался С.Есенин. Заканчивается экспозиция в Белом зале, где собраны скульптуры, рукописи, портреты, партитура и мн.др. тех людей, чьё творчество не перестаёт волновать человечество.

Богатейший материал по творчеству С.Есенина представлен на сайте poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "poznamka.com.tw/?p=14354"14354.

Статья Виртуальная экскурсия на уроках литературы

Используя данный материал можно провести мультимедийную экскурсию в с.Константиново, где родился великий поэт. Увидеть усадьбу Есениных, Земскую школу, церковь Казанской иконы Божией Матери, музей-поэмы Анна-Снегина, дом священника Смирнова да и просто полюбоваться фантастическими видами на Оку, которые вдохновляли поэта на написание новых стихов.

Статья Виртуальная экскурсия на уроках литературы

Интересный материал о жизни и творчестве И.С.Тургенева собран на сайте turgenev.org.ru/gallery.htm. Используя данный материал можно совершить виртуальную экскурсию в Музей-заповедник И.С.Тургенева "Спасское-Лутовиново".

Тема урока" А.П.Чехов. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества". На сайте chekhovmuseum.com/index.php/ru/placesГосударственный представлен литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово". Обучающиеся имеют возможность очутиться в кабинете А.П. Чехова. "Мой кабинет прекрасно освещен сплошными итальянскими окнами и просторнее московского", - писал Чехов сразу после переезда (письмо А.С.Суворину от 28 февраля 1898 г.).

Статья Виртуальная экскурсия на уроках литературы

Виртуальная экскурсия может быть тематической или обзорной.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы и связана с биографией писателя или поэта, с раскрытием его литературно-просветительской деятельности.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе или творчестве писателя в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. По форме проведения экскурсии могут быть различными:

экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;

экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

При проведении виртуальной экскурсии важно помнить, что это не просто «прогулка», а часть учебного занятия и активно вовлекать обучающихся в работу. Рассказывать следует лишь о том, что может вызвать интерес ребят. Такие экскурсии можно проводить как самостоятельно, так и совместно с обучающимися. Вместе можно разработать предварительный маршрут экскурсии (по каким местам и в какой последовательности будет проходить экскурсия, на каких фактах следует остановиться более подробно). Создать творческую группу из 4-5 человек и раздать задания. Каждый выступающий будет раскрывать свою подтему в контексте с главной темой экскурсии.

При подготовке и проведении урока я обращаюсь в единую коллекцию Цифровых Образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). Например, тема урока "А.А.Блок. Тревога за судьбу России". На уроке идёт работа со статьей учебника, одновременно обращаемся к материалу представленному в коллекции. Это портрет А.Блока, портрет А. И. Бекетова (деда А. Блока), изображение имения в Шахматово.

Далее слушаем стихотворение А. Блока "Россия" в исполнении В. Качалова. Смотрим фрагмент видеофильма "Блок в период революций". Если есть время можно услышать голос великого поэта и прослушать стихотворение А. Блока "На поле Куликовом". Читает автор. Весь необходимый материал представлен здесь сразу. Не надо тратить время на его сбор. В единой коллекции Цифровых Образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) представлены контрольные работы. Это проверка знаний и умений по теме "Литература до А.С. Пушкина. Повторение". Тематическая контрольная работа по творчеству И. А. Бунина, по творчеству А.Н. Островского и мн.др. Можно увидеть фрагменты фильма-спектакля. Например, фрагмент "Мертвые души": "Чичиков в трактире".

Виртуальная экскурсия никогда не заменит настоящей и всё же она имеет ряд преимуществ: возможность в любой момент вернуться к изучаемому объекту, повторить изученное, остановиться на наиболее интересных событиях.

Таким образом, используя широкие возможности глобальной сети Интернет можно сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. А значит и более качественным.

Использованная литература


1.Википедия. Свободная энциклопедия.

2.Электронные ресусы: esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "esenin-museum.ru/virtual_tour4"4; poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "poznamka.com.tw/?p=14354"14354; turgenev.org.ru/gallery.htm ;

chekhovmuseum.com/index.php/ru/placesГосударственный ;

school-collection.edu.ru ;


© 2010-2022