Разработка урока по русскому языку на тему: Не с наречиями на - о (-е)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русскому языку на тему: Не с наречиями на - о(-е)Разработка урока по русскому языку на тему: Не с наречиями на - о(-е)Урок русского языка

Тема урока: НЕ с наречиями на - о (-е)

Цели урока:

  1. Сформировать умения и навыки слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -о (-е); научить различать омонимичные формы кратких прилагательных, наречий, предикативных наречий и соответствующие формы сравнительной степени; составлять предложения, где НЕ с разными частями речи.

  2. Развивать умения составлять учебное сообщение по учебной теме, опорный конспект.

  3. Воспитывать у учащихся потребность мыслить, желание добиться успеха в работе.

I. Оргмомент

- Каждый урок-это урок полученных знаний. поэтому работать на уроке должны внимательно, дружно, уверенно.

Это вам поможет справиться и со словарной работой в форме текста.

II. Словарная текстовая работа, подготавливающая к активному усвоению знаний по теме урока.

(Тексты на партах, учащиеся работают по вариантам А и Б. Выполняют 1, кто справился с заданием, выполняет 2.)

Ответы:

А1-2: озарять, соприкасаться, раскаленный

4: изредка, слышащий, сорокалетний

Б1-1: багровый, (посевная) кампания, батарея

4: зарница, катастрофа, витамины

А2-3: подкованный, пламенный, неописанный (вид животных)

4: деревянный, заплаканный, монотонный

Б2-1: наезженная (дорога), сотканный, позолоченный

2: заснеженный, неубранный, бесцеремонный

III. Актуализация опорных знаний

Проверка выполнения словарной работы

1. Почему включили слова в ответы теста соприкасаться, багровый, кампания, витамины?

2. Какие слова из домашнего упражнения №98 вы включили бы в содержание 2 блока текста? (настороженно, безжизненно, вырвался непрошено, заложено, расписано)

3. Есть ли в содержании текста блока №1 слова, которые относятся к той части речи, которую мы сейчас изучаем? (наглухо, изредка, снова)

4. Как вы определили, что эти слова-наречия? (неизменяемое слово, обозначает признак действия, в предложении является обстоятельством)

IV. - На каждом уроке мы все больше об этой интересной части речи. сегодня тоже узнаете из истории слов наречий.

Ученики рассказывают об образовании слов мельком, пешком, вдребезги.

- Узнали, как образовались наречия мельком, пешком, вдребезги? Перечислите основные способы образования наречий. Как образовались наречия, написанные на доске?

донельзя

насовсем

некуда

ниоткуда

кое-как

нелегко

нетрудно

(попутно учащиеся объясняют правописание тех слов, которые им знакомы-неоткуда, ниоткуда, кое-как)


  • Организация аналитического поиска новых знаний

Наиболее продуктивной приставкой в образовании наречий является приставка НЕ.

Сообщение о теме урока. Запись темы на доске. Вместе с учащимися учитель определяет цели урока и цели дальнейшей работы-научиться грамотно писать НЕ с наречиями, составлять предложения.

- Усвоение этого материала не вызовет затруднений, если обратите внимание на таблицу:

небрежный-небрежно не высоко, а низко

невысокий-невысоко отнюдь не высоко

- Как вы озаглавите таблицу?

- Вспомните выполнение домашнего задания (упр. 101) по повторению. Сравните таблицу «НЕ с наречиями на -о (-е)» и те же темы, которые повторили к сегодняшнему уроку («НЕ с существительными и прилагательными»). К какому выводу это вас подводит?

(правило правописании НЕ с наречиями на -о (-е) такое же, как и для имени прилагательных и существительных)


  • Составим учебное сообщение «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на -о (-е)».


  • Запись в тетради краткого опорного конспекта после составления учебного сообщения.

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО

1. не употребляется без НЕ 1. есть противопоставление

2. нет противопоставления 2. есть слова никогда, ничуть…

3. нет слов отнюдь, вовсе…


  • Работа с учебником

Чтение §14 по учебнику.

- Все ли понятно? Есть в правиле то, о чем мы не говорили на уроке? Начнем работу по формированию навыка правописания НЕ с наречиями на -о (-е).

IV. Применение новых знаний

Выполнение заданий по вариантам.

I вариант - упр.103 (1,2,3); II вариант - упр.103 (4,5.6)


  • Группа ребят (способных к познавательной деятельности) выполняют упр.107 и готовят вывод: в каких случаях нет противопоставления при НЕ с наречиями.


  • Индивидуальная работа ученика возле доски.

Поз(д)няя осень. Небо хмурит(?)ся. Солнышко иногда пробивает(?)ся сквозь тучи, но светит далеко (не) радос(?)но. И на душе (не) весело, а грус(?)но.


  • Проверка выполненных заданий:

  1. Ученик, работающий у доски, объясняет выставленные орфограммы и графически обозначает НЕ с наречием.

  2. Выборочная проверка выполнения задания упр.103 (прочитать предложения, в которых НЕ с наречием слитно и объяснить написание 1,2,4,6; обратить внимание учащихся на орфоэпию слова «туфлей», образовать формы единственного и множественного числа этого существительного и произнести вслух - туфля, туфли).

  3. Сообщение ученика, работающего в группе, о дополнении к правилу.


  • Индивидуальная работа ученика у доски.

Сравнить два предложения.

  1. В незнакомом месте ныряйте неглубоко.

  2. Озеро около нашей деревни неглубоко.

Ответить на вопрос ученику:

- Какой частью речи и членом предложения является в этих предложениях слово неглубоко? Графически доказать свой ответ. Обозначить состав слова неглубоко в каждом предложении.


  • Пока ученик работает у доски, класс выполняет творческие задания по учебнику.

I вариант - №104 - 2 предложение I части

II вариант - № 104 - 2 предложение II части.


  • Группа ребят выполняют упр. 105 (составить предложения с данными наречиями)


  • Проверка задания, выполненного учеником у доски. (ученик доказал, что в первом предложении слово неглубоко-наречие, обозначает признак действия, так как относится к глаголу, в предложении-обстоятельство, во втором предложении слово неглубоко-краткая форма прилагательного, связано с существительным озеро, отвечает на вопрос каково?, поэтому в предложении является сказуемым.

Разный и состав слова: наречие-неглубоко, краткая форма прилагательного-неглубоко)

- К каким выводам подводит вас сравнение двух предложений?

(НЕ с полными, краткими прилагательными пишется по тем же законам правописания, что и НЕ с наречиями)


  • Выборочная проверка выполнения творческих заданий по реконструкции предложений и составлению предложений НЕ с наречиями на -о (-е), НЕ с прилагательными в краткой форме.

Обратить внимание учащихся на правописание слова из упражнения 104, помещенного в рамке:

расчет

расчетливый

рассчитывать

- У каких частей речи или форм краткая форма всегда пишется раздельно?

(НЕ с глаголами, НЕ с деепричастиями, НЕ с краткими причастиями, приводят примеры)

V. Сообщение о домашнем задании

§14, упр. 108 под цифрой 1.

  • Работа с раздаточным материалом «Русский язык в 7 классе»

Выполнение упражнения 35, страница 22.

1. Чтение выделенного черным шрифтом дополнительного сведения о слитном написании НЕ с разными частями речи со словами чрезвычайно, совершенно, в рамке на странице 22.

2. Проговаривание слов в рамке.

3. Записать из упражнения 35 предложения, в которых НЕ со словами пишется слитно.

VI. Проверка умения применять в практике письма различные части речи с НЕ.

1. Текст: исправьте ошибки, где необходимо, в словах, написанных на доске:

  1. говорить не уверенно

  2. дома не освещены

  3. неробкий, а смелый

  4. платье вовсе неузко

  5. нерешенные мною вопросы

  6. крайне не удачное выступление

  7. остановился неожиданно

Выявляются допущенные ошибки. В исправленном виде записываются примеры.

2. Графический диктант (НЕ слитно +, НЕ раздельно -)

(на партах листочки с проставленными цифрами от 1 до 6, учащиеся ставят знаки +, - в соответствии с правописанием НЕ с разными частями речи)

  1. Каждая неудача прибавляет ума.

  2. Не далеко, а где-то близко, журчал ручеек.

  3. На столе в вазе ягоды некрупные, но сладкие.

  4. Не испытав, не узнаешь.

  5. Неторопливо текут воды реки.

  6. Никогда не поздно делать добро.

Когда листочки сданы, учитель спрашивает о коде учащихся. (код: +-, +-, +-)

Оценить работу учащихся

VII. Рефлексия:

- Легко ли усвоили новую тему и писали наречия с НЕ? Ответить, используя НЕ с наречием.

(нетрудно; нелегко на уроке, но работала с интересом; отнюдь, вовсе не трудно)


© 2010-2022