Конспект урока по литературе на тему Я и теперь слышу его в сердце. .. (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе на тему Я и теперь слышу его в сердце...(5 класс) -Иван Шмелев был талантливым человеком. А как вы думаете, ребята, талантливые люди , они какие? Талант отражается на внешности человека?

-Давайте узнаем, какова же внешность писателя? Из воспоминаний племянницы: "Шмелев был среднего роста, тонкий, худощавый, с большими серыми глазами, владеющими всем лицом, склонными к ласковой усмешке, но чаще серьезными и грустными. Его лицо было изборождено глубокими складками - впадинами от созерцания и сострадания".

- А теперь посмотрите внимательно на портрет автора. Что вы видите? (высокий лоб, нос с небольшой горбинкой, борода клинышком)

- А глаза - зеркало души человека - о чем они говорят? (задумчивые, грустные, серьезные. Кажется, что человек с таким взглядом много страдал, пережил горе. И морщины - как будто следы пережитого)

- Иван Сергеевич, действительно, в жизни много страдал, перенес много потерь боли, вынужден был покинуть Россию и до конца дней своих жить в далекой Франции. Но грусть по Родине не покидала его, он каждый день вспоминал далекий замоскворецкий дворик, в котором жил в 80-х годах 19 века мальчик Ваня Шмелев.

- посмотрите на карту старой Москвы. Особую прелесть придает городу Москва - река. Это Замоскворечье, милый, дорогой сердцу уголок родины, который пришлось оставить навсегда. Шмелев эмигрировал из страны.

Словарная работа. Эмигранты- это лица, добровольно или вынужденно покинувшие страну, гражданами которой они являются, и поселившиеся в какой-либо другой стране.

- Из всех писателей-эмигрантов Шмелев жил беднее всех, в первую очередь, потому, что менее других умел и хотел заискивать перед богатыми издателями, искать себе покровителей, писать вопреки своим взглядам и убеждениям ради куска хлеба. Существование его в Париже без преувеличения можно назвать близким к нищете - не хватало денег на отопление, на новую одежду, отдых летом. Но Шмелев активно сотрудничал в журнале "Русский колокол, одном из немногих журналов в русской эмиграции с патриотическим и православным уклоном.

- В конечном итоге жизнь Шмелевых за границей по-прежнему напоминала жизнь старой России, с ее православными праздниками, со многими обрядами, кушаньями, со всей красотой и гармонией русской жизни. Православный быт, сохранявшийся в их семье, не только служил огромным утешением для самих Шмелевых, но и радовал окружающих. Церковные праздники отмечались по всем правилам. Пост строго соблюдался, ходили в церковь. Так, и потеряв родину, русские эмигранты находили ее в хранении дорогих сердцу обрядов.

4. Работа с книгой.

-Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе…Ну что же, не поймешь чего, подскажет сердце,- так начинается первая глава романа «Лето Господне», написанного в марте 1934 года ,романа, в котором отражены восприятия доброго и наивного, чистого и доверчивого мальчика, принявшего в свое сердце Бога. Сегодня мы поговорим о главе "Чистый понедельник".

- Откроем книгу и прочитаем первые строки: "Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате." .

- Что в этом отрывке, написанном в 1934 году, и в нашей сегодняшней жизни совпадает? (Великий пост)

- Вы знаете, что такое пост?

- Пост - это воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). Верующим в дни поста запрещаются увеселения, вступление в брак В православии существуют разные посты: летний , осенний, зимний. Великий пост - один из самых древних на Руси, проходит за семь недель до Пасхи. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя - Страстная. Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды - в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи.

- Великий пост установлен в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. Художник Крамской нарисовал на эту тему картину "Христос в пустыне". Посмотрите на нее. Как вы думаете, что делает Христос в пустыне? (Размышляет, думает)

- О чем он мог думать? (о людях, их несчастьях, бедах, о боли, о злобе человеческой, о всепрощении, и т.д.)

-Пост - это не только ограничение в еде. Пост - это время, когда человек должен задуматься о себе, о том, как он живет. А не делает ли он чего плохого? Великий Пост - это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь через размышления о собственных поступках, мыслях, делах, словах.

- Как вы думаете, что легче: физический пост( отказ от еды)или пост духовный( не злиться, не обижаться, не обижать других, не ругаться? )

- О том, какие чувства испытывает в эти дни герой главы « Чистый понедельник» Ваня, очень хорошо написано в стихотворении Светланы Высоцкой:

Поутру печальный звон

Растревожил крепкий сон.

Полный грусти серебристой,

Нынче - Понедельник Чистый.

Накануне в воскресенье

Совершался чин прощенья,

В подражание святым

Мы друг другу все простим.

С понедельника говея,

Будем Критского Андрея

Покаянный петь Канон

И творить земной поклон.

Будет семь недель поста -

Благодати полнота!

Беседа по главе

-Глава называется "Чистый понедельник". Как вы думаете, почему?

- Первый день Великого поста называется Чистым понедельником: ранее в России был обычай чистить дом от духа масленицы , масленичных гуляний, увеселений - помыться в бане и практически полностью воздерживаться от пищи, то есть встречать пост в чистоте и строгости. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного .В доме и запах уксуса, мяты и кирпича, которым изгоняется Масленица.

-Чем занимаются люди в этот день? (подтвердить словами из текста).

- От чьего имени ведется повествование? (Шестилетнего мальчика Вани)

- Что чувствует мальчик в это время? (Подтвердите словами текста) Почему?

И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое.

- Кто такой Горкин и какое место в жизни мальчика, судя уже по началу, занимает он?

- Почему Горкин в восприятии мальчика похож на угодника? Знаете вы, кто такие угодники?

-Угодник-это человек, возведенный церковью в ранг святых за совершенные им при жизни особо угодные Богу дела или за праведный образ жизни.

-Какая обстановка царила в это время в доме? Как ее воспринимает мальчик?

-А знаете ли вы, чем отличается еда в пост?

- Посмотрим, можете ли вы отличить постное блюдо от обычного. Когда я произношу название постного блюда, вы встаете, когда обычного - садитесь( это будет наша физкультминутка)

- Кабачки тушеные.

-Гречневая каша с луком.

-Котлеты.

- Мясное рагу.

- Кисель.

- Шашлык.

-Соленые огурцы.

- Лапша грибная.

- Капуста квашеная.

- Пельмени.

- А посмотрите, как вкусно Шмелев в главе дает целый ряд названий блюд( зачитать названия).

-Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, кресты на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а...великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры,с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"...а "грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!

- Для чего так подробно описаны постные яства?

-Много веков на Руси существовала уникальная культура Поста.

И эта картина постной пищи у Шмелева носит не бытовой характер, а наполнена высшим, духовным смыслом. Эта пища помогала человеку думать о чистоте сердца. Поэтому Ванюша недоумевает: «И почему все такие скучные! Ведь всё - другое, и много, так много радостного».

- За что ругал отец Василия Васильевича? (Какие слова показывают душевное состояние мальчика?)

- Как они помирились?

- Какое влияние на отношение мальчика с отцом оказывал Горкин?

- Почему Горкин велел мальчику обходиться с людьми так же, как обходился отец?

- Как воспринимает взрослый уже рассказчик свои воспоминания?

-Сумеречное небо, тающий липкий снег, призывающий благовест... Как это давно было! Теплый, словно весенний, ветерок... - я и теперь его слышу в сердце.

- Давайте вернемся к вопросу нашего урока. Так что же слышал всю жизнь в своем сердце писатель? Что навсегда осталось в его памяти, сердце?( благовест)

-В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - по-мни… по-мни… Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется постный благовест».(звучит аудиозапись постного благовеста)

-Звон церковных колоколов доносится в дом через открытые форточки и раздвигает рамки бытового пространства, делая его открытым, бесконечным, духовным. Человек сам создает пространство вокруг себя - духовное или бездуховное, это зависит от его внутренней сути, от него самого.

5. Выводы

-Да, до конца дней своих чувствовал Шмелев боль от воспоминаний о России, ее людях, жизни, обычаях. Он описывает канувшую в прошлое патриархальную жизнь. Религиозные праздники, обряды тысячелетней давности, множество дорогих сердцу мелочей ушедшей жизни воскрешает Шмелев, славя Москву, Русь. Ключевым словом и в главе «Чистый понедельник», и во всей книге «Лето Господне» является слово «по-мни» (глагол в повелительном наклонении). ПРИЗЫВ ИЗ ПРОШЛОГО ЧЕРЕЗ НАСТОЯЩЕЕ - В БУДУЩЕЕ. Автор бережно хранит в своем сердце память о прошлом, об отчем доме, о традициях и обрядах, а потому рамки художественного времени расширяются: прошлое сменяется настоящим и перетекает в будущее. А будущее - это мы с вами. И от того, будем ли мы дорожить «животворящими святынями», зависит наше будущее.

- Итак, сегодня на уроке мы прикоснулись к новой стороне русской жизни. В этом нам помог И.С. Шмелев и его произведение "Лето господне". Надеюсь, что оно не оставило вас равнодушными и навеяло каждому определенные мысли: о доме, о религии, об обычаях, о России.

-Увы, последние годы жизни Шмелев проводит в полном одиночестве. 24 июня 1950 г. Шмелев переехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-Отт, в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь. Монахиня матушка Феодосия, присутствовавшая при кончине Ивана Сергеевича, писала: "Мистика этой смерти поразила меня - человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под ее покровом".

-За этим последовали два других события, не менее важных. В апреле 2000 года племянник Шмелева передал Российскому фонду культуры архив Ивана Шмелева и на на родине оказались рукописи, письма и библиотека писателя, а в мае 2001 года с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прах Шмелева и его жены был перенесен в Россию, в некрополь Донского монастыря в Москве, где сохранилось семейное захоронение Шмелевых. Так, спустя более полувека со дня своей смерти Шмелев вернулся из эмиграции.

6. Домашнее задание: напишите сочинение на тему: « Как вы считаете, каким вырастет Ваня и в чем будет заключаться смысл его жизни?»

© 2010-2022