Открытый урок на тему: Однокоренные слова и формы одного и того же слова (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок на тему: Однокоренные слова и формы одного и того же слова (6 класс)Открытый урок на тему: Однокоренные слова и формы одного и того же слова (6 класс)Тема: Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Цели урока: 1. Познакомить с понятием «формы слова». Научить различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

2.Развивать логическое мышление, расширять их кругозор,

письменную и устную речь , пополнить словарный состав языка.

3.Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу,

взаимопомощь. Выявить одаренного учащегося.

Оборудование: слайды, выражение о труде, однокоренные слова, эпиграф к уроку «Труд-корень всей нашей жизни».

Ход урока:

І. Организационный момент.

Психологический настрой.

1.Приветсвие.Здраствуйте,ребята.

Садитесь, сядьте удобно,но ровно,расслабьтесь, успокойтесь.

Закрыли глаза и мысленно думаем: « Я отдыхаю. Расслабляюсь.

Чувствую себя свободно и легко. Я спокоен . Я спокоен. Я спокоен.

Все внимание готово к уроку. Мне легко и приятно. Я отдыхаю.

«Итак, готовы к уроку. Значит, вы с хорошим настроением пришли

на урок.

2.Отчет дежурного. В классе присутствует все. Сегодня 1 ноября пятница.

Погода сегодня теплая, солнечная.

ІІ.Опрос прошедшего материала.

Повторение темы: « Корень слова. Однокоренные слова.»

1.Что такое корень слова?

2.Какие значения имеет слово корень?

3.При помощи чего обр-ся новые слова?

4.Какие слова называются однокоренными?

ІІІ.Объяснение новой темы.

1.Слово учителя. Ребята , обратите внимание на эти слова:

Однокоренные слова Формы одного и того же слова

труд труд,

трудно труда,

трудный, труду,

трудность трудом,

Чем различаются данные слова?

Только окончанием? Основами?Имеют разное

Это формы одного и того лексическое значение?

же слова. Это разные, но однокоренные слова.

Эпиграф нашего урока: «Труд-корень всей нашей жизни».

Что имеет в виду для вас слово «трудиться» (хорошо учиться)

-Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Труд кормит, лень портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Трудиться-всегда пригодится.

ІV. Работа над текстом.

1.Устная работа. Чтение текста. «Без чего не может жить человек» ?

Упражнение 2 стр.62

Найдите слова с корнем -труд-


Без чего не может жить человек?

Без воздуха,без воды. Без хлеба. И еще человек не может жить без труда. Какое это прекрасное слово-труд! Труд! Трудиться. Не бояться трудностей. И во многих других словах «труд» является корнем.Но «труд» не только корень слова. Труд-корень всей нашей жизни.Все, что тебя окружает,создано трудом человека.

2.Словарная работа.

Не бояться-қорықпау.

Трудностей-қиыншылықтар.

Окружает-қоршау.

Создано-жасалған.

О чем мы читали? Придумать с этими словами предложения.

Как звучит эпиграф нашего урока?

V. Продолжаем тему.Включите ноутбуки.

Я вам переслала задание. Перешлите ответы на чаты .

Сыграем в игру «Наблюдательная». Задание №1

Лесной, леса, лесник,в лесу,перелесок,лесом.

Однокоренные слова Формы одного и того же слова

Лесной, лесник, перелесок леса, в лесу, лесом.

VІ.Открыли тетради, запишите число и тему урока «Однокоренные слова и формы одного и того же слова.» Письменная работа в тетрадях.

Упражнение 3 стр.62 (письменно)

-Класс выполняет задание по рядам.

І ряд ІІ

Смелость,смелый ходим,ходите,

Смело,осмелеть, ходят,ходишь

Смелый,смелого ход,ходить

Смелому. приходить, уход,

вход,входить

(формы слова) (однокоренные слова)

VІІ. Следущая игра: «Закрепительная» Прочитаем текст. Каждый ученик читает по одному предложению. Чтение по цепочке.(устно) Подберите однокоренные слова? Составьте формы одного и того же слова.

Наша Родина

В большой стране у человека есть свой маленький уголок - улица,дом.

Это место, где он родился.Это его маленькая родина. Из множества таких

маленьких разных уголков состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается с порога твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина у каждого человека одна, как мама. Мы любим Родину. Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

-Найдите однокоренные слова?

Родина,родился,родители,родственник,родные.

Родина,родины,родине,родину,родиной,о родине.

Как звучал эпиграф нашего урока?

Без чего не может жить человек?

(Без труда и без Родины)

VІІІ.Рефлексия.Итог урока.

-Что мы узнали об однокоренных словах и формах одного и того же слова

(однокоренные слова имеют разный состав и разное лексическое значение,

у формы одного и того же слова изменяется окончание т.е грамматическое

значение остается тем же.

ІХ. Оценивание. Все работали хорошо, активны были на уроке. Продолжим эту тему на следующем уроке.

X.Домашнее задание.

1.Упражнение 4 стр. 63(письменно)

2.Упражнение 5. Текст «Юные техники» подготовить пересказ содержания и найти устно однокоренные слова и формы одного и того же слова.

ХІ. Резерв.Синквейн.

Написать 5- стишие- синквейн об осени

Осень.

Золотая, холодная.

Кружит, моросит, дует.

Я радуюсь осени.

Время года.




© 2010-2022