Урок внеклассного чтения на тему Особенности современной драматургии

Урок предполагает знакомство с творчеством современного драматурга Николая Коляды, так как его пьесы вызывают самый большой интерес во всем театральном мире. Н. Коляда - представитель современного постмодернизма. Он был первым драматургом, чьи герои в открытую  со сцены заговорили, смешивая литературный и бранный язык. Считаю, что на занятии необходимо рассказать детям о пути становления и развития театра как вида искусства,начиная с зарождения театрального действия в античности и заканчивая сов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие


Тема: «Он плодовит, как царь Данай.

И трудолюбив, как все Данайды».1

Цель: Познакомить учащихся с особенностями современной драматургии на примере изучения творчества Н.В. Коляды.

Задачи:

  1. Воспитание эстетического вкуса учащихся посредством частичного анализа произведений Н. Коляды.

  2. Формирование словесно-логического мышления учащихся в процессе нахождения в произведении категорий эстетики.

  3. Создание условий для формирования представлений учащихся о современной драматургии посредством изучения жизни и творчества Н.В. Коляды.

В качестве темы второго внеклассного мероприятия предлагается взять цитату Игнатюк О., т.к. в ней идет речь о том, что Коляда на данный момент является одним из самых популярных драматургов нашего времени. Его талант огромен, а самое главное, что он умеет претворить свои идеи в жизнь.

На первом этапе внеклассного мероприятия руководитель и учащиеся говорят о современной драматургии:

«


…В связи с премьерой его новой пьесы в театре «Современник» один известный критик замечает: «Хотя считается, что современная драматургия у нас в общем и целом на данный момент отсутчтвует, исключения случаются, что опять доказал «Современник», подтвердив, что он - современник. И то, что, кто ищет хорошую пьесу про наше сегодня, тот ее обязательно найдет».

Так писалось в 1995 - 1996 годах на страницах центральных журналов и газет об одном и том же авторе - современном драматурге Николае Владимировиче Коляде.

Учитель предлагает вниманию учащихся биографию писателя, показывает его портрет, снимки из театра (приложение 2).

…Его пьесы будоражат театральный мир. Нет, кажется, ни одной постановки по коляде, которая не вызвала бы острой полемики. В чем причина?

Он показывает те стороны действительности, которые относят к сфере «низкого». Не избегает пользоваться ненормативной лексикой. Большим успехом любого драматурга считается, если пара другая его пьес оставят свой след в театре. То, что создает Коляда. Обладает какой-то особой притягательностью - раз именно его пьесы сейчас вызывают самый большой интерес во всем театральном мире. Сегодня Коляду ставят значительно чаще, чем любого другого современного драматурга, его пьесы идут в самых именитых театрах России. Они переведены на многие языки, увидели свет рампы в Германии, Италии, Франции, США, Англии, Югославии, Швеции, Аверии и др. странах.

На следующем этапе учитель представляет учащимся несколько пьес драматурга и раскрывает вместе с учащимися на их примере эстетику окружающей среды.

Для начала рассматривают пьесу «Нелюдимо наше море» (1986г.). автор долго колебался в своем ощущении жанра - в ремарке, открывающей текст, он называет ее «грустной комедией», а в книжном оглавлении она уже названа притчей. Все действие происходит в большом деревянном доме, некоем подобии коммунального барака, каких еще полным-полно в уральских городах и рабочих поселках. И, конечно, жильцы этой коммуналки пребывают в таком состоянии, так называемой, дружбы-вражды. Словом, веселый такой бедлам (как выражается самый образованный из его обитателей. Учитель Коля) - начинает свое повествование учитель.

Далее предполагается, что учащиеся, которые прочитали эту пьесу, вступят в диалог с учителем и помогут другим учащимся, не прочитавшим произведение, понять его сюжет.

Содержание следующего этапа зависит от учащихся, которые должны были подготовить индивидуальные сообщения о категориях эстетики.

После их сообщений учитель подводит итог: Эстетика должна помочь художнику перевести содержащиеся в категориях общие принципы в конкретные приемы и правила художественной деятельности.

При содержательном освоении категорий эстетики художник прежде всего научается видеть сущность эстетических объектов.

Эстетические категории позволяют художнику выстроить четкую методику определения своего стиля художественной деятельности. Художник находит свою посильную меру соотношения гармонии и хаоса и таким образом простраивает свою модель творческого процесса в соответствующем интервале противоречия.

Категории эстетики при их содержательном постижении формируют не только творческое мышление художника, находя ему соответствующую эстетическую меру и энергетическую нишу, но затрагивают саму жизнь писателя. Как говорится, «стиль - это человек». поэтому выбирая стиль, мы неизбежно выбираем и определенную жизненную позицию.

Таким образом категории эстетики позволяют органически соединить возможности и интересы свободной творческой индивидуальности художника с программами, идущими из глубин конкретно-исторического этноса. В этом случае категории эстетики переходят в статус своеобразного эстетического канона жизни художника. В этой связи категория эстетики дают художнику методическое обеспечение для целенаправленного построения собственной жизни как специфического философского - эстетического и художественного произведения.

1

© 2010-2022