Открытый урок по русскому языку на тему Деепричастие как особая форма глагола (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Талгарский район, село Бесагаш

















Открытый урок по теме

"Деепричастие как особая форма глагола"









Русский язык


7«а» класс

Учитель русского языка и литературы:

Алдыкенова Г.




СШ №28

2015-2016 учебный год

Цель нашего урока: получить представление о деепричастии как особой форме глагола.

Задачи: 1.Познакомиться с основными грамматическими признаками, которые свойственны деепричастию. 2.Уметь отличать деепричастие от глагола.

Ход урока

I. Организационный момент.

Запись числа и слов "классная работа".

II. Новая тема.

Прочитайте тексты и сравните их.

С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли.

С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы.

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Что общего у этих текстов? (тема - лебеди)
Чем отличаются, какими предложениями?
Какие предложения выразительнее и почему?
Найдите в последнем предложении второго текста слова, обозначающие основное действие.(опустились и поплыли)
Какая это часть речи? (глагол)
Что обозначает глагол? (глагол - действие)
А какие ещё слова позволяют увидеть картину движения? (распрямив, не шевеля, поглядывая)
Это глаголы? (нет)
Но чем эти слова похожи на глагол? (заключают в себе действие)

Итак, запишем тему урока:

Мы будем изучать деепричастие по нашему привычному плану. Какому?

План изучения деепричастия.

Грамматическое значение.

Морфологические признаки.

Синтаксические признаки.

Как вы понимаете слово "деепричастие"? Обратимся к его строению.

Деепричастие = Дее + причастие } составное слово

Что нам уже знакомо? (причастие)
Что такое причастие?
Что может обозначать частица "дее"? К чему же будет причастно? (к действию)

2. Обратимся к справочному материалу.

Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет(краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

Когда же появился этот термин?
Что было прообразом?

3. Запишите последнее предложение из второго текста.

Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Проверка.

Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?, каким образом?)
Что есть у деепричастий? (зависимые слова)
Что такое деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот)
От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)
Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)
Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.
Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)

Что обозначает глагол и деепричастие?

Глагол - основное действие.
Деепричастие - добавочное действие.

4. Выпишите из предложения "глагол + деепричастие" и выполните морфемный разбор слов.

опустились, распрямив;
опустились, не шевеля;
поплыли, поглядывая.

(Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.)

Чтение учебника на странице 163.

Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость)

Может быть, деепричастие (как и причастие) заимствует признаки от какой-то другой части речи? Какие?

Деепричастие, как и причастие, морфологический гибрид.

Давайте обратимся к тексту:

Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. Прочитайте монолог деепричастия.
Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме.
Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги, дали другое имя, хотя родственные связи налицо.
В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам и падеж, как это было до XYII века. Правда, и Причастиям живется нелегко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревают в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость.
Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец - Глагол. Он много дал мне: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую рольобстоятельства и морфологическую неизменяемость.
Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. И всё вопросы задаёт как?, каким образом?, почему?. Или ещё лучше: что делая?, что сделав?.

Итак, вы прочитали монолог деепричастия. Выполните самостоятельно следующее задание.

Заполните таблицу.

У деепричастия:

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Вид

1. Неизменяемость

2. Возвратность

2. Синтаксич. роль

3. Значение

3. Вопросы

Проверка.

Чтение учебника на странице 163.
Что же мы с вами отработали из нашего плана?
Что же такое деепричастие?

Сформулируйте определение:

Деепричастие - … глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …, показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы… .

6. Выполните следующее задание:

Выпишите в тетрадь только деепричастия:

Особенный;
Приказал;
Разъезд;
Нарисованы;
Узнав;
Дополненный;
Исчезая;
Отмерь;
Рассмеявшись;
Трепещущий;
Жажда;
Припеваючи.

Проверка:

Узнав;
Исчезая;
Рассмеявшись;

Припеваючи.

(Если учащиеся выпишут причастия, то вспомнить особые приметы причастия - суффиксы)

У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы - это опознавательные морфемы.

Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы.

Деепричастия

Образуется от глагола

-а- -я-
-учи- -ючи-
-в- -вши- -ши-

Чтение учебника на странице 163.

Выделите эти морфемы в записанных вами деепричастиях.

III. Закрепление.

1. Выполним упражнение № 368.

(Выполняем все вместе - один ученик у доски, комментирует все записи.)

Танцуя;
Подорожав;
Скрепив;
Скрепивши

2. Обратимся к тексту, по которому вам необходимо выполнить задание.

Выпишите из текста словосочетания "глагол +деепричастие". Укажите признаки деепричастия и выделите опознавательные морфемы.

Чтобы доехать до Парижа.

Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок. Он на одном написал: "Яд для короля", на другом - "Яд для королевы", на третьем - "Яд для первого министра". Оставив пакетик на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в "злом умысле" и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков.

Проверка:

Написал, насыпав - сов. вид, невозвр.
Стал ждать, оставив - сов. вид, невозвр.
Прочла, убирая - несов. вид, невозвр.
Вызвал, всполошившись - сов. вид, возвр.
Признался, представ - сов. вид, невозвр.

IV. Итог урока.

Что мы сегодня изучали?
Что узнали нового?
Какие есть признаки?
От каких частей речи?
От какой части речи зависит?
Чем является в предложении?
От какой части речи образуется?
При помощи чего

V. Домашнее задание.



© 2010-2022