- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая подборка для молодых преподавателей ГБПОУ РК САТТ: Речевая культура современного преподавателя
Методическая подборка для молодых преподавателей ГБПОУ РК САТТ: Речевая культура современного преподавателя
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пересунько В.П. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования, науки и молодежи
Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Крым
"Симферопольский автотранспортный техникум"
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГБПОУ РК «САТТ» ПО ТЕМЕ:
«РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»
Составитель: преподаватель
русского языка и литературы
Пересунько В.П.
Симферополь 2015
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение - одно из основных средств воспитания и развития студентов. Много мудрых советов относительно речевого общения педагога дал выдающийся педагог-новатор В.А.Сухомлинский. Речевую культуру педагога он называл «зеркалом его духовной культуры» и требовал от педагога мастерского владения словом: «каждое слово, сказанное в стенах учебного заведения, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным».
Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.
Речь является как средством преподавания, так и средством учения. Речь преподавателя формирует речевую культуру студентов и служит для них образцом. Посредством речи педагог передает определенную информацию, развивает и обогащает интеллект студентов, побуждает ребят к деятельности на основе полученных знаний, управляет вниманием обучающихся, образует мир их представлений и понятий. Именно через речь преподаватель сообщает свое настроение, характер, интеллект, волю, свое отношение к студентам и к преподаваемому предмету, через речь - выражает свои мысли и чувства. Студенты запоминают прежде всего мысли и настроение преподавателя, но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью. Качество усвоения знаний студентами зависит от точности формируемых педагогом предложений, понятий.
В современной педагогике различают три типа языковых культур преподавателей:
-
Носители элитарной речевой культуры.
-
Представители «среднелитературной» культуры.
-
Педагоги с литературно-разговорным типом речевого поведения.
Преподаватели «первого типа» владеют всей функционально-стилевой системой литературного языка, и каждый стиль используют в соответствии с ситуацией. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении. Они соблюдают все этические нормы, в частности, нормы национального русского этикета, требующие разграничения ты- и вы- общения.( Ты-общение используется только в неофициальной обстановке; никогда не допускается одностороннее ты-общение). Языком они пользуются творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет заштампованности, а в разговорной речи - стремления к книжности.
Речевое поведение носителей «среднелитературной» языковой культуры отражает низкий уровень их общей культуры ( невозможность творческого использования крылатых выражений, художественных образцов классической литературы, незнание литературных норм произношения, бедность речи), характеризуется монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности; отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту; незнанием цитат из художественных произведений (для преподавателя литературы); неправильной постановкой ударений; скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты и т.д.
Далекой от норм публичной речи является речь представителей «третьего типа». Преподаватели с литературно-разговорным типом речевого поведения стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Однако такое поведение недопустимо. Преподаватель должен являться для студента образцом для подражания, примером как в культурном, так и в речевом плане. Педагог - человек, который воспитывает в студенте понятие о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования, а именно:
- содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт ребят);
- грамотность речи и лексическое богатство;
- логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний преподавателя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);
- техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);
- интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (Наибольшей образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные представления. Преподавателю необходимо научиться говорить так, чтобы студенты как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);
- уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);
- литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету.
- Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).
Существуют правила речевой культуры педагога:
-
Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у студентов значительного напряжения.
-
Педагог должен говорить внятно.
-
Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
-
Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
-
Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
-
Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие студентов: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи - залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
Список литературы:
1.Ухова Л.В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект.// Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации./Сборник научных трудов. - Яр, 2008.
2. Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. - Мозырь: УО «МГПУ», 2005. - 150с.
3. Касаткина Е.С., Имидж современного учителя: гендерный аспект / Касаткина Е.С., Круглова О.А., Кузина И.В., Тюрина Т.В.//Грани познания. - 2010. - № 2 (7), - С. 30-31.