«Оптимизация работы с языковым материалом на уроке русского языка при подготовке к ЕНТ. » Сложные предложения» 11класс

Открытый урок  русского языка в 11а  классе  3.03.2015г Тема: «Оптимизация работы с языковым материалом на уроке русского языка при подготовке к ЕНТ. » «Сложные предложения» Цели урока: познавательная: расширение и углубление знаний о сложном предложении; формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений; умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений развивающая: совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конст... 1.Простые предложения 1…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.   2.Сложные предложения 2… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.   3.Сложносочинённые предложения  3…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. 4.Сложноподчинённые предложения    4… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. 5Бессоюзные предложения   5… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. 3.Составление   кластеров   на слова: предложения               сочинительные союзы                 подчинительные союзы   IV .– «Проверь себя!»  1.Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях: чуткое сердце           любить безгранично             думает о дочери 2.Грамматический конструктор(слайд)  На основе рассказа нужно восстановить предложения. Соедините половинки сложных предложений. Работа во флипчарте         1 Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены, 1.  но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил перевод на двести рублей. 2.  Он выходил, осторожно прикрыв дверь, 2. и все доцветал один только маленький подсолнечник у забора.  3.  Катерина Петровна вышла посмотреть, 3  Катерина Петровна осторожно вздыхала. 4. Спутанная трава в саду полегла, 4. как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу. 5. Тихон еще помнил, 5.  а  Катерина Петровна начинала тихонько плакать. 6. Писем от Насти тоже не было, 6. но там никого не было.   Ключи ответов: (1-3, 2-5, 3-6, 4-2, 5-4,6-1). Самостоятельная работа в группах  Анализ предложений  на интерактивной доске. Подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, определить вид предложения. Объяснить  постановку знаков препинания. Построить схему предложения. 1 группа –ССП  1.По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.  2.Говорили много, хвалили, горячились, и мысль, брошенная старым художником о ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 11а классе

Тема: «Оптимизация работы с языковым материалом на уроке русского языка при подготовке к ЕНТ.»«Сложные предложения»

Цели урока:

познавательная:

расширение и углубление знаний о сложном предложении;

формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;

умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

развивающая:

совершенствование грамматического строя речи - изучения разных синтаксических конструкций;

развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;

развитие коммуникативных навыков учащихся

воспитательная: воспитание любвик матери.

Оборудование: ПК, проектор, магнитофон, слайды.

Форма урока: интегрированный урок. Русский язык и литература

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Работа со слабоуспевающими учащимися

Учащиеся должны знать:

определение сложного предложения;

виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное;

как связаны, с помощью чего части сложного предложения.

Учащиеся должны уметь:

распознавать простое предложение и сложное;

ставить знаки препинания в сложном предложении;

конструировать разные синтаксические конструкции;

разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.

Стук в дверь. Почтальон с телеграммой и посылкой.

План работы. Рассказ К. Паустовского «Телеграмма»

План работы:

I - «Вспомни!» - вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.

II - «Познакомься! Изучи!» - расширение и углубление знаний по теме.

III- «Используй!» - применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.

IV - «Проверь себя!» - обобщение и контроль.

V - «Рефлексия» - высказывание мыслей

Ход урока:

Объявление темы урока. Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как идет подготовка к ЕНТ. Мы очень рады гостям и рады показать все, что мы умеем и знаем. Вы, пожалуйста, не волнуйтесь, настраивайтесь на работу.

Грамматическаятема нашего урока : «Сложное предложение»

Лексическая тема: Взаимоотношение детей и родителей в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»

Звучит песня «Любимой маме»

Эпиграф к уроку.

Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери.

Максим Горький

В канун женского праздника 8Марта хочется поздравить всех женщин, пожелать здоровья, материнского счастья.

Конечно, мама -это самый близкий, самый родной человек. Но всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Оказывается к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном. Можно многое потерять в суете жизни.

Тема отношения детей и родителей затрагивается К. Паустовским в произведении «Телеграмма». Как вы поняли это произведение? О ком оно? Кто герои?

Задание №1. Составить синквейн.

  1. Катерина Петровна.

  2. Настя.

  3. Учительница.

Ученица: Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» повествует о жизни Катерины Петровны и ее дочери.

Мать - Катерина Петровна проживала в селе Заборье. Одинокая, полуслепая. Бывшая красавица и светская барышня, дочка известнейшего художника, прожившая молодые годы в Париже, и видевшая похороны Виктора Гюго. Она очень скучает по дочери, думает о Насте каждую минуту и страдает, потому что дочь не спешит навестить свою маму.

Эта маленькая, несчастная старушка чувствует приближение смерти. Но она не хочет уходить из жизни, так и не увидев в последний раз единственного родного человека. Катерина Петровна ждет от дочери хотя бы письма. Но, кроме телеграммы с деньгами, ей ничего не приходит. Мать совсем отчаивается и пишет Насте сама: «Ненаглядная моя…Зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки…»

Эта осень показалась ей очень долгой, потому что стало все труднее вставать по утрам. О ней заботились чужие люди. Каждый день к ней прибегала Манюшка, дочь колхозного сапожника, бестолковая, босоногая девчонка, с которой не о чем и поговорить, которая не понимает ценности этой дряхлой роскоши, бесценных фотографий…Она помогала по хозяйству, приносила воды из колодца, подметала пол.

Иногда заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, раз в два-три месяца почтальон приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей.

Ученица: Настя, единственная дочь Катерины Петровны, живет в Ленинграде и работает секретарем в Союзе художников. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Она была очень занята - устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, поэтому, когда получила письмо матери, положила в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет - значит жива.

Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева.

На открытии выставки Настя получает телеграмму, в которой говорится, что ее мать умирает. Это происходит в тот момент, когда раздаются аплодисменты в честь Насти.

Ученица о Насте:

Настя испытывает тоску и душевную боль, чувствуя неправильность, неверность своих поступков:« Поздно! Маму я уже не увижу», «Что же это, мама? Что? - думала она, ничего не видя. - Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила». В тот же вечер Настя уехала в Заборье, но было уже поздно.
Ученица О матери: Катерина Петровна умирает так и не не дождавшись дочери. Смерть принесла ей облегчение, кончились ее душевные муки, боль и одиночество, тоска и забота о дочери, напрасное ожидание ее приезда.

Хоронили Катерину Петровну чужие люди, они не говорят о Насте, но в глубине души осуждали её.
Ученица:

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тёмную комнату, из которой ушла жизнь. В этой комнате Настя проплакала всю ночь. Но это пустые, бессмысленные, поздние слёзы. Этими слезами нужно было покаяться перед брошенным несчастным человеком. Мать бы простила Настю, а теперь ей остается жить с тяжелым грузом на душе. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил.

Рассказ «Телеграмма» заставляет нас задуматься об отношении к своим родителям.

Для человека нет ничего важнее в жизни, чем родители. Ведь они дарят ему жизнь, заботятся, отдают всех себя, без остатка, детям.

Учитель: Таким образом, мы видим трагедию судьбы дочери и матери, искренне и безгранично любящих друг друга, но, тем не менее, остающихся недосягаемыми и

от этого страдающими.

Мы рассмотрели образы героинь, давайте в качестве итога проделанной работе напишем синквейны (каждая группа о своей героине).

Ученики:

Катерина Петровна.

Брошенная, одинокая.

Тоскует, плачет. страдает.

Лежит безмятежно уснувшая. Не дождалась.

Одиночество.

Настя.

Красивая, холодная.

Горячилась, доказывала, работала.

Уезжает крадучись с невыносимой болью.

Сольвейг.

Учитель: Рассказ «Телеграмма» весьма поучителен, и события, которые описываются здесь, в сотый раз доказывают нам, как важно ценить и беречь любовь к родным людям.

Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

М. Горький

II . - «Вспомни!»

Лингвистическая лесенка

5.Синтаксис и Пунктуация

4.Морфология

3.Лексика

2.Морфемика

1.Фонетика

1.Фонетика Орфоэпическая разминка:

(слова записаны на доске, дети произносят их в соответствии с нормами литературного произношения, расставляя в них ударения)

Договóр, позвонúшь, баловáть, занятá, [шт]обы, коне[шн]о, потому [шт]о.начал, начала,облегчить

2. Морфемика Состав слова: Приставка,корень, суффикс, основа,окончание.

Разбор слов по составу:

подсолнечник бессонница

3.Лексика Значение слов: Однозначные, многозначные, синонимы,антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Подберите синонимы:

в комнатах было слишком сумрачно -темно, тоскливо

картины потускнели от времени - устарели

4.Морфология Части речи: Имена существительные, прилагательные, числительные,

местоимения, глагол, наречие, предлог, союз, частицы, междометие.

Имя существительное -

Имя прилагательное-

Имя числительное -

Местоимения-

Глагол -

Наречие-

Предлог-

Союз-

Частицы -

Междометие -

5.Синтаксис и Пунктуация Словосочетания и предложения. Знаки препинания.

1.Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях:

Чуткое сердце любить безгранично думает о дочери

Веселый огонь ждать безропотно организовать выставку

2.Мозговой штурм

- Проверим, готовы ли мы к работе.

Какие предложения называются простыми?

Какие предложения называются сложными?

Какие предложения называются союзными?

Какие предложения называются бессоюзными?

На какие группы делятся союзные предложения?

Какие предложения называются сложносочиненными?

Какие предложения называются сложноподчиненными?

Назовите союзы, которые служат для связи простых предложений в составе ССП, СПП

Назовите союзные слова, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.

Как различать подчинительные союзы и союзные слова?

II - «Познакомься! Изучи!»

1.Учащиеся от каждой команды защищают слайды.

ССП, СПП

Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений

2.Терминологический опрос: - Дайте устное определение ССП, заполнив пробелы в схеме ответа:
Слайд

ССП - это(сложное союзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями).
Слайд
- Дайте устное определение СПП, заполнив пробелы в схеме ответа:
СПП - (сложное союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/ зависимых предложений).
3.Соедините части рассыпанного текста. Работа со слабоуспевающими учащимися.

1.Простые предложения

1…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

2.Сложные предложения

2… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3.Сложносочинённые предложения

3…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

4.Сложноподчинённые предложения

4… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5Бессоюзные предложения

5… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

III - «Используй!»

5.Составление кластера :

сочинительные союзы подчинительные союзы

IV .- «Проверь себя!»

Фильм. Песочная графика . Ксения Симонова «Не опоздайте»

6.Грамматический конструктор (слайд)

На основе рассказа нужно восстановить предложения.

Соедините половинки сложных предложений. Работа во флипчарте

14 Ключи ответов

Слайд

Ответ: (1-3, 2-5, 3-6, 4-2, 5-4,6-1).

1 Когда веселый огонь освещал бревенчатые стены,

1. но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил перевод на двести рублей.

2. Он выходил, осторожно прикрыв дверь,

2. и все доцветал один только маленький подсолнечник у забора.

3. Катерина Петровна вышла посмотреть,

3 Катерина Петровна осторожно вздыхала.

4. Спутанная трава в саду полегла,

4. как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу.

5. Тихон еще помнил,

5. а Катерина Петровна начинала тихонько плакать.

6. Писем от Насти тоже не было,

6. но там никого не было.

3.Самостоятельная работа Анализ примеров на интерактивной доске

Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.

Слайд

1 группа -ССП

- Спишите ССП. Объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схему предложения.

(Предложение сложное, сложносочинённое, имеет две грамматические основы. Простые предложения в составе сложного соединены сочинительным союзом , поэтому поставлена запятая.

Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках.

[ ], а [ ].

2 группа-СПП

- Спишите СПП. Объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схему предложения.

(Предложение сложное, сложноподчинённое, имеет две грамматические основы. Простые предложения в составе сложного соединены подчинительным союзом ЧТО, поэтому поставлена запятая.)

Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил.

[ ],( чтобы ).

4.Готовимся к ЕНТ

Тест из 10 вопросов(индивидуальный)

Взаимопроверка правильности выполнения задания.
Обменяйтесь работами с соседом и проверьте их, выставьте оценку и сдайте.

Слайд Ключ ответа:


Подведение итогов урока. Звучит песня «Любимой маме»

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

О. Бальзак

Я думаю, что в названии "Телеграмма" скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ - это телеграмма, обращённая к нам. Ведь телеграмму отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. "Будь человеком! - напоминает Паустовский. - За добро плати добром. " Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и прежде всего мама. Не упусти время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляни в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны твое внимание и твоя поддержка.

Домашнее задание : Написать эссе на тему: «Мама»

Рефлексия -Подводя итог, хочу спросить :

Какой же вывод вы сделали из этого урока? Что поняли? Что нового вы для себя узнали?

Ученики: Надо быть добрым, и за добро платить добром. Мы поняли, что настоящая доброта - это забота о близких, это чуткое отношение к матери. Доброта, преданность, верность необходимы в нашей жизни.

Учитель: Я хочу пожелать, чтоб на вашем пути никогда не встречались неблагодарные, жестокие, бездушные люди, удачной сдачи ЕНТ.

С наступающим праздником!

7


© 2010-2022