- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта к уроку литературы на тему Нравственный поединок героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Технологическая карта к уроку литературы на тему Нравственный поединок героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева Ю.В. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Открытый урок
учителя русского языка и литературы ГБОУ №471 Сергеевой Юлии Владимировны
Методические материалы, 2014 г.
Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: Нравственный поединок героев поэмы М. Ю. Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Учитель-предметник: Сергеева Ю. В.
ОУ: ГБОУ школа № 471
Дата: 19.11.2014 г.
Класс: 7 Е
УМК: Литература . 7 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина. - 19-е изд. - М: Просвещение, 2011 г.
Методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе: Меллес Ю. А.
-
Цели для ученика
Обучающие:
1. формирование умений анализа произведения
2. формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения
3. умение аргументировать свои мысли
4. обобщить и закрепить знания по произведению
Развивающая:
развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса
Воспитывающая:
формирование понятий о духовно-нравственном воспитании
Цели для учителя
Образовательные:
сформировать у учащихся компетенции в работе с литературным произведением;
обобщить и систематизировать знания по изученному материалу
Развивающие:
1.развивать эмоциональную сферу, творческое мышление.
2.научить анализировать, сопоставлять, прогнозировать и обобщать
3.развивать познавательный интерес;
4. развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
5.развивать коммуникативные навыки
Воспитательные:
сформировать понятия о духовно-нравственном воспитании;
воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего;
создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
Тип урока:
КомбинированныйФорма урока:
Традиционная (урок-практикум)Опорные понятия, термины:
Историческая эпоха
Опричник
Купец
Жанровые особенности
Композиция
Поэтические приемы ( тропы )
Проблематика
Новые понятия:
НравственностьМораль
Честь
Священное Писание
Заповеди Божии
Формы контроля:
фронтальный опрос
тестирование
самоконтроль
взаимоконтроль
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение-рассуждение по вопросам: «Кто вышел победителем в этом нравственном поединке? Какие качества укрепляют личность, делают ее сильнее?»
-
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
Организационный
момент
2 минуты
Приветствие.
Приветствие.
Личностные:
Самопроверка готовности к работе.
I.Мотивация
3 минуты
Включение в деловой ритм.
Мотивация учебной деятельности.
.
Подготовка к работе;
самоопределение.
Словесная форма.
Личностные: самоопределение;
регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Психологический настрой учителя и учащихся на совместную работу.
II. Актуализация знаний
5 минутПроверяет готовность обучающихся к уроку: знание ранее изученного материала, проверка домашнего задания.
Выполнение теста. (Приложение 1)
Работа с интерактивной доской.
Взаимопроверка.
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа.
Проверка и закрепление полученных знаний.
III. Изучение нового.
15 минут
1)Формулирование темы урока, постановка цели
2) Постановка проблемного вопроса урока.
3)Беседа по вопросам.
4)Комментированное чтение и анализ текста.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Постановка проблемного вопроса: «Почему поединок нравственный? Что вы понимаете под словом нравственность?»
Лексическая работа (комментирование непонятных слов). Организация работы по анализу текста поэмы. (Приложение 3)
Работа с презентацией на интерактивной доске.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Записывают тему и эпиграф в тетрадь.
(Приложение 2)
Воспринимают новую информацию; соотносят старые знания с новыми, самостоятельное чтение, чтение вслух.
Отбирают необходимый литературный материал, анализируют, обобщают, делают выводы.
Комментирование текста поэмы.
Подбор цитат для характеристики героев.
Сообщения. (Приложение 4-5)
Словесные:
введение проблемного диалога;
аналитическая фронтальная беседа;сообщения учащихся
Наглядная:
работа с презентацией
Личностные:
оценивание своего ответа
регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Выделять и формулировать познавательную цель.
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Развивать устную речь, память, умение слушать других, наблюдать, отбирать литературный материал, анализировать и обобщать его.
IV.Лингво-физкультминутка.
3 минутыОбъясняет задание.
Выполняют упражнения. (Приложение 6)
Игровой приём.
Здоровьесберегающая технология.
Личностные:
формирование бережного отношения к своему здоровью.
V.Актуализация новых знаний.
10 минут
Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по применению полученных знаний.Работают с текстом поэмы.
Отбирают необходимый литературный материал, анализируют, обобщают, делают выводы.
Составление и запись кластера в тетради. (Приложение 7)
Слушают отрывок из музыкального произведения.
Коллективная работа. Аналитическая фронтальная беседа
Познавательные: умение структурировать знания, умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание
коммуникативные:
умение делать выбор и обосновывать его.
Развитие умения составлять монологическое высказывание,
воспроизводить литературоведческую информацию,
выслушивать и принимать во внимание чужое мнение.
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
3 минуты
Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.Беседа.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:
рефлексия;
личностные:
смыслообразованиеУмение оценивать себя.
VII.Домашнее задание.
4 минуты
Объясняет домашнее задание.
Слушают и записывают в дневник.