Кого Чехов назвал злоумышленником?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Куркина Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №21, город Ульяновск


Тема: развитие интереса на уроках литературы в 7 классе как условие доступности образования.

На уроках литературы нужно стремиться к полноценному раскрытию возможностей каждого ученика, а этого можно добиться лишь путём грамотного построения урока, продуманных заданий и учёта интересов и способностей каждого ученика. Обязательным условием успешности обучения является развитие интереса учащихся на уроках.

При групповой форме обучения возможно вести разноуровневое, дифференцированное обучение, обучать ребят с опережением, добиваться полного усвоения материала, позволяет сплотить коллектив, включить каждого как в учебный процесс, так и дать возможность развить творческие способности личности, коммуникативные способности. Дети чувствуют себя неотъемлемой частью общего процесса обучения и воспитания, духовно наполняется досуг.


Тема урока: «Кого А.П. Чехов назвал злоумышленником?».

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Цели урока:

образовательные: - учить развитию связной речи,

- учить логически верно строить рассуждение, доказательство,

- учить понимать идею произведения,

- характеризовать, определять нравственные категории;

развивающие: - способствовать развитию основных мыслительных процессов на основе сравнения, сопоставления, анализа,

- развивать память, самостоятельность в суждениях;

воспитывающие: - воспитывать культуру мышления,

- воспитывать коммуникативные навыки при работе в парах.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

3. Основной этап урока: анализ рассказа А.П. Чехова на основе эвристической беседы.

4. Творческая работа учащихся.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Формы и методы проведения этапов урока:

  1. Этап (организационный момент) - коллективная форма, метод - словесный.

  2. Этап (вступительное слово учителя с элементами беседы) - коллективная, метод - словесный.

  3. Этап (основной этап урока) - групповая форма, метод - частично-поисковый.

  4. Этап (творческая работа учащихся) - групповая форма, самостоятельная, метод - словесный.

  5. Этап (итог урока) - коллективная форма, метод - словесный.

  6. Этап домашнее задание) - индивидуальная форма, групповая, метод - словесный.

Оборудование урока:

  1. Портрет А.П. Чехова.

  2. Иллюстрации к рассказу «Злоумышленник».

  3. Карточки с заданиями для парной работы.

  4. Тексты рассказа в учебниках (Т.Ф. Курдюмова. Литература. 7 класс. - М.: Просвещение, 2002) или по изданию ( А.П. Чехов. Избранные рассказы. - М.: Детская литература, 1976.)

  5. На доске - выставка ученических сочинений по рассказу «Злоумышленник», написанных учащимися старших классов.


  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, выявление отсутствующих. На столах у учащихся должны находиться учебники, тетради, ручки, дневники.


  1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

- Ребята. Сегодня мы будем обсуждать, анализировать один из самых загадочных рассказов А.П. Чехова «Злоумышленник». На предыдущих уроках мы говорили о том, что темы его рассказов были самыми разными. Я буду называть некоторые рассказы, вы вспоминайте и попытайтесь сформулировать эти темы.

Рассказ «Хамелеон»: тема подхалимства, чинопочитания, человеческой трусости. Автор здесь смеётся и обвиняет человека, находящегося на государственной должности, который меняет своё мнение в зависимости от ситуации.

Рассказ «Радость»: тема человеческой глупости, неуместной радости по поводу публикации в газете о происшествии с пьяным молодым человеком.

Рассказ «Пересолил»: тема излишней обороны. Человек, отчаянно трусивший, решил сам напугать предполагаемого обидчика и что из этого получилось.

Рассказ «Тоска»: тема душевной чёрствости и равнодушия окружающих к горю Ионы Потапова.

Мы можем сделать вывод: (вывод пытаются сформулировать учащиеся, учитель корректирует их) - темы рассказов Чехова разнообразны, они актуальны и в наши дни.

  1. Основной этап урока. Анализ рассказа А.П. Чехова.

О чём рассказ «Злоумышленник»? Кратко перескажите сюжет. (Деревенский мужик задержан за отвинчивание гайки от железнодорожного полотна).

Как строит рассказ автор? (Почти весь рассказ построен в форме допроса Дениса Григорьева судебным следователем).

Что ставит в вину Денису следователь? (Приводится цитата: «Не догляди сторож, так ведь поезд мог сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!»)

Как ведёт себя Денис? (Он не отпирается, сначала не понимает вопроса).

Внимательно посмотрите на часть диалога (с. 46 издания). Денис говорит, что из гаек мужики деревни делают грузила. Он не раз говорит, что всей деревней откручивают гайки.

Что отвечает на это следователь? (Он не обращает внимания на то, что мужик указывает на множество злоумышленников).

Как, по-вашему, должен был реагировать на такое признание следователь? (Он мог попытаться арестовать и остальных).

Сейчас мы отвечаем на один из самых важных вопросов нашего урока. Тема его «кого Чехов назвал злоумышленником?».

Мы с вами говорили, что было бы слишком просто для творческого метода Чехова сделать злоумышленником Дениса. Кто же виноват на самом деле?


  1. Творческая работа учащихся.

Вы сейчас получите карточки для групповой работы с заданиями.

Будете отвечать на вопросы: - Докажите, что злоумышленник - Денис.

- Докажите, что настоящим злоумышленником

является государственная система в лице

судебного следователя.

Поможет вам при ответе на вопрос статья «Литература и жизнь» (с. 172-173 учебника).

(Учащиеся, получив различные вопросы, работают в группах. Учитель помогает ученикам послабее).

На первый вопрос отвечают учащиеся, используя цитаты, свои размышления (Денис и в самом деле является преступником, так как он наносит реальный ущерб полотну железной дороги. Из-за его деятельности действительно могли пострадать люди). На второй вопрос отвечать сложнее, поэтому они предлагались наиболее сильным ученикам. Вывод у учащихся должен быть примерно таким, что чиновник должен учитывать все факторы, приведшие к нарушению закона. Чиновник не машина правосудия, а человек, желающий достижения гармонии в обществе. При ответе использовались фрагменты статьи «Литература и жизнь» (главная мысль звучит так: человек, призванный охранять законность, должен способствовать утверждению законов справедливых. «Чиновник не должен быть граммофоном, потому что они говорят и поют, ничего не чувствуя. И всё у них карикатурно выходит, мертво…»).


  1. Итог урока.

Чтобы ответить на вопрос нашего урока, подведём итог всему сказанному сегодня. (Учащиеся кратко формулируют выводы, сделанные в процессе творческой работы в парах. Выводы записывают в тетрадях).


  1. Домашнее задание.

Дома вы напишете сочинение. Предлагаются темы на выбор:

- Виновен ли Денис Григорьев?

- Чехов - мастер речевой характеристики.

- Рассказ «Злоумышленник» - предупреждение гражданам России.

(Темы сочинений записываются в тетрадь, задание - в дневники).

Объявляются оценки за работу на уроке.


© 2010-2022