Конспект урока по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока

учителя русского языка и литературы

Азаровой Инны Викторовны


Название предмета литература Класс 8А Урок № 4 Дата 18.11.2013

Тема: Начало пути к совершенствованию личности. Понятие чести, достоинства, благородства как часть характеристики героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель:

  1. проследить начало пути духовного становления Петра Гринёва

  2. пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства

  3. развитие навыков анализа текста

  4. работа с отвлечёнными понятиями по словарям

Тип урока: комбинированный

Основные термины и понятия: честь, достоинство, благородство, характеристика, образ

Наглядность: иллюстрации к повести «Капитанская дочка», портрет А.С.Пушкина,

Оборудование: тексты, карточки

Формы работы: работа с текстом, работа со словарями, анализ эпизодов, работа с отвлечёнными понятиями, беседа, работа в группах.

Оформление доски:

Честь - совокупность высших морально-этических принципов личности.

Достоинство - сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе.

Благородство - 1) высокие нравственные качества; 2) высокое достоинство, красота.

Путь - 1) дорога; жизнь человека (перен.); 2) возможность свободно действовать, развиваться; 3) направление деятельности, развития чего-н., образ действий

Начало пути к совершенствованию личности. Понятие чести, достоинства, благородства как часть характеристики героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Пётр Гринёв

капитан Миронов

Маша Миронова

Швабрин

Ход урока

№ п/п

Этап урока


Методы, приёмы

Содержание

1.

Организационный.


2.

Проверка степени усвоения содержания учебного материала.

беседа

работа с текстом

На прошлых уроках мы познакомились с главным героем повести «Капитанская дочка» Петром Гринёвым. Расскажите о нём. Как он жил в родительском доме? Какие черты характеры сформировались у него в тот период? Кто оказал большое влияние на Петрушу?

( главные уроки жизни он получил от своего отца)

3.

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала

работа с понятиями

Сегодня мы свами поговорим о Петре Гринёве, который только начинает жить самостоятельно, отвечать за свои слова и поступки. Как вы думаете, какие нравственные понятия должны быть для него важными?

4.

Постановка познавательной задачи

работа со словарями

работа с текстом

работа в тетради

  1. Честь, достоинство, благородство - запись на доске.

Дайте определение этим понятиям сами и посмотрите, что они означают, в словаре. Давайте запишем их в тетрадь. Скажите, где в повести мы встречаем впервые слово «честь»?

  1. «Береги честь смолоду». Кто его произносит? В связи с чем? Зачитайте.

Пётр Гринёв уезжает из родного дома на службу, то есть отправляемся в путь. Но это слово имеет и другое значение. Какое? Найдите в словаре?

  1. Путь.

Путь Петра Гринёва только начинается, и наша задача - проследить его. Легко ли человеку идти по своему пути? Что должно помочь ему? Эти вопросы мы зададим себе сегодня и продолжим задавать на следующих уроках.

5.

Усвоение новых знаний и способов действий

групповая работа

Сегодня мы с вами будем работать с III , IV, и V лавами повести. Скажите, какие герои , по-вашему, соответствуют понятиям «честь», «достоинство», «благородство»? (Пётр Гринёв, комендант капитан Миронов, Маша Миронова). Чтобы подтвердить это, вы должны поработать в группах. Первая группа ответит на вопросы о Петре Гринёве, втора - о капитане Миронове, а третья - о Маше Мироновой. Ответы мы запишем на доске.

6.

Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала

развитие монологической речи

анализ текста

характеристика героев

Итак, давайте послушаем вас. Отвечать будете по одному от группы.

ПЁТР ГРИНЁВ

добрый, мягкий, совестливый, доверчивый, привык верить старшим на слово, формирует собственное мнение, занимается самообразованием, способен заступиться за честь другого человека, великодушен.

КАПИТАН МИРОНОВ

мягкий, спокойный, домашний, похож на отца Гринёва, честный, порядочный, добрый, воспитывает как сына, дуэль- убийство, противное человеку, любит Гринёва, сочувствует, понимает.

МАША МИРОНОВА

милая, скромная, застенчивая, чувствительная, не доверяет Швабрину и боится его, симпатизирует Гринёву, потом влюбляется в него, обладает собственными взглядами на жизнь, считает своим долгом подчиняться родительской воле

7.

Физкультминутка


8.

Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний

работа с текстом,

работа в тетради

Найдите в тексте и зачитайте места, подтверждающие ваши слова. Запишите в тетрадь то, что считаете нужным о каждом герое

9.

Обобщение и систематизация знаний

эвристическая беседа


А теперь давайте поговорим о Швабрине. Что вы знаете о нём? Почему он находится в Белогорской крепости? Как бы вы его охарактеризовали? (Отправлен в Белогорскую крепость после дуэли, на которой убил соперника. Считает своё существование в гарнизоне прозябанием. Холоден, эгоистичен, мелочен. Клевещет на всех, бьёт исподтишка, в спину, бесчестен). Зачем А.С. Пушкин вводит этот персонаж в повествование? Какова его роль в жизни Гринёва? ( Путь Гринёва яснее виден при сопоставлении с противоположностью. Это первое столкновение Петра Гринёва со злом в человеческом обличье и первая возможность поступить по чести, доказать способность защитить достоинство другого человека и проявить благородство )

10.

Рефлексия.


Назовите, пожалуйста, каким понятиям соответствуют наши герои. (Гринёв - благородство, капитан Миронов - честь, Маша Миронова - достоинство).

Сегодня мы с вами доказали, что главными качествами человека являются честь, достоинство, благородство.

Путь героев только начинается, и мы встретимся с ними в следующих главах, а также выясним, кто ещё способен быть честным, благородным, достойным человеком и какую роль эти качества сыграют в их жизни.

11.

Подведение итогов.


12.

Домашнее задание.


анализ 6-8 глав, составить образ Емельяна Пугачёва (портрет, основные черты характера)

Вопросы для 1 группы:

  1. Какое мнение составил Пётр Гринёв о Швабрине в начале знакомства и почему? (глава 1).

  2. Как Гринёв относится к Маше Мироновой в начале (глава 3) и как развиваются их отношения? (главы 4 и 5).

  3. Чем занимается Гринёв в крепости? Как эти занятия на него влияют? (глава 4).

  4. В чём причина дуэли Гринёва и Швабрина? Каковы её последствия, как складываются их отношения сразу после дуэли? (глава 5)

  5. Какое понятие больше соответствует Гринёву?

Вопросы для 2 группы:

  1. Какое впечатление произвёл комендант крепости на Гринёва при знакомстве? (глава 3).

  2. Какие характеристики даёт он капитану Миронову? Почему? (глава 4)

  3. Как относится комендант к Гринёву и почему? (главы 4и 5).

  4. Как он отнёсся к дуэли и почему никому не сообщил о ней? (глава 5)

  5. Какое понятие больше соответствует капитану Миронову?

Вопросы для 3 группы:

  1. Дайте описание Маши Мироновой (глава 3).

  2. Какое мнение о ней высказывает Швабрин при знакомстве с Гринёвым Почему? (главы 3 и 4).

  3. Какое отношение у Маши к Швабрину и к Гринёву? Почему? (главы 4 и 5).

  4. Объясните взгляды Маши на брак. Почему она так думает? (глава 5).

  5. Какое понятие больше соответствует Маше Мироновой?


© 2010-2022