Неопределенные местоимения

Данный Урок представляет интерес с точки зрения развития познавательной мотивации у учащихся, расширения кругозора, усиления коммуникативных функций речи, формирования умственных , учебных действий (анализа, синтеза, сравнения, умения обобщать, систематизировать, делать выводы по теме). При всей кажущейся несложности данной темы, она требует тщательной отработки, так как:1) полученные знания необходимы для дальнейшего усвоения учебного материала; 2) в 6 классе закладываются основы для изучения темы «Местоимение» ; 3) формирование орфографической зоркости требует длительного времени, но изучение темы ограничено временными рамками урока.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 6 А класс.

Тема: неопределенные местоимения.

Тип: изучение нового.

Цели:

-знать об отличительном признаке неопределенных местоимений (неопределенности),

-знать условия образования неопределенных местоимений, правила их написания (слитно, раздельно, через дефис),

-уметь находить неопределенные местоимения среди других частей речи, объяснять условия их написания (слитно, раздельно, через дефис),

-тренироваться в применении знаний на практике: правильно писать, выделять орфограмму графически, употреблять в речи.

Этапы урока.

Этап 1-2: орг. момент, постановка цели урока, актуализация знаний.

Сообщает учащимся, что урок будет проходить в форме просмотра телепередач.

-Ребята, я предлагаю вам познакомиться с программой телепередач, участниками которых мы будем сегодня на уроке. Данная программа будет служить нам планом работы и поможет отследить каждому уровень знаний на всех этапах урока.

Программа просмотра телепередач:

1."Волшебный чуланчик". Работа с текстом сказки.

2."Галилео". Анализ лексического значения местоимений.

3."Спроси у Всезнамуса". Работа с учебником, создание алгоритма.

4."Большие буквы". Работа в группах, составление таблицы.

5."Самый умный!"

1)Анализ текста стихотворения.

Рекламная пауза."Прыг-скок-команда".

2)Задания по вариантам.

3)Задания по выбору.

6."Вопрос на засыпку". ТЕСТ.

Предлагает записать фамилию, имя на красном листочке, а также отмечать по ходу урока ! ( справился с заданием) и ? ( затруднился в выполнении).

  1. Актуализация знаний.

Первая передача "Волшебный чуланчик". Слайд 1.

Сообщает:

-Ребята, эта передача, участниками которой мы становимся - волшебная, поэтому первое задание будет связано со сказкой.

Работа с текстом №1(у каждого на парте).

Дает задание одному ученику прочитать задание вслух.(Кондрашова Ю.)

Чтение текста на уроке, по ходу все выделяют слова, затрудняющие его понимание. (Рубцова К.)

Умные спорщики.

Собрались как-то двое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.
Первый начал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А другой говорит:
- Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?

Задание:

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите слова, которые затрудняют его понимание.

Беседа:

-Понравилась вам сказка?

-Кому из друзей удалось лучше ее рассказать? (Никому).

-Почему? (Не понятно, о чем идет речь).

Предлагает назвать слова, которые затрудняют понимание текста:

Слай2.

Как-то, в некотором, по некоей, нечто, некоего, некоторую, в каком-то, кто-то, по какой-то, что-то, кого-то.

Задает вопрос:

-Определите, какая часть речи перед нами? (Местоимение)

-Дать определение. (Правило-Титов И.)

-Какие разряды местоимений нам уже известны? (Личные, возвратное, вопросительные, относительные).

-К какому разряду относятся местоимения, которые затрудняют понимание текста? (Неопределенные)

Вывод: Запишите тему урока в тетрадь.

  1. Постановка целей урока.

Задает вопрос:

-Ребята, тема урока нам знакома? (Нет).

-Определите тип урока. (Урок изучения нового материала).

Задание: опираясь на ключевые слова, сформулировать цели урока.

1.познакомиться… (с отличительным признаком неопределенных м.),

2.узнать …(правило их написания),

2. научиться находить…(неопределенные местоимения среди других частей речи),

3. тренироваться…(в грамотном написании неопределенных м., употреблении их в речи).

Слайд 3.

Сделать отметки в программе.

III. Предлагает прочитать название следующей телепередачи. Слайд 4.

Учитель:

-"Галилео"- это передача для любознательных, таких, как вы. Галилео Галилей( жил в XV-XVI в. - это известный ученый, первооткрыватель, который внес в развитие науки много нового. Вам тоже предстоит сейчас сделать открытие.

-Если вы справитесь со следующим заданием, то узнаете отличительную особенность неопределенных местоимений, но для этого необходимо помнить признаки других разрядов.

На доске написаны слова:

  1. Нам, тобой, меня, некто.

  2. Кто? Кем? Чему? Какой-то.

  3. Себя, к себе, о себе, кое у кого.

  4. Кем, кто, какой, что-нибудь.

Задание:

  1. Определите, к какому разряду относятся местоимения.

  2. Выпишите лишние слова, обоснуйте свой ответ.

По мере высказываний детей, учитель стирает с доски все местоимении, кроме неопределенных.

Образец ответа.

Некто (это не личное местоимение, т. к. не относится ни к одному конкретному лицу.)

Какой-то (это не вопросительное местоимение, т. к. не служит для выражения вопроса).

Несколько (это не возвратное местоимение, т.к. не указывает на того, о ком говорят).

Кое-что (это не относительное местоимение, т. к. не служит средством связи простых предложений в составе сложного).

Ведет беседу:

-К кому разряду относятся эти местоимения? (Неопределенные).

-Почему? Что они выражают? На что указывают?

-Какое открытие вы сделали?

Предлагает сделать вывод об особенностях значения неопределенных местоимений.

Вывод: Если местоимение не указывает на конкретное лицо, предмет, признак или количество, то перед нами неопределенное местоимение.

Этап3-4(Разъяснение, усвоение нового материала).

  1. Переход к другой телепередаче "Спроси у Всезнамуса". Слайд 5.

Сообщает:

-Всезнамус - профессор, который все знает, он решил нам помочь.

-У вас есть надежный помощник - книга, давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали? (с 168- чтение про себя).

Вопрос:

-На что указывают неопределенные местоимения?

Сделать отметки в программе.

II.Ведет беседу:

-Мудрый волшебник Всезнамус предлагает выработать алгоритм, который поможет не ошибиться в выборе неопределенного местоимения среди других частей речи (работа в тетрадях-справочниках.)

-Что такое алгоритм? (Порядок действий по решению поставленной задачи).

Слушает ответы с места, предлагает убедиться в правильности суждений по презентации. Слай6.

Алгоритм.

1. С помощью вопроса найти в предложении слово, которое не называет, но указывает на предмет, признак, количество.

2. Выяснить, на что именно оно указывает (лицо, предмет, признак, количество).

3. Если местоимение не указывает на конкретное лицо, предмет, признак, количество, то это местоимение неопределенное. Например: КТО-ТО, НЕЧТО, КЕМ-НИБУДЬ и т.д.

Вывод:

-Да, действительно, эта памятка-алгоритм поможет нам сориентироваться в многообразии разрядов местоимений. Спасибо мудрецу.

Сделать отметки в программе.

  1. Сообщает о следующей передаче "Большие буквы".Слайд7.

Сообщает учащимся, что участники программы "Большие буквы" работают в командах. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее придет к нужному выводу из наблюдений.

Ведет беседу:

-Ребята, неопределенные местоимения имеют еще целый ряд особенностей, связанных с образованием и правописанием. Давайте познакомимся с ними.

I. Учитель предлагает поработать в группах с раздаточным материалом. (Желтый листочек).

1 группа: некто, нечто, некоторый, несколько.

2 группа: что-то, какой-то, кого-то, сколько-то.

3 группа: что-либо, какой-либо, кого-либо, сколько-либо.

4 группа: что-нибудь, какой-нибудь, кого-нибудь, сколько-нибудь.

5 группа: кое-кто, кое-какой, кое-кого, кое-чем.

6 группа: кое у кого, кое с кем, кое к кому

Задание группам:

Опираясь на учебник с.168., проанализируйте слова с точки зрения образования и правописания.

1гр. - запишите слова, расставьте ударение, сделайте вывод об особенностях образования и правописания. Образец упр.№414.

Вывод: слова образованы приставочным способом, пишутся слитно, приставка под ударением.

2гр. запишите слова, расставьте ударение, сделайте вывод об особенностях образования и правописания. Образец упр.№414.

Вывод: слова образованы суффиксальным способом, пишутся через дефис, ударение падает на корень.

3гр запишите слова, расставьте ударение, сделайте вывод об особенностях образования и правописания. Образец упр.№414.

Вывод: слова образованы суффиксальным способом, пишутся через дефис, ударение падает на суффикс.

4гр запишите слова, расставьте ударение, сделайте вывод об особенностях образования и правописания. Образец упр.№414.

Вывод: слова образованы суффиксальным способом, пишутся через дефис, ударение падает на суффикс.

5гр. запишите слова, расставьте ударение, сделайте вывод об особенностях образования и правописания. Образец упр.№414.

Вывод: слова образованы приставочным способом, пишутся через дефис, ударение падает на корень.

6гр. запишите слова, расставьте ударение, сделайте вывод об особенностях образования и правописания. Образец упр.№414.

Вывод: слова образованы приставочным способом, пишутся раздельно, так как имеют предлоги, ударение падает на корень.

Учитель по мере выполнения работы проходит по рядам, оказывает дифференцированную помощь.

Приглашает одного представителя группы записать слово у доски, показать, как оно образовано.

-Какая команда быстрее и правильнее справилась с заданием? (№ группы).

Общий вывод из наблюдений: неопределенные местоимения образованы приставочным и суффиксальным способом от относительных местоимений, пишутся слитно, через дефис и раздельно (в три слова).

Слайд8.

II.Задает вопрос:

-От какого условия зависит слитное, дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений?

Работа с учебником, с.168-169.

III. Предлагает сделать вывод по таблице об особенностях написания неопределенных местоимений.

Работа с таблицей (Раздаточный материал-зеленый листочек).

Неопределенные местоимения пишутся:

1.(слитно). 2. (через дефис.) 3. (раздельно).

Задание: запишите по одному - два примера на каждый случай правописания.

Предлагает поработать в парах, проговорить правило, привести примеры. Слайд 9.

Общий вывод.

Слушает монологический ответ с места об особенностях значения и написания неопределенных местоимений.

Стихотворное правило: КОЕ-, -ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ -поставить черточку ты не забудь!

Предлагает сделать отметки в программе об успешности выполнения задания.

Этап 5.Выработка умений и навыков.

Обращает внимание на следующую программу "Самый умный!".

Сообщает, что теперь настал момент применить знания о неопределенных местоимениях на практике. Участники передачи должны пройти несколько этапов, чтобы заслужить звание "Самый умный".

1этап программы.

Работа с текстом (на доске, на парте у каждого раздаточный материал голубой листочек).

Выразительное чтение учителем.

Приход весны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд.

Шумит толпою праздною

Народ, чему- то рад.

Какой- то жаждою мечта распалена-

И над душою каждою

Проносится весна.

А.Фет.

Беседа по вопросам:

1.Как вы думаете, о чем хотел сказать поэт?

2.Как вы понимаете значение выражения «мечта распалена»? (Весной человек любит мечтать о счастливом будущем, разыгралось воображение).

3.К какому стилю относится этот текст? (Это художественный стиль, т.к. перед нами лирическое произведение, для которого характерны изобразительно-выразительные средства: эпитет - разнообразною, метафора - жаждою, олицетворение - душа распалена.)Барабанов.

Задание (работа выполняется в тексте):

1.Найдите неопределенные местоимения в составе словосочетаний, обозначьте главное слово, выделите орфограммы графически.

2.Определите род, число и падеж местоимений, если это возможно.

2.Подчеркните местоимения как члены предложения.

К доске приглашается ученик поработать индивидуально( Похилько Л.)

Ответ у доски с обоснованием: чему-то (Д.п.) рад - дополнение, какой-то (ж.р., ед. ч., Т.п.) жаждою - определение.

Предлагает ученикам задать вопрос отвечающему у доски (Что такое неопределенное местоимение?)

Вывод: Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки и количества, изменяются по падежам, в предложении могут быть дополнением, обстоятельством, определением.

Вопрос к классу:

-Объясните дефисное написание н.м. (Слова пишутся через дефис, потому что есть суффикс_-то.)

Этап 6. Закрепление усвоенного.

2 этап программы:

I.Первое тренировочное упражнение.

Работа с предложениями.

1.Теперь я помаленьку пишу (кое)что____________ дома почти закончил (не)сколько страниц.

2.Человек привязал Бима за веревку хорошо накормил и куда(то)_____________ ушел.

3.Трое молодых ребят почему(то___________________) улыбались (кое)у(кого) в руках были цветы.

Задание по рядам:

1.Спишите предложения в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие запятые.

2.Найдите неопределенные местоимения, раскройте скобки, подчеркните местоимения, как члены предложения.

Проверка - чтение с места, презентация.

Отметки в программе.

Сообщает:

-Ну, а теперь рекламная пауза!

Программа "Прыг-скок-команда". Физкультминутка.(Большакова К.)

Слайд10.

3 этап программы "Самый умный!"

Второе тренировочное упражнение. Разноуровневые задания.

1 уровень:

_______________________

Кто(то)____________ дал Вите книгу про первое круг…светное путешествие. Было что(то)_____________таинстве(н,нн)ое в истории Магеллана. (Не)кто хотел помешать плаванию и стал готовить заговор. Но кое(кто)____________ пр…дупредил путешественника об опас…ности. Необходимо было что(либо)_________________ предпринять для предотвращения беды. Капитан решил высадить бунт…вщиков на каком(нибудь)____________________острове, а сам продолжил путешествие.

Задание:

1).Текст озаглавить.

2).Раскрыть скобки, выделить орфограммы графически.

Дополнительное задание:

3)У неопределенных местоимений указать падеж.

2 уровень.

_______________________

Ктото__________ дал Вите книгу про первое круг…светное путешествие. Было что то_____________таинстве(н,нн)ое в истории Магеллана. Не кто хотел помешать плаванию и стал готовить заговор. Но коекто____________ пр…дупредил путешественника об опас…ности. Необходимо было что либо_______________ предпринять для предотвращения беды. Капитан решил высадить бунт…вщиков на каком нибудь___________________острове, а сам продолжил путешествие.

Задание:

1).Текст озаглавить.

2) Вставить пропущенные буквы, исправить ошибки в написании неопределенных местоимениях, выделить орфограммы графически.

Дополнительное задание:

3)Подчеркнуть неопределенные местоимения как члены предложения.

3 уровень.

_____________________

Кто(то)____________ дал Вите книгу про первое круг…светное путешествие. Было что(то)_____________таинстве(н,нн)ое в истории Магеллана. (Не)кто хотел помешать плаванию и стал готовить заговор. Но кое(кто)____________ пр…дупредил путешественника об опас…ности. Необходимо было что(либо)_________________ предпринять для предотвращения беды. Капитан решил высадить бунт…вщиков на каком(нибудь)____________________острове, а сам продолжил путешествие.

Задание:

1)Текст озаглавить.

2)Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, выделить орфограммы графически.

3)Дописать текст, используя слова для справок:

Витя, решить, отправиться, тоже, в какой(нибудь), страна, необычный, чтобы, совершить, подвиг, (не)сколько.

Проверка: 1)выразительное чтение текста с места, анализ, обсуждение заголовка.

2) проверка правописания по презентации, падежи учащиеся называют с места.

3)чтение текста с продолжением.

Слайд11.

Кто-то дал Вите книгу про первое кругосветное путешествие. Было что-то таинственное в истории Магеллана. Некто хотел помешать плаванию и стал готовить заговор. Но кое-кто предупредил путешественника об опасности. Необходимо было что-либо предпринять для предотвращения беды. Капитан решил высадить бунтовщиков на каком-нибудь острове, а сам продолжил путешествие.

Отметки в программах.

-Молодцы, ребята! Поднимите руки, кто справился со всеми заданиями программы?

-Кто же среди нас самый умный? (ВСЕ)

III. Третье тренировочное упражнение. Программа "Вопрос на засыпку".

Работа с тестами по вариантам(раздаточный материал).

1.Что (то)

2.Какой(либо)

3.Кто(нибудь), 4.(Кое) с( кем), ),5.(Не)который, 6.( Кое)кому, 7.Какой(то).

Задание:

- Заполнить колонка карточки знаками + или - в зависимости от написания слов.

По окончании работы говорит учащимся:

- Ребята, сейчас вы узнаете, кто из вас получит оценку "5" за работу. Соедините одной чертой все + между собой. Если задание выполнено верно, вы увидите оценку "5".

Предлагает поднять руки учащихся, получивших оценку "5", сделать отметки в программах.

Этап 7.Подведение итогов.

1).Беседа по вопросам:

-Понравилось ли быть участниками телепередач?

-Что нового узнали на уроке?

-Чему учились?

-В чем тренировались?

-Какая передача показалась самой интересной?

-Какая запомнилась?

2).Оценки за урок.

3)Домашнее задание: у кого "5" за тест получают творческое задание: напишите небольшой текст-рассуждение (5-7 предложений) о своей любимой телепередаче. Объясните, почему она вам нравится. Включите в текст неопределенные местоимения.

Все остальные: параграф 73, упражнение №417.


© 2010-2022