- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта к уроку русского языка на тему: Лексика 5 класс
Технологическая карта к уроку русского языка на тему: Лексика 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гармашова Т.А. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«ЛЕКСИКА. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА»
Русский язык. 5 класс.
Автор: Гармашова Т.А.
2015 год
Гармашова Т.А.
ГБОУ школа №106 Санкт- Петербург
учитель русского языка и литературы
5 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Лексика. Лексическое значение слова.»
Тема и номер урока в теме: «Лексика» (первый урок по теме).
Базовый учебник: «Русский язык» М.М. Разумовская, С.И.Львов, В.И.Капинос
М.,2014
Цель : создать условия для изучения нового материала и повторения изученного в 1-4 классах,
организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка
(лексику)
предметные:
формирование знания, помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова,
учить распознавать лексические средства выразительности, используемые авторами, понимать, с какой целью данные средства используются;
- развивать умения пользоваться образцами и самостоятельно подбирать материалы, создавать оригинальные тексты, владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры; сделать выводы о словарном богатстве русского языка;
личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка
в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
Воспитывать любовь, бережное отношение к русскому языку
Умение объективно оценивать результаты работы, как своей, так и своих товарищей.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
умение воспринимать текст, как смысловое целое- смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из текста,
преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной
полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
· Тип урока: изучение нового материала
· Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
· Необходимое техническое оборудование: компьютер и доска Smart
№
ЭТАП УРОКА.
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1.
Организационный момент мотивация к учебной деятельности
На доске :
tolkslovar.ru
Слайд №1
Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.
Подготовка ЭОР к работе
Добрый день, ребята.
Мы начинаем изучение удивительной интересной темы. Скоро вы узнаете, как она называется.
Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
Приветствие учащихся
1 мин.
2.
Опрос ранее изученного. Проверка домашнего задания
Проверка знаний и способов действий и деятельности, выявление пробелов в их усвоении. Комментирует и корректирует ответы учащихся. Проверка домашнего задания.
Демонстрирует, как выполнялось домашнее задание (самоподготовка). Сообщает о проблемах, возникших при выполнении отдельных заданий.
5 мин.
3.
Актуализация опорных знаний Создание проблемной ситуации. Целеполагание
Слайд №2
На доске: кроссворд
(домашняя заготовка учеников)
Слайд №3
Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Организует повторение теоретического материала.
О чем это? Как вы думаете?
Выберите ключевые слова.
«Словом можно спасти»
Обратите внимание на доску.
На ней нарисована игра. Условия этой игры вам известны.
(Решают кроссворд)
Что получилось - лексика
Этот кроссворд приготовили ребята в программе hot potatoes/
Молодцы.
Так что же такое лексика?
Что она изучает?
У Фонетики - (фонема)
У Морфемики - (морфема)
А у Лексики….
Слушают комментарии учителя.
Работают фронтально.
Отвечают на вопросы и задания ЭОР:
Читают текст.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют задачи:
10 мин.
4.
Формирование новых знаний и умений
Исследование.
Слайд 4, Слайд 5.
Слайд.6
Как называется наша игра
(Кроссворд)
Что обозначает это слово?
Задумывались ли вы сколько можно рассказать о каждом слове?
Самый главный помощник в этой работе - Толковый словарь.
Словари бывают как бумажные, так и цифровые - электронная библиотека доступна для всех.
Пожалуйста, прочитайте текст.
Как можно растолковать это слово?
Обратимся к толковым словарям…
Прервемся на физкультминутку.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетрадь.
Выполняют задание.
Знакомятся со словарями. Обращаются к электронным ресурсам. (планшет, телефон) Принимает участие в коллективной работе класса с электронным ресурсом, выполняет поставленные учителем задачи, приводит к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения.
Делают записи в тетради.
5 мин.
5.
Физкультминутка
Проводит физкультминутку.
«Встали ровно, руки в боки,
Кто не выучил уроки?
Повернулись вправо-влево,
Посмотрели на соседа.
Повторяет: раз, два, три-
Друг на друга посмотри!»
Спасибо, садитесь.
Выполняют упражнения.
2мин.
6.
Первичное закрепление.
Слайд 8
А теперь, представьте лес, где живет Баба Яга.
Сочините предложение о глухомани и Этой знаменитой старушке.
Запишите. Проверьте и исправьте ошибки у друг друга.
Работа в группах
Чтение работ.
Обсуждение.
Взаимопроверка.
6 -7 мин.
7.
Применение нового знания в стандартной ситуации.
Слайд 9, Слайд 10.
Давайте подумаем?
Какое значение, кроме лексического,
Имеет слово «глухомань»?
Подберите синонимы к этому слову.
Проверьте по словарю.
Демонстрирует субъективный опыт по применению знаний и проявлению новых умений.
Проверяют. Записывают в тетрадь.
Выполняют задание.
5 мин.
8.
Перенос в новые условия.
Значение каких слов вам бы хотелось узнать?
Запишите.
Что получилось? Интересно?
Как много нового можно узнать о таких знакомых словах!
Работа со словарями.
Обсуждение, анализ работы.
5 мин.
9.
Рефлексия.
Слайд 11.
О каком разделе языкознания мы говорили сегодня?
Какие способы толкования мы использовали?
Было ли интересно на уроке?
Определяет уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.
2 мин.
10.
Оценивание обучающихся.
Оценивает обучающихся.
Оценка активности.
Комментирует оценки.
1мин.
11
Домашнее задание.
Слайд 12
Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания. Объясняет домашнее задание.
Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник
1 мин.