- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме Причастие
Урок русского языка по теме Причастие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Почепецкая Л.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Что такое причастие».
6 класс. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9, 10-11. Составитель Е. И. Харитонова. Москва, «Дрофа», 2008 год (Программа по русскому языку, 5-9 классы. Авторы программы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов)
Учебник для общеобразовательных учреждений (под редакцией доктора педагогических наук, профессора М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта), Москва, «Дрофа», 2007 год.
Методическое пособие:
Львов В. В. Поурочное планирование: к учебникам русского языка 5-9 классов /Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Москва, «Дрофа», 2003 год; Львов В. В. «Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2006 год; Махонина М. Н., Девятова Н. М. «Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык. 6 класс. Москва: «Интеллект-центр», 2009 год; Русский язык. 6 класс мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта, ООО «Дрофа».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательная: дать понятие о причастии (основных признаках глагола и прилагательного у причастия), формирование умения находить в тексте причастия, отличать их от прилагательных, находить и графически выделять суффиксы причастий;
Развивающая: научить учащихся самостоятельно анализировать, сопоставлять учебный материал, выполнять задания творческого характера; развивать навыки устной связной речи;
Воспитательная: прививать любовь к русскому языку; формирование самостоятельности, аккуратности, способности к сотрудничеству.
Оборудование:
интерактивная доска «SMART Board», ПК, Русский язык. 6 класс мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта, ООО «Дрофа», 2006, таблица «Суффиксы причастий», карточки с текстом, учебник.
Метод изучения нового материала: частично-поисковый, проблемный.
ХОД УРОКА
Виды деятельности учителя
Виды деятельности учащихся
-
Орг. момент. Целеполагание.
2. Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым языковым явлением лингвистики, которое изучается в разделе «Морфология».
Давайте вспомним,
что же такое лингвистика?
б) Что изучает морфология?
в) Расскажите об этимологии слова «морфология».
Задача нашего урока: понять, что такое причастие, в чем особенность этих слов, научиться находить причастия в тексте.
* Фронтальная работа. Беседа.
Лингвистика - это наука о языке.
б) Морфология - это раздел лингвистики, в котором слово изучается как часть речи.
в) Слово заимствовано из греческого языка, в переводе слово «морфе» означает - «форма», «логос» - «учение». Морфология - учение о форме слова.
-
Объяснение нового материала с использование интерактивной доски и материала учебника.
*Среди слов русского языка выделяются ПРИЧАСТИЯ. В чем особенность этих слов? Об этих особенностях очень точно сказал Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка»:
«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
Объясните, как вы понимаете эти слова.
*Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на прилагательные: синий - синеющий, но они тесно связаны и с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки. Расскажите об этом, используя материал домашнего задания (*проверка домашнего задания).
Давайте подведем итог этого этапа урока. Признаки каких частей речи совмещает причастие?
Некоторые ученые называют причастия самостоятельной частью речи. Большинство же лингвистов (в том числе и авторы нашего учебника) считают, что
причастие - это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность и др.) и признаки прилагательного (изменяются по родам, числам и падежам).
*Проблемный вопрос.
Как вы думаете, почему причастие - особая форма глагола, а не прилагательного?
Причастия образуются от
глаголов с помощью специальных суффиксов: -ущ- (-ющ-), -ащ-
(-ящ-); -ем- (-ом-), -им-; -вш-, -ш-; -енн- (-ённ-), -нн-, -т-.
Чтобы научиться быстро находить причастия, нужно знать суффиксы, при помощи которых они образуются от глаголов. Запомните эти суффиксы.
Причастия отличаются от прилагательных не только наличием признаков глагола, но и своим значением: прилагательные обозначают постоянные признаки предмета (синий, красный), причастия же выражают такие признаки, которые развиваются во времени (синеющая, краснеющая)
Например: синеющий - это такой, который синеет. Причастие не только обозначило признак, но и выразило действие.
Причастия совмещают признаки двух частей речи: прилагательного и глагола. (Они похожи и на прилагательные и на глагол.)
*Проверка домашнего задания (дома нужно было познакомиться с материалом параграфа 34, записать в тетрадях основные признаки глагола и прилагательного у причастий):
Признаки прилагательного у причастия:
-отвечают на вопрос какой? (какая? какое? и т. д.);
-изменяются по родам, числам и падежам;
-согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже;
- имеют те же окончания
Признаки глагола у причастия: (образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов):
-время (настоящее и прошедшее);
- вид (совершенный и несовершенный);
- возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса - ся (-сь);
- способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие;
- особые глагольные вопросы что делающий? что сделавший? и др., которые указывают на значение действия.
Причастие совмещает признаки прилагательного и глагола.
Причастие - это особая форма глагола, потому что, во-первых, образуется от глагола; во-вторых, имеет постоянные признаки глагола: вид, возвратность, время.
3. Закрепление.
*1) Распределите слова по графам таблицы: ледяной, худший, борющийся, глубочайший, называемые, висевший, стеклянный, молотый, цветущая, хороший, пригожий, унесенный, летучий, заросший, обрабатываемая.
*2) В каждом ряду найдите причастия:
1) гореть, горение, горячка, горящий, горячий, горевший;
2) узнавание, узнать, знание, знавший, зазнайка;
3) перебежчик, перебежать, перебежавший, перебегающий;
4) расколоть, расколотый, колючий, колющий.
Обозначьте суффиксы причастий.
*ФИЗМИНУТКА.
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
* Причастия очень часто употребляются в художественной речи (чтение учителем отрывка из повести).
3. Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте причастия, графически обозначьте суффиксы.
Заря сияла на востоке и золотые ряды обл…ков ож…дали солнца, как царедворцы ожидают государя. Ясное небо, утрен..яя свеж…сть, роса, ветерок и пение птичек нап…лняли сер…це Лизы младенч…ской веселостью. Приближаясь к рощ…, стоящ…й на рубеж… отцовского владения, Лиза пошла тише. Сер…це её сильно билось. Но боязнь, сопров…ждающая молодые наши проказы, сост…вляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи.
(По А.С.Пушкину)
Назовите произведение, из которого взят данный отрывок.
4. Задание творческого характера: составьте предложение, употребив причастие.
Работа с использованием интерактивной доски.
Прилагательные:
ледяной, худший, глубочайший, пригожий, стеклянный, хороший, летучий.
Причастия:
борющийся, называемые, обрабатываемая, висевший, унесенный, цветущая, заросший, молотый.
(3 балла)
1) Горящий, горевший;
2) знавший;
3) перебежавший, перебегающий;
4) расколотый, колющий.
(2 балла)
Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя. Ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостью. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Сердце её сильно билось. Но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи.
(По А.С.Пушкину)
Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
(3 балла)
Летевшие на юг журавли долго кружили над озером.
(2 балла)
-
Подведение итогов работы: выполнили ли задачи, поставленные в начале урока, что нового узнали, чего достигли.
Рефлексия:
-что я изучал;
-как я работал;
-чего достиг.)
-
Домашнее задание.
Повторить материал параграфа 34, запомнить (выучить) суффиксы причастий, упражнение 388.