- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII вида
Открытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII вида
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кандабарова И.А. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
тема: Повторение изученного по теме
«Имя существительное».
Цель: повторить изменение существительных по изученным категориям.
Задачи:
-
Повторить изменение существительных по родам, числам, падежам, вспомнить склонение имени существительного.
-
Развивать творческую, речевую, мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
-
Воспитывать интерес к русскому языку, взаимовыручку и взаимоподдержку.
Оборудование: раздаточный материал, тетрадь, карточки, шифр темы.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята!
Садитесь!
-В такой прекрасный весенний день
Я очень рада встрече с вами,
Приступим же к работе поскорей,
Надеюсь, дружно справимся с заданиями.
- Но прежде чем к ним перейти, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли ко мне на урок? (на ученических столах заранее приготовлены карточки с изображением солнца и тучки см.Приложение №1)
Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнышко;
А если вы чем-нибудь расстроены, то поднимите тучку.
Сообщение цели:
-
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в одну чудесную страну. А как она называется, вы узнаете, разгадав ребус. Переставьте слоги местами и вы узнаете место, куда мы с вами отправимся.
-
Н
тель
еа листе слово-шифр
Все эти слоги в геометрических фигурах.
тель
е
(см.Приложение №2)
-
Правильно! Страна эта называется «Имя существительное».
Вспомним! - Что такое имя существительное (отвечают дети)
-
Привести пример имени существительного.
-
(На доске карта «Имя существительное»)
-
Посмотрите на карту, чем мы с вами будем заниматься во время путешествия? (ответ детей - повторять всё, что мы изучили об имени существительном).
-
Вы правильно заметили, сегодня мы будем именно повторять все изученные сведения об имени существительном. От вас требуется внимание, аккуратность, терпение и, конечно знание темы и умения ориентироваться в терминологии.
Мотивация:
-
А как вы думаете, для чего нужна такая часть речи, как имя существительное и стоит ли её изучать? (ответ детей - что бы правильно употреблять в речи, она придает конкретность).
-
Правильно, существительное придаёт речи конкретность. Какая бы ни была речь выразительна и красочна, без существительных она потеряет смысл.
-
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Словарная работа
А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете и загадки.
На четырёх колёсах дом,
Так уютно ехать в нём.
Хоть на север, хоть на юг
Отвезёт железный друг.
Правильно, это автомобиль.
Из каких частей состоит слово? (авто и мобиль)
Значение слово - автомобиль, значит движущийся самостоятельно. (см.Приложение №3)
Работа со словарём- записать словарные слова и первое которое мы запишем новое словарное слово.
Автомобиль, здравствуй, север, столица, ученик, пенал, сирень, спасибо, трамвай.
(Один ученик работает у доски)
-
Коллективная работа (проверить с помощью сигнальных карточек см.Приложение №4).
-
Составьте предложение, чтобы слово автомобиль входило в грамматическую основу. (н-р: Автомобиль движется по дороге).
-
Выделить грамматическую основу.
-
Определить род этого словарного слова.
-
Минутка чистописания
-
На таком красивом автомобиле можно ездить только по ровной дороге.
Задание:
Прописать одну строку слово - автомобиль. Запомните правописание и произношение.
Итак, ребята в путь. Работа по теме урока Коллективная выполнение упражнений.
задание №1 Перед нами «Лес друзей». Давайте с вами вспомним, кого и что мы можем увидеть в лесу. Ваша задача распределить данные существительные по степени одушевленности - неодушевленности.(задание выполняется в две колонки 1.Одушевленные 2.Неодушевленные)
Вспомним!
-На какой вопрос отвечают одушевленные существительные? (привести пример)
-На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные? (привести пример).(Дети самостоятельно выполняют задания; коллективная проверка) примером записать по 5 существительных.
А теперь к каждому одушевленному существительному придумайте имена (устно). Как мы называем эти слова (имена - собственные).Записать в тетрадь и подчеркнуть имена собственные. Какие существительные мы относим к именам собственным. Правильно!
Задание №2
Ребята, посмотрите мимо какого красивого старинного замка мы проезжаем (дети читают названия). Почему он называется «Родовой замок существительных»? (ответ детей - здесь живут имена существительные, которые относятся к каждому своему роду). Как мы определяем, какого рода существительное? (ответ детей - с помощью дополнительных слов
- ж.р. - она моя
- м.р. - он мой
- с.р. - оно моё
привести примеры)
У каждого есть карточка с заданием. Но в задании встречаются ошибки. Слова, у которых неправильно определен род выписать, и разобрать по составу.
Женский род
Мужской род
Средний род
Библиотека
Адрес
Подберёзовик
Кораблик
Деревушка
Богатство
Россия
Телефон
Облако
Кораблик, деревушка, подберёзовик.
Коллективно проверить, выходят учащиеся по очереди выписывают слова и разбирают (см.Приложение №5).
Задание №3
Мы подъезжаем к озеру числа существительных. Определите число предлагаемых существительных.
Город, Москва, народы, трамвай,
машины, завод, магазины, метро, шоссе.
Запись слов в два столбика, учащиеся по очереди определяют, комментируют и записывают.
-
Физкультминутка
Все встаньте возле своих парт. Если назову имя существительное собственное - приседайте, если нарицательное - подпрыгивайте.
Москва, друг, лыжи, Илья Муромец, зверь,
Иван Андреевич Крылов, звезда, пенал, ручка,
Волгоград, корова «Зорька», улица Мира, книга, пчела.
Задание №4
А сейчас мы поднимаемся по мосту падежей. Назвать сколько падежей в русском языке, на какие вопросы отвечают. Просклонять существительное мост по падежам.
Задание№5
Ребята перед нами горы склонений. Какого склонения могут быть существительные?
Как мы определяем склонение?
Самостоятельная работа.
Заполни перфокарты поставь знак «+» в нужной колонке.
1 скл
2 скл
3 скл
Капуста
Ночь
Зверь
Мышь
Дерево
Брат
печь
Река
Море
Яблоня
(см.Приложение №6)
Задание №6
Перед нами синтаксическая поляна. Прочитайте слова, которые выросли на каждом из цветков. Составим из них предложение. Сможем мы это сделать? Почему?
Весной на поляне расцвели цветы.
Не хватает предлога -на-. Предлог пишется отдельно, потому что между словом и предлогом можно вставить слово.
Добавьте подходящие по смыслу слово. Запишите предложение. Выделите главные члены предложения.
Итог урока:
-
Какие грамматические категории имени существительного мы повторяли на уроке?
-
Что учились делать на уроке?
-
Оценки за урок.
Рефлексация:
Ребята! Если урок прошёл для вас с пользой и вы усвоили материал весь - поднимите красный кружочек, если частично- жёлтый кружочек, если было что - то трудное - то зелёный кружочек.
Слово учителя:
Спасибо всем за активную работу на уроке. Урок окончен.