Открытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





тема: Повторение изученного по теме

«Имя существительное».

Цель: повторить изменение существительных по изученным категориям.

Задачи:

  • Повторить изменение существительных по родам, числам, падежам, вспомнить склонение имени существительного.

  • Развивать творческую, речевую, мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.

  • Воспитывать интерес к русскому языку, взаимовыручку и взаимоподдержку.

Оборудование: раздаточный материал, тетрадь, карточки, шифр темы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята!

Садитесь!

-В такой прекрасный весенний день

Я очень рада встрече с вами,

Приступим же к работе поскорей,

Надеюсь, дружно справимся с заданиями.

- Но прежде чем к ним перейти, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли ко мне на урок? (на ученических столах заранее приготовлены карточки с изображением солнца и тучки см.Приложение №1)

Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнышко;

А если вы чем-нибудь расстроены, то поднимите тучку.

Сообщение цели:

  • Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в одну чудесную страну. А как она называется, вы узнаете, разгадав ребус. Переставьте слоги местами и вы узнаете место, куда мы с вами отправимся.

  • НОткрытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII вида

    тель

    еОткрытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII видаОткрытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII видаОткрытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII видаа листе слово-шифр

Все эти слоги в геометрических фигурах.

Открытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII видаОткрытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII видаОткрытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII вида

тельОткрытый урок по русскому языку в школе-интернат VIII вида

е

(см.Приложение №2)

  • Правильно! Страна эта называется «Имя существительное».

Вспомним! - Что такое имя существительное (отвечают дети)

  • Привести пример имени существительного.

  • (На доске карта «Имя существительное»)

  • Посмотрите на карту, чем мы с вами будем заниматься во время путешествия? (ответ детей - повторять всё, что мы изучили об имени существительном).

  • Вы правильно заметили, сегодня мы будем именно повторять все изученные сведения об имени существительном. От вас требуется внимание, аккуратность, терпение и, конечно знание темы и умения ориентироваться в терминологии.

Мотивация:

  • А как вы думаете, для чего нужна такая часть речи, как имя существительное и стоит ли её изучать? (ответ детей - что бы правильно употреблять в речи, она придает конкретность).

  • Правильно, существительное придаёт речи конкретность. Какая бы ни была речь выразительна и красочна, без существительных она потеряет смысл.

  • Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Словарная работа

А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете и загадки.

На четырёх колёсах дом,

Так уютно ехать в нём.

Хоть на север, хоть на юг

Отвезёт железный друг.

Правильно, это автомобиль.

Из каких частей состоит слово? (авто и мобиль)

Значение слово - автомобиль, значит движущийся самостоятельно. (см.Приложение №3)

Работа со словарём- записать словарные слова и первое которое мы запишем новое словарное слово.

Автомобиль, здравствуй, север, столица, ученик, пенал, сирень, спасибо, трамвай.

(Один ученик работает у доски)



  • Коллективная работа (проверить с помощью сигнальных карточек см.Приложение №4).

  • Составьте предложение, чтобы слово автомобиль входило в грамматическую основу. (н-р: Автомобиль движется по дороге).

  • Выделить грамматическую основу.

  • Определить род этого словарного слова.

  • Минутка чистописания

  • На таком красивом автомобиле можно ездить только по ровной дороге.

Задание:

Прописать одну строку слово - автомобиль. Запомните правописание и произношение.

Итак, ребята в путь. Работа по теме урока Коллективная выполнение упражнений.

задание №1 Перед нами «Лес друзей». Давайте с вами вспомним, кого и что мы можем увидеть в лесу. Ваша задача распределить данные существительные по степени одушевленности - неодушевленности.(задание выполняется в две колонки 1.Одушевленные 2.Неодушевленные)

Вспомним!

-На какой вопрос отвечают одушевленные существительные? (привести пример)

-На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные? (привести пример).(Дети самостоятельно выполняют задания; коллективная проверка) примером записать по 5 существительных.

А теперь к каждому одушевленному существительному придумайте имена (устно). Как мы называем эти слова (имена - собственные).Записать в тетрадь и подчеркнуть имена собственные. Какие существительные мы относим к именам собственным. Правильно!

Задание №2

Ребята, посмотрите мимо какого красивого старинного замка мы проезжаем (дети читают названия). Почему он называется «Родовой замок существительных»? (ответ детей - здесь живут имена существительные, которые относятся к каждому своему роду). Как мы определяем, какого рода существительное? (ответ детей - с помощью дополнительных слов

- ж.р. - она моя

- м.р. - он мой

- с.р. - оно моё

привести примеры)

У каждого есть карточка с заданием. Но в задании встречаются ошибки. Слова, у которых неправильно определен род выписать, и разобрать по составу.

Женский род

Мужской род

Средний род

Библиотека

Адрес

Подберёзовик

Кораблик

Деревушка

Богатство

Россия

Телефон

Облако

Кораблик, деревушка, подберёзовик.

Коллективно проверить, выходят учащиеся по очереди выписывают слова и разбирают (см.Приложение №5).

Задание №3

Мы подъезжаем к озеру числа существительных. Определите число предлагаемых существительных.

Город, Москва, народы, трамвай,

машины, завод, магазины, метро, шоссе.

Запись слов в два столбика, учащиеся по очереди определяют, комментируют и записывают.

  • Физкультминутка

Все встаньте возле своих парт. Если назову имя существительное собственное - приседайте, если нарицательное - подпрыгивайте.

Москва, друг, лыжи, Илья Муромец, зверь,

Иван Андреевич Крылов, звезда, пенал, ручка,

Волгоград, корова «Зорька», улица Мира, книга, пчела.

Задание №4

А сейчас мы поднимаемся по мосту падежей. Назвать сколько падежей в русском языке, на какие вопросы отвечают. Просклонять существительное мост по падежам.

Задание№5

Ребята перед нами горы склонений. Какого склонения могут быть существительные?

Как мы определяем склонение?

Самостоятельная работа.

Заполни перфокарты поставь знак «+» в нужной колонке.

1 скл

2 скл

3 скл

Капуста

Ночь

Зверь

Мышь

Дерево

Брат

печь

Река

Море

Яблоня

(см.Приложение №6)

Задание №6

Перед нами синтаксическая поляна. Прочитайте слова, которые выросли на каждом из цветков. Составим из них предложение. Сможем мы это сделать? Почему?

Весной на поляне расцвели цветы.

Не хватает предлога -на-. Предлог пишется отдельно, потому что между словом и предлогом можно вставить слово.

Добавьте подходящие по смыслу слово. Запишите предложение. Выделите главные члены предложения.



Итог урока:

  • Какие грамматические категории имени существительного мы повторяли на уроке?

  • Что учились делать на уроке?

  • Оценки за урок.

Рефлексация:

Ребята! Если урок прошёл для вас с пользой и вы усвоили материал весь - поднимите красный кружочек, если частично- жёлтый кружочек, если было что - то трудное - то зелёный кружочек.

Слово учителя:

Спасибо всем за активную работу на уроке. Урок окончен.

© 2010-2022