- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему Бородинское сражение: победа или поражение
Конспект урока на тему Бородинское сражение: победа или поражение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова Д.М. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема «Бородинское сражение-победа или поражение»
____________________________________________________________________
Подготовили: Шелия Татьяна Евгеньевна, учитель истории и обществознания
Макарова Дарья Михайловна, учитель русского языка и литературы
Форма урока: бинарный урок (история и литература)
Класс: 8
Ход урока:
Учитель истории:
- Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают от какого крепкого корня ведут свой род.
Учитель литературы:
«Пойдем, сомкнемся в ратном строе.
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу….»
Учитель истории:
- Я, думаю, вы поняли о каком событии на сегодняшнем уроке пойдет речь.
(Об Отечественной войне 1812 года)
- Сколько лет этому событию мы отмечаем в этом году?
( 200 лет)
Слайд1.
Наш урок посвящается 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Слайд2.
Послушайте высказывания и конкретизируйте тему сегодняшнего урока.
( Бородинское сражение-победа или поражение)
Слайд 3.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о главном сражении Отечественной войны 1812года - Бородинском сражении, определим его итог. Изучение этого события будет проходить с позиции истории и литературы.
Вам предстоит работать в группах, одна из которых будет представлять историю( историки), другая литературу( литературоведы).
Мы будем говорить об одном событии, но использовать разные подходы.
Давайте сформулируем цель урока.
(Показать Бородинское сражение и его итоги, опираясь на исторические и литературные источники)
Слайд 4.
Давайте назовем эти источники и средства.
Учитель литературы:
- Какие средства используют литераторы?
(Литературоведы: поэты и писатели используют различные средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Это позволяет лучше прочувствовать, эмоционально откликнуться на событие)
Учитель истории:
- Какие источники для описания исторического события используют историки?
(Историки: историки предоставляют достоверную информацию, опираясь на документы, статистику, мемуары)
В ходе урока каждая группа должна будет заполнить кластер, одна часть которого посвящена знаниям, другая чувствам, эмоциям, появившимся на уроке.
- Итак, на Бородинском поле столкнулись два гиганта-Наполеон и Кутузов - главнокомандующие войск
Слайд 5.
Историки представляют анкетные данные Наполеона и Кутузова
Учитель литературы:
- Прошу литературоведов представить сценический образ персон.
( представление персон)
- Какими перед нами предстают эти два военачальника? Охарактеризуйте каждого из них …. А по отношению к России?( защитник- завоеватель)
Учитель истории:
- Основное противостояние Франции и России, Наполеона и Кутузова произошло на Бородинском поле. Попросим ход сражения осветить историков.
Слайд 6.
Слайд7
Слайд8
Слайд9
( Рассказ о Бородинской битве)
Из имеющихся документов найдите статистические данные о потерях сторон в битве. Сравните их.
( статистика о потерях, потери примерно равные)
Учитель литературы:
- А теперь давайте посмотрим как картину Бородинской битвы передает в своем стихотворении Поле Бородина М.Ю. Лермонтов. Давайте послушаем стихотворение.
Слайд 10 (Ученик читает стихотворение)
- Какие средства художественной выразительности использует автор для передачи остроты события? (Обсуждение в группе. Ответы литературоведов)
Учитель истории:
- Я снова обращаюсь к историкам. Найдите в предложенных фрагментах отрывки из мемуаров участников Отечественной войны1812года и зачитайте их.
-Созвучны ли эти воспоминания тем стихам, которые мы услышали?
Великая битва завершилась. Каков же был ее итог для России - победа или поражение?
Слайд 11
Учитель истории:
Мнение историков
Учитель литературы:
Мнение литераторов
(Обсуждение в группах, с опорой на свой вид источника. Окончательный вывод к которому должны прийти историки- поражение российской армии, литераторы- победа российского духа)
Учитель литературы:
- А раз это было победой российского духа, то что помогло одержать эту победу?
- Давайте ответим на вопрос, который задал А.С. Пушкин.
Слайд 12
( Всенародный характер войны)
Во славу великому мужеству всего российского народа, которое он проявил в Бородинской битве звучит этот гимн.
Слайд 13 ГИМН!
Проверка кластеров
Учитель истории:
- Давайте проверим кластеры.
( К литературоведам) Что вы с помощью историков узнали на сегодняшнем уроке? ( ответы литературоведов по записям в кластере)
Учитель литературы: (к историкам)
- Какие эмоции вы пережили, какие чувства у вас вызвали литературные произведения, посвященные Отечественной войне 1812года)
Учитель истории:
- Оцените работу друг друга в группе по предложенным критериям.
Учитель литературы и истории (вместе):
- Спасибо, ребята, за работу на уроке!