Конспект урока на тему Бородинское сражение: победа или поражение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Бородинское сражение-победа или поражение»

____________________________________________________________________

Подготовили: Шелия Татьяна Евгеньевна, учитель истории и обществознания

Макарова Дарья Михайловна, учитель русского языка и литературы

Форма урока: бинарный урок (история и литература)

Класс: 8


Ход урока:

Учитель истории:

- Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают от какого крепкого корня ведут свой род.

Учитель литературы:

«Пойдем, сомкнемся в ратном строе.

Пойдем и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу….»

Учитель истории:

- Я, думаю, вы поняли о каком событии на сегодняшнем уроке пойдет речь.

(Об Отечественной войне 1812 года)

- Сколько лет этому событию мы отмечаем в этом году?

( 200 лет)

Слайд1.

Наш урок посвящается 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Слайд2.

Послушайте высказывания и конкретизируйте тему сегодняшнего урока.

( Бородинское сражение-победа или поражение)

Слайд 3.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о главном сражении Отечественной войны 1812года - Бородинском сражении, определим его итог. Изучение этого события будет проходить с позиции истории и литературы.

Вам предстоит работать в группах, одна из которых будет представлять историю( историки), другая литературу( литературоведы).

Мы будем говорить об одном событии, но использовать разные подходы.

Давайте сформулируем цель урока.

(Показать Бородинское сражение и его итоги, опираясь на исторические и литературные источники)

Слайд 4.

Давайте назовем эти источники и средства.

Учитель литературы:

- Какие средства используют литераторы?

(Литературоведы: поэты и писатели используют различные средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Это позволяет лучше прочувствовать, эмоционально откликнуться на событие)

Учитель истории:

- Какие источники для описания исторического события используют историки?

(Историки: историки предоставляют достоверную информацию, опираясь на документы, статистику, мемуары)

В ходе урока каждая группа должна будет заполнить кластер, одна часть которого посвящена знаниям, другая чувствам, эмоциям, появившимся на уроке.

- Итак, на Бородинском поле столкнулись два гиганта-Наполеон и Кутузов - главнокомандующие войск

Слайд 5.

Историки представляют анкетные данные Наполеона и Кутузова

Учитель литературы:

- Прошу литературоведов представить сценический образ персон.

( представление персон)

- Какими перед нами предстают эти два военачальника? Охарактеризуйте каждого из них …. А по отношению к России?( защитник- завоеватель)

Учитель истории:

- Основное противостояние Франции и России, Наполеона и Кутузова произошло на Бородинском поле. Попросим ход сражения осветить историков.

Слайд 6.

Слайд7

Слайд8

Слайд9

( Рассказ о Бородинской битве)

Из имеющихся документов найдите статистические данные о потерях сторон в битве. Сравните их.

( статистика о потерях, потери примерно равные)

Учитель литературы:

- А теперь давайте посмотрим как картину Бородинской битвы передает в своем стихотворении Поле Бородина М.Ю. Лермонтов. Давайте послушаем стихотворение.

Слайд 10 (Ученик читает стихотворение)

- Какие средства художественной выразительности использует автор для передачи остроты события? (Обсуждение в группе. Ответы литературоведов)

Учитель истории:

- Я снова обращаюсь к историкам. Найдите в предложенных фрагментах отрывки из мемуаров участников Отечественной войны1812года и зачитайте их.

-Созвучны ли эти воспоминания тем стихам, которые мы услышали?

Великая битва завершилась. Каков же был ее итог для России - победа или поражение?

Слайд 11

Учитель истории:

Мнение историков

Учитель литературы:

Мнение литераторов

(Обсуждение в группах, с опорой на свой вид источника. Окончательный вывод к которому должны прийти историки- поражение российской армии, литераторы- победа российского духа)

Учитель литературы:

- А раз это было победой российского духа, то что помогло одержать эту победу?

- Давайте ответим на вопрос, который задал А.С. Пушкин.

Слайд 12

( Всенародный характер войны)

Во славу великому мужеству всего российского народа, которое он проявил в Бородинской битве звучит этот гимн.

Слайд 13 ГИМН!

Проверка кластеров

Учитель истории:

- Давайте проверим кластеры.

( К литературоведам) Что вы с помощью историков узнали на сегодняшнем уроке? ( ответы литературоведов по записям в кластере)

Учитель литературы: (к историкам)

- Какие эмоции вы пережили, какие чувства у вас вызвали литературные произведения, посвященные Отечественной войне 1812года)

Учитель истории:

- Оцените работу друг друга в группе по предложенным критериям.

Учитель литературы и истории (вместе):

- Спасибо, ребята, за работу на уроке!

© 2010-2022