Разработка открытого урока Действительные и страдательные причастия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияРазработка открытого урока Действительные и страдательные причастияМинистерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старые Тукмаклы муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан














Методическая разработка открытого урока

по русскому языку в 7 классе по теме

«Действительные и страдательные причастия»




Провела учитель русского языка

и литературы Алимова Н.Т



село Старые Тукмаклы

2013/2014 учебный год

Тема: Действительные и страдательные причастия

Цели:

  • Обучающая: дать понятие о действительных и страдательных причастиях.

  • Развивающая: развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, а также развивать воображение и речь учащихся.

  • Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к книгам, бережное отношение к ним.

Ход урока:

Ι. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Давайте, улыбнемся и подарим друг другу улыбки, ведь улыбка располагает к приятному общению. Садитесь!

-Сегодня на уроке русского языка повторим тему «Причастие» и познакомимся с действительными и страдательными причастиями, научимся их различать

ΙΙ. Повторение изученного материала

1. Фронтальный опрос.

а) Что называется причастием?


Причастие - особая форма глагола, обозначающая

признак предмета по действию, отвечающая на вопросы Какой?

Какая? Какое? Какие?

б) Свойства каких частей речи сочетаются в причастиях?

Морфологические признаки причастия:

сочетание в одном слове свойств имени прилагательного и глагола.



в) Назовите свойства прилагательного у причастия:

  • обозначают признаки предмета по действию и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • согласуются с существительными в роде, числе, и падеже

  • бывают полными и краткими


г) Назовите свойства глагола у причастия:

  • категория возвратности/невозвратности

  • категория времени (прошедшее, настоящее)

  • категория вида (совершенный/несовершенный)

д) Назовите суффиксы причастий.

-ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-,

-енн-, -нн-, -т-, -ем-, -им-, -ом


е) Что называется причастным оборотом? Как определить границы причастного оборота? Слайд 2.


Причастие с зависимыми словами - причастный оборот.

Какое?

Кем?


написанное писателем произведение



  1. «Синтаксическая пятиминутка». слайд 3


По тропинке, которая извивается между скал, мы поднимаемся на площадку.


Задание: замените выделенную конструкцию причастным оборотом, запишите полученные предложения и графически объясните знаки препинания. слайд 4

По тропинке, извивающейся между скал, мы поднимаемся на площадку.

По извивающейся между скал тропинке мы поднимаемся на площадку.

ΙΙΙ. Объяснение нового материала.

-Тема сегодняшнего нашего урока «Действительные и страдательные причастия». Напишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

- Как различить, где причастие действительное, где страдательное? Чтобы лучше понять, в чём разница между такими причастиями, обратимся к предложению: слайд 5

Дети прочитали книгу

Возьмём существительные из этого предложения в качестве определяемых слов и преобразуем глагол «прочитали» в причастие.

Дети (какие?) прочитавшие книгу

Книга, (какая?) прочитанная детьми

Причастие «прочитавшие» обозначает признак того предмета, который сам произвёл действие. Именно поэтому такие причастия называются действительными.

А вот причастие «прочитанная» обозначает признак того предмета, над которым произвёл действие кто-то другой, т.е. испытывает на себе действие другого предмета. Такие причастия называют страдательными.

Откройте учебники на стр. 112, прочитайте правило (Читают)

Как же понять, какое перед нами причастие: действительное или страдательное? На самом деле все очень просто: от страдательного причастия всегда можно задать вопрос кем? или чем? Вспомним, ведь оно обозначает признак того предмета, над которым произведено действие. Например: слайд 6

"книга, прочитанная (кем?) детьми",

"небо, освещённое (чем?) луной".

А от действительных причастий такого вопроса задать нельзя. Например:

Ожидающие пассажиры

Провожающий маму

- У вас на партах карточки с суффиксами причастий. Знание этих суффиксов поможет вам правильно определить вид причастия, справиться с заданиями ГИА и ЕГЭ, в частности это задания А4, А6,А21, В5 ЕГЭ

Действительные причастия

Страдательные причастия

-ущ-,-ющ-, -ащ-, -ящ-

-ом-, -ем-,-им-

-вш-, -ш-

-енн-, -нн-, -т-

ΙV. Закрепление материала:

  1. Найдите в данных предложениях причастия и определите их вид:

слайд 7 а) «Книги - корабли мысли, странствующие (ДП) по волнам времени и бережно несущие (ДП) свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бэкон

слайд 8 б) «Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный (СП) в типографии руками наборщика, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее (ДП),чудесное» . М.Горький

слайд 9 в) «Книги - это переплетенные (СП) люди». А.С. Макаренко

слайд 10 г) «Книги - это имущество, завещаемое (СП) умом человечеству, предназначенное (СП) для передачи из поколения в поколение, на пользу тем, которые со временем родятся». (Джозеф Аддисон)

слайд 11 д) «Человек, любящий (ДП) и умеющий (ДП) читать, - счастливый человек». (К Паустовский)

- О чем эти высказывания? слайд 12

-Основная мысль этих высказываний?

  1. Выборочный диктант. Учащиеся выписывают в два столбика словосочетания: а) с действительными причастиями, б) со страдательными причастиями.

слайд 13

Скошенная рожь, нарисованная картина, ожидающий пассажир, посаженные детьми, бегущие ручьи, темнеющий вдали, распиленные плотником, спящий ребёнок, летящий самолётом, отнятая игрушка, колеблемый ветром, упавший орех.

-А теперь проверьте ваши работы. слайд 14

  1. Упр.294

- выделить суффиксы причастий, определить действительное или страдательное причастие

V. Проверочная работа:

Ι. Найдите словосочетание со страдательным причастием:

1. На пестреющем лугу

2. О движущемся предмете

3. Опавшие с тополя

4. Отнятая игрушка

5. Разлившаяся по небу

ΙΙ. Найдите словосочетание с действительным причастием:

  1. Написанная учеником

  2. Распиленная плотником

  3. Ведущая в парк

  4. Посаженные весной

  5. Опрокинутый котенком

ΙΙΙ. Найдите словосочетания с действительными причастиями:

  1. Проверенная учителем

  2. Плескавшиеся волны

  3. Построенный дом

  4. Покрашенные краской

  5. Летящим самолетом

ΙV. Найдите словосочетания со страдательными причастиями:

  1. Сидящая девочка

  2. Засыпанные аллеи

  3. У потревоженных птиц

  4. Рассказывающие о путешествии

  5. Борющийся за свободу.

VΙ. Подведение итогов слайд 15

-какие причастия называются действительными, какие - страдательными?

VΙΙ. Домашнее задание

упр.295 (305) слайд 16

© 2010-2022