- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русской словесности на тему Притча о блудном сыне
Урок по русской словесности на тему Притча о блудном сыне
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дмитриченко Н.А. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 45
Тема урока: Притча о блудном сыне.
Цель: знать определение и значение притчи, осмысление нравоучения «Притчи о блудном сыне»,
уметь рассуждать, высказывать и обосновывать мысли, показать красоту слова через искусство живописи, уметь ценить заботу родителей.
Обучающая:
-
расширить и углубить понятие о жанре притчи;
-
познакомить учащихся с библейскими притчами;
-
дать понятие о жизненных принципах (по Библии);
-
отработать умение анализировать притчу, выделять основную мысль притчи.
Развивающая:
-
вести работу по развитию речи учащихся: умение показать своеобразие языка притчи при её пересказе, умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях (например, при переносе принципов жизни по Библии на современность);
-
развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по библии;
-
развивать навыки критического мышления, коммуникативные способности, учить сопоставлять, делать выводы и обобщения, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изученному материалу.
Воспитательная:
-
помочь учащимся осознать необходимость жизни по «законам человеческим»;
-
воспитывать у учащихся чувства уважения и любви к людям, сострадания к больным и бедным и т.д.;
-
стимулировать интерес учащихся к всемирной литературе и истории;
-
воспитывать бережное и уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества, воспитание любви к родным, близким.
Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.
Методы: диалогический, работа в группе, частично - поисковый.
Ожидаемый результат:
понимание и осмысление нравоучения притчи: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
Ключевые слова: притча, нравоучение, раскаяние, сожаление, содеянное, прощение, признавать свои ошибки, человек достоин прощения.
Оборудование:
-
«Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы - 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова - Алматы: Атамұра, 2010. - 384 с.
Любовь к родителям - основа всех добродетелей.
Цицерон
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над темой урока.
1. Слово учителя.
-
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о необычной, уникальной книге, книге всех времён и народов - о Библии.
…Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле…
Библия
2. Просмотр кадров из художественного фильма.
-
Предлагаю вам восстановить в памяти основные вехи жизненного пути главного героя этой книги - Иисуса Христа.
-
Какие события из жизни Иисуса Христа отражены в этих небольших отрывках? (беседа по ходу просмотра, дополнения, разъяснения).
3. Чтение учителем стихотворения Г.А. Галина « Мать».
Мать
С какою нежностью покоит на руках
Она своё дитя в задумчивом молчанье!..
На сомкнутых губах лежит печать страданья,
И ласка тихая в опущенных глазах...
С тревогою прижав дитя к груди своей,
В его грядущее она глядит с тоскою,
И хочет мать закрыть беспомощной рукою
Своё дитя от слёз, печали и скорбей...
И в сердце у неё неясная болезнь
Лишиться дорогой, единственной святыни...
Ведь без него весь мир останется пустыней,
А за него она пойдёт на казнь...
4. Беседа.
-
Откуда люди узнали обо всех этих событиях? (Из Библии).
-
Как переводится слово Библия? (Книга).
-
Зачем люди обращаются к Библии? Ответы на какие вопросы они хотят найти в этой книге? (Ответы детей).
-
Из каких частей состоит библия? (Ветхий завет, Новый завет).
-
Что такое завет? («Договор», «союз»).
-
Как по-другому называется Новый завет? (Евангелие).
-
Как переводится слово Евангелие? (Радостная весть).
-
О чём эта весть? Вспомните первые кадры фильма. (О том, что Бог людям обещает свою помощь - он посылает сына, чтобы спасти людей от зла, вывести их к свету «Столетья поплывут из тьмы..., то есть пытается научить людей, как нужно жить правильно).
5. Жанр притчи.
-
В литературе есть произведения, с помощью которых лучше всего учить людей чему-либо поучать, внушать им что-то. Они написаны в жанре притчи.
Запись в тетради:
Притча - это… (сл. 3)
-
Сегодня на уроке мы обратимся к «Притче о блудном сыне». Эту притчу Иисус рассказал своим ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете.
-
Слово «блудный» образовано от слова «блудить», которое имеет 2 значения:
1. Распутничать.
2. Блуждать, бродить. (сл. 4)
6. Просмотр притчи.
7. Беседа.
-
Какой дурной поступок совершает сын? (Сын обижает отца; сын грабит его; покидает его на старости, оставляет одного; сын совершает грех; сын не почитает отца, наносит ему обиду).
-
А как вы понимаете слово грех? (Плохой поступок; смертельная болезнь; ненавидеть друг друга; грех - зло в душе; злые дела, злость на товарища).
-
Как же ведёт сын себя вдали от дома? (Он ведет распутную жизнь; расточает свое богатство; заводит сомнительных друзей).
-
Какой на ваш взгляд он совершает грех? (Он грешен перед отцом, но и перед собой тоже. Он живёт не по совести, поэтому и грешен).
-
А какой была жизнь сына вдали от дома и принесла ли она ему радость?
(Ему было трудно; он много работал и не получал ничего; был голоден; пас свиней и его мучила совесть; он вспомнил отчий дом и всей душой стремился туда, откуда ушел). -
Подтвердите это текстом притчи (…Он прожил все, настал великий голод. Сын пристал к одному из жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней.. Он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему).
-
Как вы думаете, с какой мыслью возвращается сын домой? (Сын раскаивается в своем поступке; ему стыдно перед отцом; он осознал свою вину; он хочет просить прощения).
-
Приведем примеры из текста (…Придя же сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу и скажу: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою…»).
-
Как вы думаете, сын по-настоящему глубоко осознал свою вину? (Сын раскаялся в своих поступках; он хочет искупить свою вину, намерен просить у отца прощения).
-
Итак, сын искренне раскаялся, а прощает ли отец сына? (Он прощает его).
-
Подтвердите словами текста. («… Увидел его отец и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его…»; «…отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите его: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»).
-
Какие нравственные проблемы рассматриваются в притче?
-
Попробуем заглянуть за строки притчи и увидеть, как жил этот молодой человек.
Многие живописцы обращались к теме блудного сына. -
Но сегодня мы рассмотрим только несколько картин. (сл. 6-9)
-
Задания рядам: (сл. 10-11)
-
Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.
-
Отец
Младший сын
Старший сын
Милосердный
Ветреный
Обиженный
Мудрый
Распутный
Жестокосердный
Любящий
Раскаявшийся
Завистливый
Сострадающий
Признавший вину
Умеющий прощать
Задания по вариантам: (сл. 12)
1 вариант: выписать глаголы, относящиеся к младшему сыну.
2 вариант: выписать глаголы, относящиеся к отцу.
Выпишите глаголы в столбик по порядку и сделайте вывод
-
Как вы думаете, чему учит притча? (Учит умению прощать обиды; учит осознавать свои ошибки и раскаиваться в них; учит любить друг друга; учит ценить и уважать родителей; учит искренности, не ложному покаянию, а истинному).
-
Записать в тетрадях первое правило (Правила жизни, принципы жизни, истины...):
«Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности».
-
Какие пословицы о родителях и детях вам знакомы?
-
Богатство родителей - порча детям.
-
Глупому сыну и отец ум не пришьёт.
-
Дурной рыбак - дурные сети, дурная мать - дурные дети.
-
Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
-
Жена с советом, тёща с приветом, а родимая матушка с лаской.
-
Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
-
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
-
Корми сына до поры: придёт пора - сын тебя прокормит.
-
Кто боится, что ребёнок будет плакать, сам заплачет.
-
Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья не увидит.
-
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
8. Просмотр эпизода художественного фильма (притча « О добром самарянине»)
-
Почему рассказ о добром самарянине можно назвать притчей? (есть нравоучение, вывод)
-
Какой?
-
Запишите второе правило: «Любите ближнего своего как самого себя».
IV. Нравственные уроки по священному писанию (сл. 14).
-
Уважай и чти своих родителей за то, что они дали тебе жизнь и воспитали тебя.
-
Словом и делом выражай свое почтение.
-
Будь послушный.
-
Не ропщи на наказание.
-
Вовремя покайся в своих ошибках.
-
В нужде и старости ухаживай и корми их.
V. Рефлексия.
1. Чтение учителем проповеди.
Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:
- Что вы видите? - спросил он.
- Точку, - ответил один.
- Чёрную точку, - подтвердил второй.
- Жирную чёрную точку, - уточнил третий.
Тогда старец заплакал. А ученики удивились и спросили:
- Скажи, учитель, о чём ты так плачешь?
- Я плачу о том, что все мои ученики увидели чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа.
2. Синквейн
-
Притча.
-
Поучительная, интересная.
-
Учит, заставляет задуматься.
-
Сегодня мы анализировали притчу.
-
Мораль.
VI. Домашнее задание.
Стр. 214 - 224 А.Пушкин «Станционный смотритель»