Урок по русской словесности на тему Притча о блудном сыне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: _________________

Класс: ________________

Урок № 45

Тема урока: Притча о блудном сыне.

Цель: знать определение и значение притчи, осмысление нравоучения «Притчи о блудном сыне»,

уметь рассуждать, высказывать и обосновывать мысли, показать красоту слова через искусство живописи, уметь ценить заботу родителей.

Обучающая:

  • расширить и углубить понятие о жанре притчи;

  • познакомить учащихся с библейскими притчами;

  • дать понятие о жизненных принципах (по Библии);

  • отработать умение анализировать притчу, выделять основную мысль притчи.

Развивающая:

  • вести работу по развитию речи учащихся: умение показать своеобразие языка притчи при её пересказе, умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях (например, при переносе принципов жизни по Библии на современность);

  • развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по библии;

  • развивать навыки критического мышления, коммуникативные способности, учить сопоставлять, делать выводы и обобщения, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изученному материалу.

Воспитательная:

  • помочь учащимся осознать необходимость жизни по «законам человеческим»;

  • воспитывать у учащихся чувства уважения и любви к людям, сострадания к больным и бедным и т.д.;

  • стимулировать интерес учащихся к всемирной литературе и истории;

  • воспитывать бережное и уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества, воспитание любви к родным, близким.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Методы: диалогический, работа в группе, частично - поисковый.

Ожидаемый результат:

понимание и осмысление нравоучения притчи: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Ключевые слова: притча, нравоучение, раскаяние, сожаление, содеянное, прощение, признавать свои ошибки, человек достоин прощения.

Оборудование:

  • «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы - 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова - Алматы: Атамұра, 2010. - 384 с.

Любовь к родителям - основа всех добродетелей.

Цицерон

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.


III. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

  • Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о необычной, уникальной книге, книге всех времён и народов - о Библии.

…Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле…
Библия

2. Просмотр кадров из художественного фильма.

  • Предлагаю вам восстановить в памяти основные вехи жизненного пути главного героя этой книги - Иисуса Христа.

  • Какие события из жизни Иисуса Христа отражены в этих небольших отрывках? (беседа по ходу просмотра, дополнения, разъяснения).

3. Чтение учителем стихотворения Г.А. Галина « Мать».

Мать

С какою нежностью покоит на руках
Она своё дитя в задумчивом молчанье!..
На сомкнутых губах лежит печать страданья,
И ласка тихая в опущенных глазах...
С тревогою прижав дитя к груди своей,
В его грядущее она глядит с тоскою,
И хочет мать закрыть беспомощной рукою
Своё дитя от слёз, печали и скорбей...
И в сердце у неё неясная болезнь
Лишиться дорогой, единственной святыни...
Ведь без него весь мир останется пустыней,
А за него она пойдёт на казнь...

4. Беседа.

  • Откуда люди узнали обо всех этих событиях? (Из Библии).

  • Как переводится слово Библия? (Книга).

  • Зачем люди обращаются к Библии? Ответы на какие вопросы они хотят найти в этой книге? (Ответы детей).

  • Из каких частей состоит библия? (Ветхий завет, Новый завет).

  • Что такое завет? («Договор», «союз»).

  • Как по-другому называется Новый завет? (Евангелие).

  • Как переводится слово Евангелие? (Радостная весть).

  • О чём эта весть? Вспомните первые кадры фильма. (О том, что Бог людям обещает свою помощь - он посылает сына, чтобы спасти людей от зла, вывести их к свету «Столетья поплывут из тьмы..., то есть пытается научить людей, как нужно жить правильно).

5. Жанр притчи.

  • В литературе есть произведения, с помощью которых лучше всего учить людей чему-либо поучать, внушать им что-то. Они написаны в жанре притчи.


Запись в тетради:


Притча - это… (сл. 3)

  • Сегодня на уроке мы обратимся к «Притче о блудном сыне». Эту притчу Иисус рассказал своим ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете.

  • Слово «блудный» образовано от слова «блудить», которое имеет 2 значения:

1. Распутничать.

2. Блуждать, бродить. (сл. 4)

6. Просмотр притчи.

7. Беседа.


  • Какой дурной поступок совершает сын? (Сын обижает отца; сын грабит его; покидает его на старости, оставляет одного; сын совершает грех; сын не почитает отца, наносит ему обиду).

  • А как вы понимаете слово грех? (Плохой поступок; смертельная болезнь; ненавидеть друг друга; грех - зло в душе; злые дела, злость на товарища).

  • Как же ведёт сын себя вдали от дома? (Он ведет распутную жизнь; расточает свое богатство; заводит сомнительных друзей).

  • Какой на ваш взгляд он совершает грех? (Он грешен перед отцом, но и перед собой тоже. Он живёт не по совести, поэтому и грешен).

  • А какой была жизнь сына вдали от дома и принесла ли она ему радость?
    (Ему было трудно; он много работал и не получал ничего; был голоден; пас свиней и его мучила совесть; он вспомнил отчий дом и всей душой стремился туда, откуда ушел).

  • Подтвердите это текстом притчи (…Он прожил все, настал великий голод. Сын пристал к одному из жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней.. Он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему).

  • Как вы думаете, с какой мыслью возвращается сын домой? (Сын раскаивается в своем поступке; ему стыдно перед отцом; он осознал свою вину; он хочет просить прощения).

  • Приведем примеры из текста (…Придя же сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу и скажу: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою…»).

  • Как вы думаете, сын по-настоящему глубоко осознал свою вину? (Сын раскаялся в своих поступках; он хочет искупить свою вину, намерен просить у отца прощения).

  • Итак, сын искренне раскаялся, а прощает ли отец сына? (Он прощает его).

  • Подтвердите словами текста. («… Увидел его отец и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его…»; «…отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите его: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»).

  • Какие нравственные проблемы рассматриваются в притче?

  • Попробуем заглянуть за строки притчи и увидеть, как жил этот молодой человек.
    Многие живописцы обращались к теме блудного сына.

  • Но сегодня мы рассмотрим только несколько картин. (сл. 6-9)

  • Задания рядам: (сл. 10-11)

  • Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.


Отец

Младший сын

Старший сын

Милосердный

Ветреный

Обиженный

Мудрый

Распутный

Жестокосердный

Любящий

Раскаявшийся

Завистливый

Сострадающий

Признавший вину

Умеющий прощать

Задания по вариантам: (сл. 12)

1 вариант: выписать глаголы, относящиеся к младшему сыну.

2 вариант: выписать глаголы, относящиеся к отцу.

Выпишите глаголы в столбик по порядку и сделайте вывод


  • Как вы думаете, чему учит притча? (Учит умению прощать обиды; учит осознавать свои ошибки и раскаиваться в них; учит любить друг друга; учит ценить и уважать родителей; учит искренности, не ложному покаянию, а истинному).

  • Записать в тетрадях первое правило (Правила жизни, принципы жизни, истины...):

«Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности».


  • Какие пословицы о родителях и детях вам знакомы?


  • Богатство родителей - порча детям.

  • Глупому сыну и отец ум не пришьёт.

  • Дурной рыбак - дурные сети, дурная мать - дурные дети.

  • Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

  • Жена с советом, тёща с приветом, а родимая матушка с лаской.

  • Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.

  • К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

  • Корми сына до поры: придёт пора - сын тебя прокормит.

  • Кто боится, что ребёнок будет плакать, сам заплачет.

  • Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья не увидит.

  • Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

8. Просмотр эпизода художественного фильма (притча « О добром самарянине»)

  • Почему рассказ о добром самарянине можно назвать притчей? (есть нравоучение, вывод)

  • Какой?

  • Запишите второе правило: «Любите ближнего своего как самого себя».

IV. Нравственные уроки по священному писанию (сл. 14).


  • Уважай и чти своих родителей за то, что они дали тебе жизнь и воспитали тебя.

  • Словом и делом выражай свое почтение.

  • Будь послушный.

  • Не ропщи на наказание.

  • Вовремя покайся в своих ошибках.

  • В нужде и старости ухаживай и корми их.

V. Рефлексия.

1. Чтение учителем проповеди.
Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:
- Что вы видите? - спросил он.
- Точку, - ответил один.
- Чёрную точку, - подтвердил второй.
- Жирную чёрную точку, - уточнил третий.
Тогда старец заплакал. А ученики удивились и спросили:
- Скажи, учитель, о чём ты так плачешь?
- Я плачу о том, что все мои ученики увидели чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа.

2. Синквейн

  1. Притча.

  2. Поучительная, интересная.

  3. Учит, заставляет задуматься.

  4. Сегодня мы анализировали притчу.

  5. Мораль.

VI. Домашнее задание.

Стр. 214 - 224 А.Пушкин «Станционный смотритель»





© 2010-2022