Конспект урока по теме Синтаксические синонимы, 7 кл

План-конспект урока русского языка в 7 классе                          Программа углубленного изучения предмета под ред. В.В.Бабайцевой; Тема: Синтаксические синонимы Цели: 1.Активизировать ранее изученный материал из разделов «Причастие», «Деепричастие», «Предлог»,   исследовать явление синтаксической синонимии в русском языке.           2. Развивать умение подбирать синтаксические синонимы, предупреждать ошибки в употреблении синтаксических синонимов, формировать исследовательские навыки в работе учащихся, закрепить пунктуационные и орфографические навыки, обогатить синтаксический строй детской речи.          3. Воспитывать лю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кандабарова Е.В., учитель МОУ «СОШ № 4 г. Валуйки Белгородской области»

План-конспект урока русского языка в 7 классе

Программа углубленного изучения предмета под ред. В.В.Бабайцевой; УМК:

  • Учебник «Русский язык. Теория. 5-11 классы» (автор В.В.Бабайцева);

  • Сборники заданий для 5, 6-7, 8-9, 10-11 классов (авторы В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд, О.А.Сальникова и др.);

  • Рабочие тетради для каждого класса (авторы В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, А.В.Глазков, М.И.Сергиенко и др.)

Тема: Синтаксические синонимы

Цели: 1.Активизировать ранее изученный материал из разделов «Причастие», «Деепричастие», «Предлог», исследовать явление синтаксической синонимии в русском языке.

2. Развивать умение подбирать синтаксические синонимы, предупреждать ошибки в употреблении синтаксических синонимов, формировать исследовательские навыки в работе учащихся, закрепить пунктуационные и орфографические навыки, обогатить синтаксический строй детской речи.

3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Форма урока: урок-исследование

Оформление: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, опорная схема, тесты

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

1) Мобилизирующий этап

-Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок-исследование. Перед тем, как приступить к работе, давайте определимся: что значит «исследовать» и что мы будем исследовать.

( Исследовать-рассмотреть с научной точки зрения, подвергнуть научному изучению)

- С точки зрения какой науки мы будем рассматривать объект нашего исследования? ( с точки зрения лингвистики-науки о русском языке)

ИД: По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.

По темному небу, усеянному тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.

- Сравните два предложения! Определите структуру!

( 1- е предложение - СПП, 2-е - ПП с причастным оборотом)

-Как называются такие синтаксические конструкции?

( синтаксические синонимы)

- Итак, в поле нашего зрения - синтаксические синонимы. Это и есть тема нашего урока

(запись темы в тетрадь)

2) Целеполагание

- Что предстоит нам сегодня усвоить? Чему научиться? Что осмыслить? Давайте определим цели сегодняшнего урока!

ИД: (по опорным словам) Исследовать…(такое явление в русском языке, как синтаксические синонимы)

Научиться различать…(синтаксические синонимы)

Использовать…(синтаксические синонимы в устной и письменной речи)

- Итак, что же это за явление - синтаксические синонимы, какие синтаксические синонимы есть в русском языке, в чем особенность употребления синтаксических синонимов в речи - в этом и многом другом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.

- У нас урок- исследование, а значит, мы будем использовать различные методы научной работы: наблюдение, эксперимент, лабораторный практикум.


  1. Основной этап урока.

Субъективация деятельности учащихся при работе над практическим материалом.

- Русский язык располагает достаточно большим объемом синтаксических синонимов. С некоторыми структурами мы знакомились в ходе изучения тем в текущем учебном году. Какие это темы?

( «Причастие», «Деепричастие», «Предлог»)

1) Синтаксические синонимы СПП - ПП с причастным оборотом

- К этим конструкциям мы обратились на начальном этапе урока. Вернемся к ним и поговорим подробнее! (внимание на интерактивную доску (ИД)

- Почему эти два предложения можно считать синтаксическими синонимами?

( 1-е и 2-е предложения несут одинаковую информацию: в каждом дается определение ночного неба: По темному небу (какому?), которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.

По темному небу (какому?), усеянному тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.)

- А структура предложений одинакова?

(нет: 1-СПП, 2- ПП с причастным оборотом)

- Докажите разнооформленность схематично!(2 человека - у доски, остальные- на местах в тетрадях)

Д: …х, (которое…), … СПП

…х, , … ПП с причастным оборотом

- Итак, выделим критерии синонимичности! Когда же два предложения можно считать синтаксическими синонимами?

ИД: Критерии синонимичности

  1. Сходство в лексическом значении

  2. Различная структура

2) Задание (по группам, на карточках)

Карточка №1

1. Замените придаточную часть причастным оборотом.

Нет н..чего прекраснее беспредельного моря, которое залито лу(н, нн)ым светом.

Калиныч отворил нам избушку, которую кто(то) украс..л пучками сухих душистых

2.Произведите замену причастных оборотов придаточными предложениями.

Впереди ра(с, сс)т..лалась большая болотистая р..внина, покрытая изжелта-бурой травой.

Большое дерево, лежавшее на земле, загораж..вало путь.

( 2 ученика работают у доски, составляют только схемы;

Внимание! Знаки препинания и орфограммы)

3) Стилистические различия. «Сборник заданий» В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, упр.813

( работа по заданию)

-Вывод? ( Конструкции с причастными оборотами более книжные, а в разговорной речи мы чаще используем СПП, потому что они не так трудно проговариваемы.)

- Вспомните слова А.С.Пушкина! (см. «Теория», с.241)

4) Результаты лингвистического эксперимента (выступление группы учащихся с презентацией )

- Вывод? В чем еще состоит различие синтаксических синонимов? Какой еще критерий синонимичности можно выделить?

( отдельная доска- 3. Стилистические различия)

5) Роль синтаксических синонимов в речи.

- Зачем нужны синтаксические синонимы? Чем может быть вызвана замена конструкций?

( чтобы избежать повторов, однообразия конструкций при написании творческих работ, чтобы избежать громоздкости)

-Давайте заглянем в лабораторию редактора. Перед вами предложения, нуждающиеся в правке. Попробуйте путем подбора синтаксических синонимов сделать речь более правильной.

( задание по группам на карточках)

Карточка №2


  1. Окна выходили в сад, который спускался к небольшому пруду, в

котором водилось много рыбы .(Внимание! 2-е придаточное)

В доме размещалось множество комнат, обставленных старинной

мебелью, купленной у коллекционера-антиквара, вынужденного продавать ее за бесценок.

2. Машина, которая показалась из-за поворота, быстро приближалась к заправке, которая располагалась слева от трассы.

На столе стоял букет цветов, наполнявший ароматом комнату, имевшую праздничный вид.

6) Наблюдение над языком.

(Перед каждым - карточка №3; работают в группах по 4 человека)

Карточка №3

1.Окончив седьмой класс на одни пятерки, сын получил от отца в подарок велосипед.

Когда сын окончил седьмой класс на одни пятерки, он получил от отца в подарок велосипед.

2. по окончании университета он уехал работать в другой город.

Он уехал работать в другой город, когда окончил университет.

3. Брат сказал: «На улице холодно»

Брат сказал, что на улице холодно.

- Сопоставьте предложения! Являются ли эти конструкции синонимичными? Докажите! В чем отличие?

( В синонимичные отношения вступают следующие конструкции:

СПП и ПП с деепричастным оборотом

СПП и ПП с предложным сочетанием

СПП и предложения с ПР)

- А что можно сказать о рассматриваемых конструкциях с точки зрения употребления в стилях речи?

( СПП- в любом стиле, ПП с деепричастными оборотами- в основном в книжной речи, ПП с предложными сочетаниями- в официально-деловом стиле)

7) Задание на отработку техники подбора синтаксических синонимов в порядке лингвистического эксперимента.

(на карточке, которая разделена на две части; вторую заполняют учащиеся)

1. Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах какой-то шорох.

Охотники, услышав в кустах какой-то шорох, вздрогнули и оглянулись.

2. Отдохнув и утолив жажду, путешественники двинулись дальше.

Когда путешественники отдохнули и утолили жажду, они двинулись дальше.

3. По истечени.. срока отпуска он вернулся на завод.

Когда истек срок отпуска, он вернулся на завод.

4. Вход в зрительный зал будет разрешен, если будет предъявлен билет.

Вход в зрительный зал будет разрешен по предъявлени.. билета.

5. Когда взошло солнце, мы двинулись в путь.

---

Внимание! 1. Сначала выполняются задания 1, 2 и проверяются.

  1. Перед выполнением задания 3- обращение к опорной схеме.

Дат.п.- ю( значение условия)

ПО

Предл.п - и ( значение времени)

3. Ссылка на задания в ЕГЭ

4. При выполнении задания 5 обращается внимание на грамматические нормы русского языка.

4.Этап обобщения знаний. Выполнение тестовых заданий на ИД

(по группам)

Тест №1

  1. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить деепричастным оборотом?

  1. Гуси шумно садятся на воду, когда прилетают на место.

  2. Когда лось раздвинул мелкие льдинки, он быстро подплыл к берегу.

  3. Когда мы вернулись домой, было уже поздно.

  4. Грачи бестолково шумят, когда укладываются на ночлег

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвратившись из поездки,

  1. произошел интересный случай.

  2. мы поделились впечатлениями с друзьями.

  3. мне не спалось.

  4. надолго запомнились интересные встречи в пути.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Благодаря отцу я и сестра знаем иностранные языки.

  2. По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.

  3. Дорогой Иван Павлович, мы все очень скучаем по Вас.

  4. По прибытию на место службы я отправился к коменданту.

  1. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

  2. Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

  3. Есть на белом свете края, к которым так стремятся перелетные птицы.

  4. Вышла из печати новая книга, которую написал известный ученый.

Тест №2

1.В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить деепричастным оборотом?

1) Если не освоил предыдущего, не берись за последующее.

2) Гулливер снял свой кафтан, потому что боялся повредить его краями крыши домов.

3) После того как ученики закончили проверку диктанта, учитель собрал тетради.

4) кот стал урчать и облизываться, когда сытно пообедал рыбкой.

2.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над сочинением,

  1. сначала составляется план.

  2. не отвлекайтесь.

  3. вас ничто не должно отвлекать.

  4. вам нужны будут дополнительные материалы.

3.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По прибытии поезда мы отправились в центр города.

2) Вопреки моему желанию, они познакомились.

3) Мы приехали на банкет по приглашении юбиляра.

4) Он уехал согласно предписанию.

4.В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

1) Из расселины, которая превратилась в небольшой овраг, бьет ключ.

2) В крайнем доме, которым кончается деревня, горел свет.

3) Над морем, которое спокойно вздыхало, висело огромное солнце.

4) Сотни людей глазели на обезьяну, которая уселась на самом коньке крыши.

(проверка - ключ)

  1. Подведение итогов урока.

- Итак, какие синтаксические конструкции можно считать синонимичными?

- Какие критерии мы выделили?

( Д: 1. Сходство в значении

2. Различие в структуре.

3. Стилистические отличия.)

- Какова роль синтаксических синонимов в речи?

( правильность речи, богатство речи)

-Какие предложения можно считать синтаксическими синонимами?

- А теперь попробуйте каждый сделать вывод для себя, подвести итог сегодняшней работы на уроке.

Д: Я понял, что…

Я научился…

Я узнал, что…

Я подготовился…

Я повторил…

- Сегодня на уроке получают оценки…


  1. Домашнее задание : П- упр. 817, 915

  2. Рефлексия.

ИД: Тема усвоена полностью

Требуется повторение

Тема не усвоена

(учащиеся делают свой выбор)

(Приложение)









РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (текст к слайдам презентации)

1.Исследовательской группой в составе 3 человек был проведен лингвистический эксперимент по теме « Использование в текстах разных стилей речи синтаксических синонимов: СПП и ПП с причастными и деепричастными оборотами»

2.Цель эксперимента: 1) Изучить языковой материал.

2) Выявить частотность употребления в разных стилях речи ( художественном, публицистическом, разговорном) СПП и ПП с причастными и деепричастными оборотами.

3) Определить сферу употребления синтаксических синонимов.

3.Языковой материал : рассказ И.Т.Тургенева «Бежин луг», материалы газеты «Валуйская звезда», разговорная речь учащихся 7 «Б» класса на школьных переменах.

Экспертной группой был исследован синтаксический строй языка И.С. Тургенева на примере его рассказа «Бежин луг».

Чтение произведения занимает час. мин. Великий русский писатель, создавая великолепные пейзажные зарисовки, описывая душевное состояние героя, повествуя о крестьянских ребятишках, встреченных им в ночном, на протяжении рассказа раз употребляет причастные и раз деепричастные обороты. И раз- СПП как синонимичные названным конструкциям.

4. В течение час. мин. Нами исследовались статьи в газете «Валуйская звезда». Авторы публикаций в случаях из употребляют предложения с причастными и деепричастными оборотами.

5. В продолжение нескольких дней члены экспертной группы наблюдали за речью одноклассников на переменах и во внеурочное время, на что было потрачено час. мин. Исследования показали, что ученики 7 «Б» класса в разговорной речи практически не употребляют причастных и деепричастных оборотов, хотя на уроках, отвечая учебный материал, используют в речи названные конструкции.

Персонажи тургеневского «Бежина луга» в своих ночных рассказах употребляют в основном ПП, ПП с однородными членами, неполные предложения. СП встречаются редко.

6. Результаты эксперимента:

1) СПП употребляются в любом стиле речи с приблизительно одинаковой степенью частотности.

2) Предложения с причастными и деепричастными оборотами свойственны в основном книжной речи: используются в художественном и публицистическом стилях.

3) В разговорной речи семиклассников конструкции с причастными и деепричастными оборотами малоупотребительны, что объясняется тем, что они громоздкие и трудно проговариваются.


  1. В разговорной речи мальчиков из рассказа Тургенева и ребят из 7 «Б» класса наиболее часто употребляются следующие синтаксические конструкции: ПП, ПП с однородными членами, неполные предложения, предложения с обращениями и вводными словами.


© 2010-2022