Конспект урока развития речи Подготовка к сочинению по воображению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок подготовки к сочинению по воображению.

Урок - речевой тренинг в 8 классе.

Цель:

  1. подготовить учащихся к составлению своего текста лирической миниатюры по воображению;

  2. развивать воображение, ассоциативное, творческое, критическое мышление;

развивать стратегическое мышление через анализ текста, совершенствовать навыки работы в группе, информационно-коммуникативные компетенции;

  1. вызвать интерес к жизни слова в тексте, формировать культуру выступления.

Использованы репродуктивный, рецептный, продуктивный методы.

Приемы моделирования, прогнозирования темы, приемы работы с словом.

Оборудование: медиааппаратура, музыкальное произведение, репродукции картин И. Левитана, Айвазовского «Лунная ночь».

Дидактический материал: текст лирической миниатюры В.Астафьева «Лунный блик», стихотворения И.Бунина «Багряная печальная луна», К.Бальмонта «Когда луна сверкнет во мгле ночной», фрагменты стихотворений русских поэтов.

Наблюдая за словами, не престаешь удивляться его возможностям передавать бездну глубоких мыслей, сверкать в произведениях всеми цветами смысловой и эмоциональной радуги, чудесному свойству жить полно и многогранно. Да, слово живет в творениях мастеров. Великое ремесло - вдохнуть в него душу. Вот эту науку мы постигаем с рождения. И сегодня посвятим урок речетворчеству. А какое творчество без вдохновения? А вдохновение нам дарит музыка.

Внимательно слушайте музыкальное произведение Бетховена «Лунная соната» и рисуйте в воображении картину, созданную композитором. Затем в течение 5 минут опишите услышанное, да так, чтобы под вашим пером родился образ, живой, художественный.

Звучит музыка. Идет работа по воображению прослушанного.

Словесное рисование музыкальной картины.

Чтение и оценивание самостоятельных работ учащихся.

Рефлексия для мотивации.

Кому удалось создать живой художественный образ без подготовки?

Смогли ли мы реализовать свои творческие возможности так, чтобы сами остались довольны? Почему нет?

Выход на тему урока. Подготовка к сочинению по воображению.

Комментирование темы.

А что это значит? Значит необходимо пристальное внимание к тексту талантливых авторов как к образцу совершенного владения словом, к их речетворчеству.

А какое слово будет предметом нашего разговора? Угадайте по стихотворной строке:

Над нами лик склоняется Гекаты,

Нам лунной Греции цветут сады.

Что означает слово Гекаты или Селены? Слово луна.

Я вам предлагаю вот какой план тренинга. Посмотрите на него и скажите, он вам поможет при работе с текстом. Если что-то непонятно, задайте вопросы.

Изучение плана работы.

План.

Работа со словом:

  1. выявление лексического значения

  2. этимологического значения,

  3. мифологического значения

  4. символического значения,

  5. ассоциативного значения,

  6. перцептивного значения,

  7. художественного значения

Работа с текстом:

  1. составление восприятия текста,

  2. определение темы,

  3. определение идеи,

  4. анализ лексики,

  5. анализ ИВС,

  6. анализ синтаксиса,

  7. анализ композиции,

  8. определение чувств, настроения автора.

Составление критерий оценивания сочинения.

Мною были даны опережающие индивидуальные задания по выявлению значений слова луна.


  1. Выступление учащихся с результатами исследования значений слов по словарям. Сжатое изложение информации в тетрадях остальными учащимися в виде заполнения карты-речекреатива.

1.Лексическое и этимологическое значения слова луна.

2. Мифологическое значение слова.

3. Символическое значение слова.

Примерные ответы.

Лексическое значение слова.

Луна.

1.Небесное светило, естественный спутник Земли, светящийся отраженным солнечным светом.

2.Спутник любой планеты.

Из словаря В.И.Даля.

Луна, спутник Земли, небесное тело, которое ходит вокруг земли, иногда принимается за меру времени в четыре недели.

На луну Каин убивает Авеля; брат закалывает брата вилами. Ясная, круторогая луна, зимой к стуже, летом к ведру. Красноватый круг около луны, скоро пропадающий, к ведру, два таких круга, или один тусклый, к морозу; красный к ветру, прерванный, к снегу.

Символическое значение слова. Из словаря символов Тресиддер Дж.

Луна.

Изобилие, циклическое обновление, возрождение, оккультная сила, изменчивость, интуиция и эмоции. Древние измеряли по циклам луны время, определяли наступление приливов и отливов, каким будет будущий урожай.

Луна стала выразительным космическим образом земных циклов в животном и растительном мирах (рождения, роста, старения, смерти, возрождения).

Мифологическое значение в мифологическом словаре.

Луна - небесное светило, устойчиво связанное с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни. По болгарским верованиям, солнце и луна движутся в разных направлениях; луна- справа налево, то есть против солнца, так как чертят круг в черной магии.

Лунный свет считался у всех славян опасным и вредным. Сербы и македонцы считали, что луна «пьет» жизнь человека.

Славянская мифология. Энциклопедия.

«Мифология» БЭС

Луна - в римской мифологии богиня ночного света.

Геката - в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений, чародейства. Дочь титанидов Перса и Астрии. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Она покровительствует охоте, пастушеству, общественным занятиям человека.

Геката - ночная страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. Богиня колдовства, бродит среди могил и выводит призраки умерших

Она - и мрак, и лунная богиня, близкая Селене.

Селена (в греч. мифологии) в римской- Диана - олицетворение луны.


  1. Фронтальная работа по активизации творческого воображения - выявление ассоциативного значения слова. Сжатое изложение полученной информации в тетрадях остальными учащимися в виде заполнения карты-речекреатива

Самое таинственное, поэтическое слово при одном упоминании вызывает определенную реакцию человеческого организма, его мыслей и чувств.

1. Что напоминает слово луна? Что человек при повторении слова вспоминает?

Попробуйте несколько раз про себя произнести слово луна и запомнить те картины, что перед вашими глазами живо встает.

Свидание, зимняя дорога, русалка, море……..

Расширим поле нашего слова, обратившись к репродукциям произведений живописи Левитана, Айвазовского.

2. Просмотр репродукций и пополнение ассоциативного поля слова луна самостоятельно письменно словами из ряда слов предметной ассоциации.

3. Поиск звуковых, цветовых ассоциаций. Наполним слово луна цветом, звуком, характером…

Цвет бледная, багряная, серебряная, яркая, тусклая ….

Звук тишина, всплеск волн, вой…

Характер печальная, угрюмая, зловещая, застенчивая…

  1. Выявление художественных значений слова луна. Сжатое изложение полученной информации в тетрадях остальными учащимися в виде заполнения карты-речекреатива

Задание.

А где мы найдем художественные значения слова луна? В художественной литературе.

Послушайте произведения русских поэтов, найдите в них художественные речевые формулы и зафиксируйте их в карте-речекреативе.

Выразительное чтение наизусть подготовленными учениками стихотворений И.Бунина «Когда луна сверкнет во мгле ночной»,

К. Бальмонта «Багряная печальная луна».

Багряная печальная луна

Висит вдали, но степь еще темна,

Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,

И над болтом красный сумрак реет.

Уж поздно - и какая тишина!

Мне кажется, луна оцепенеет:

Она как будто выросла со дна

И допотопной розою краснее.

Но меркнут звезды. Даль озарена,

Равнина вод на горизонте млеет,

И в ней луна столбом отражена,

Склонив лицо прозрачное, светлеет

И грустно в воду смотрится она. 1902год. И. Бунин.

Проверка выполненного задания. Оценивание. Рефлексия.

Задание для самостоятельного выполнения в группах.

Прочитайте самостоятельно в группах стихотворения Н.Рубцова, Б.Пастернака, Ф.И.Тютчева «Шепот…», В.Набокова, И.Северянина, С.Есенина и выпишите речевые формулы образа луны.

Свет луны ночами тонок,

Берег светел по ночам,

Море тихо, как котенок,

Все скребется о причал…(Н.Рубцов)

Смеркается, и постепенно

Луна хоронит все следы

Под белой магиею пены

И черной магией воды. (Б.Пастернак)

Мы пели в поле, и луны

Блуждало блещущее диво.

Былинки были так бледны,

Так колебались боязливо. (В.Набоков)

Пропитались все растенья соловьями

И гудели, замирая, как струна.

А в воде - в реке, в пруде, в озерах, в яме-

Фонарями разбросалася луна. (И.Северянин)

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмошная луна

На полу кружевные узоры. (С.Есенин)

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из разных лет. (С.Есенин)

Какие образы вам запомнились?

Что поразило вас в приведенных описаниях?

Какие образы вам хотелось бы запомнить?

Проверка. Речевые формулы образа луны проецируются на доску в слайде.


  • багряная печальная луна висит,

  • теплый отблеск сияет,

  • допотопной розою краснеет

  • светлеет, грустно смотрится

  • сверкнет во мгле ночной,

  • бледное сиянье,

  • говорит молчанье, серпом,

  • свет луны тонок,

  • луна хоронит следы,

  • блуждало блещущее диво,

  • лимонный лунный свет,

  • фонарями разбросалося луна,

  • взбалмошная луна

Какими речевыми формулами вы можете пополнить наши карты - речекреатива? Поделитесь своими находками.

Оценивание работы. Рефлексия.


  1. Работа с художественным текстом как художественным целым, где все имеет смысл, всякая взаимосвязь, взаимодействие, любая деталь. Анализ текста выявление смысла взаимодействий слов.

Цель: изучить законы взаимодействий слов, их жизни в тексте как в художественном целом, учиться строить художественную речь.

А теперь мы обратимся к художественному тексту как к сокровищнице самых неожиданных и уникальных образов, как к образцу речетворчества.

  1. Выразительное чтение текста В.Астафьева «Лунный блик».

  2. Работа в группах.

Я предлагаю поработать в группах.

Задания для групп.

1 группе.

Опишите картину, которая мысленно представляется при чтении миниатюры.

Определите тему текста по ключевым словам.

Определите идею текста.

2 группе.

Какие контекстуальные синонимы автор использует? С какой целью?

Что обозначает лунный блик?

Почему произведение так названо?

3 группе.

Какие лексические изобразительно выразительные средства автор использует?

Какова их роль в тексте?

4 группе.

Как строится текст?

В чем целесообразность такого построения7

5 группе.

Почему автор использует безличные предложения?

С какой целью используются предложения с однородными членами ?

6 группе.

Каков стиль текста?

Укажите признаки данного стиля?

Текст для анализа.

Лунный блик.

Ночью впереди теплохода на гладкой воде, росчерком играл лунный блик.

Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал ящеркой.

Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.

И было в той картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разведаешь и постигнешь вечную загадку бытия. В.Астафьев.

3. Отчет по выполненной работе. Выступления групп.

Примерные ответы учащихся.

1 группы.

По ночной реке плывет теплоход. Погода тихая, спокойная, и на гладкой воде играет лунный блик - отражение луны. За игрой лунного блика наблюдает стоящий на носовой части палубы человек. Лицо его задумчиво. Чувствуется, что человек этот погружен в глубокие раздумья.

В тексте говорится и об игре лунного блика на гладкой воде, разрезаемой теплоходом. Ключевые слова ( лунный блик, теплоход, отблеск далекой луны) вызывают в человеке глубокие раздумья о смысле жизни, о загадке бытия, которую невозможно разгадать, но очень заманчиво размышлять о том.

2 группы.

Нас заинтересовало слово БЛИК, почему автор использует именно его, когда в русском языке есть синонимы: отблеск, отсвет. В толковом словаре мы нашли такое объяснение. БЛИК - «отражение светового пятна на поверхности чего- либо движущегося, передвигающегося». Действительно, для автора важно изобразить движение, игру света. Нам показалось не случайным сочетание двух основных образов БЛИКА и ТЕПЛОХОДА, предметов не из одного похожего ряда, и слов, совершенно стилистически несочетаемых. Может быть, автор хочет подчеркнуть, что вечное в мире, нежное, неземное, как блик, тайное, загадочное, сосуществует с грубым, человеческим, огромным, страшным. Автор использует контекстуальные синонимы, здесь их можно назвать перифразами: лунный блик, живая тень, отблеск далекой луны, для того чтобы создать многогранный образ, для того чтобы связать в целое его детали.

3 группы.

Самым частыми тропами в тексте являются метафоры-сравнения играл, серебрился, зеленел, прыгал, убегал, бежал, опережал. Автор использует их для создания яркого живого образа лунного блика. Благодаря этим ИВС нам представляется блик как озорное дитя, резвое создание, беспечное, беззащитное, трогательное существо. Слово ИГРАЛ используется в тексте 2 раза в двух значениях:

  1. быстро передвигался в разных направлениях.

  2. сверкал.

Оно сочетается со словами РОСЧЕРКОМ, что обозначает быстро двигаясь, принимал форму длинной черты с завитками. Быстрые изменения формы блика передано сравнениями: извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Таким образом, автор создает живой неповторимый образ в движении.

4 группы.

Текст состоит из 4 частей.

В 1-ой части микротема - лунный блик играл впереди теплохода.

Во 2 части - ожидалось: теплоход вот-вот сомнет.

В 3 части - отблеск далекой луны. Отблеск далекой луны бежал и бежал пред теплоходом.

В 4 части - эта ночная картина.

Описание лунного блика сменяется описанием состояния человека, снова следует описание блика, заканчивается текст размышлением.

Такое построение текста помогает автору придать ему философский характер, миниатюра о смысле бытия, о вечном и временном, о жизни и смерти. О состоянии человека перед лицом бытия.

5 группы

В тексте 5 предложений. Из них 3 « простые, осложненные.

Особой выразительностью и эмоциями проникнуты безличные предложения.

Предложение - Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны…-кульминация в движении событийной мысли. Это предложение, как и все безличные предложения, призвано выразить состояние страстного ожидания неминуемого, состояния полной поглощенности происходящим.

4 предложение присоединяется к 3 предложению противительным союзом НО; в нем излагается то, что происходит вопреки ожиданиям. Можно было бы закончить произведение на этом. Это было бы оправдано, но невыразительно.

Автор далее противопоставляет 2 картины, 2 образа: отблеск луны бежит без усилий, теплоход движется, напряженно работая. Жизнь - противоборства, противостояния. Описательный оборот с союзом И «И было в той картине…» возвращает нас к заглавию и началу миниатюры, текст получает композиционную завершенность.

6 группы

Стиль миниатюры художественный, в ней нарисована яркая, запоминающаяся картина природы, вызвавшая глубокие раздумья автора о смысле жизни, использованы ИВС. Основная задача автора создать художественный образ лунного блика.

4. Работу групп оценивает экспертная группа учащихся.

  1. Составление критерий оценивания будущих домашних работ, сочинения-миниатюры.

    • Соответствие темы и идеи содержанию текста.

    • Создание живого художественного образа в развитии.

    • Разнообразие синтаксических конструкций.

    • Композиционная стройность и целесообразная продуманность.

    • Выражение чувств, настроения автора.

    • Правильность и выразительность речи.

    • Единство стиля.

  2. Рефлексия.

Сможете ли вы написать сочинение, опираясь на карту-речекреатив и критерии оценивания письменной работы?

Что вам понравилось?

Что было трудно в работе?

Достигли ли мы цели урока?


  1. Домашнее задание.

Дифференцированные задания.

1.Написать сочинение «В облаках задумалась луна»

2. Написать сочинение по воображению и озаглавить.

3. Письменный анализ текста «Река цветов» М.Пришвина.

Приложение к уроку.

Когда луна сверкнет во мгле ночной

Своим серпом, блистательным и нежным,

Моя душа стремится в мир иной,

Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

К лесам, к горам, к вершинам белоснежным

Я мчусь в мечтах, как будто дух больной,

Я бодрствую над миром безмятежным,

И сладко плачу, и дышу-луной.

Впиваю это бледное сиянье,

Как эльф, качаясь в сетке из лучей,

Я слушаю, как говорит молчанье.

Людей родных мне далеко страданье,

Чужда мне вся Земля с борьбой своей,

Я - облачко, я - ветерка дыханье. К.Бальмонт.

По ночам, чья мутная прелесть была несравненна, он почти не спал. Тихо-тихо стоял ночной млечный сад, где осторожно, изнемогая от неги, пели соловьи, состязаясь друг с другом в утонченности, изысканности мелодий. Тихая, бледная луна в течение всей ночи стояла над садом, и неизменно ей сопутствовала несказанная прелестная зыбь серебряных облаков. Он спал с незанавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

И.Бунин.

Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи.

«Бежин луг» И.С.Тургенев.

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелеста утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.

Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный безостановочный бег земли…

***

В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвались с меж - и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с ее влажным блеском, исчезали в нем. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою. Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников, стеклянных от росы. Хруст сучков под копытами отдается на той стороне, в высоком лесу, темнеющем по скату горы. Вдруг мерин насторожил уши. Два плечистых толстогорлых волка стояли в светлом дыму разлужья.

Луна стояла над пустынными серебристо-туманными лугами направо. Осенняя печаль и красота!

«Последнее свидание» И.Бунин.

Примерный план анализа текста.

  • Определи тему текста.

  • Определи образ-доминанту в картине.

  • Обоснуй свой выбор.

  • Как создается живая картина природы?

  • Как рисуется состояние человека?

  • Как соотносятся состояние природы и человека?

  • Основная мысль текста.Конспект урока развития речи Подготовка к сочинению по воображению

© 2010-2022