Конспект урока литературы для 11 класса «Я в мире. .. Мир во мне. .. »

"Описание материала: Урок литературы в 11 классе на тему: «Я в мире... Мир во мне...» (Имманентный анализ лирической миниатюры М. М. Пришвина «Власть красоты» Цели:  продолжить знакомство с жизнью и творчеством М. М. Пришвина; реализовать эстетический и эмоциональный потенциал произведения в процессе его анализа; развивать исследовательские способности учащихся На данном уроке используется методика  имманентного анализа текста. Урок предполагает анализ текста на лексико-грамматическом уровне, то есть разбор внутри текста. Работая в группах, учащиеся проводят небольшое исследование. Находят и выписывают слова определенной части речи, с помощью которых определяют тему, выявляют проблему, находят авторскую позицию. Итогом урока являются выступления руководителей групп о проделанной работе.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 11 классе.

Тема урока: «Я в мире…Мир во мне…»

(Имманентный анализ лирической миниатюры М.М.Пришвина

«Власть красоты».)

Цели:

-продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.М.Пришвина;

-реализовать эстетический и эмоциональный потенциал произведения в

процессе его анализа;

-развивать исследовательские способности учащихся.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка произведений писателя, музыка П.И.Чайковского «Времена года», аудиозапись песни Булата Окуджава «Виноградная косточка», картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь», проектор.

Ход урока

Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю.

М.М.Пришвин.


Чтобы понимать природу, надо

очень быть близким к человеку,

и тогда природа будет зеркалом,

потому что человек содержит в

себе всю природу.

М.М.Пришвин.


Я нашел для себя любимое дело:

искать и открывать в природе

прекрасные стороны души человека:

и зверю, и птице, и траве, и облаку

только человек дает свой образ и смысл.

М.М.Пришвин.

1.Организационный этап урока.

Эмоциональное погружение и психологическая подготовка учащихся к общению. На фоне музыки П.И.Чайковского заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Н.Рыленкова «Все в тающей дымке» (Слайд №1)

2.Мотивационно-установочный этап.

1)Беседа.

-О чем пишет Н.Рыленков? К чему настойчиво призывает он своих читателей?

(«увидеть», «всмотреться, /Чтоб ясной любовью /Наполнилось сердце»…, «услышать», «вслушаться надо,/ Чтоб в душу созвучья /Нахлынули дружно,/ Чтоб вдруг отразили /Прозрачные воды /Всю прелесть застенчивой /Русской природы»

2)Слово учителя. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.

М.М.Пришвин - удивительный писатель, певец русской природы. Своеобразие его дарования заключается в умении опоэтизировать окружающую действительность. Природа у Пришвина - прежде всего школа познания и самопознания. Жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается Пришвиным в сопоставлении и взаимоотношении с жизнью человека. Природа Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека.

Пришвин - удивительный лирик и философ одновременно. Все его творчество насквозь философично. Писатель никогда не ограничивается

просто изображением увиденного, а всегда философски осмысливает изображаемое. Любая обобщающая мысль о природе и действительности - это прежде всего осмысление себя. Свое поэтическое восприятие мира Пришвин сформулировал так: «Понимать весь мир в себе самом»

3)Организация совместной деятельности по уточнению темы и принятию целей урока. Мотивация. Слайд №2.

-Работа с эпиграфами. Прочитаем эпиграфы к уроку.

-Почему их несколько? В конце урока выбираем эпиграф и записываем в тетрадь. Комментируем.

-Ребята, как вы думает, о чем мы будем говорить на нашем уроке?

-Попробуйте сформулировать тему урока. Учащиеся предлагают свои варианты.

-Чтобы познать М.М.Пришвина как человека, художника слова, надо изучить его творчество.

И поэтому, сегодня на уроке мы обратимся к лирической миниатюре «Власть красоты» (Ребята дома познакомились с текстом)

-Ребята, сформулировать цели урока.

На основе имманентного анализа мы попытаемся понять отдельные элементы текста:

-раскрыть идейно - художественное своеобразие;

-выявить композиционную особенность;

-определить жанровую принадлежность.

4)Установление ассоциативных связей со словом «красота».

-Произведение М.М.Пришвина названо «Власть красоты». Подберите синонимы и антонимы к слову «красота». (добро, смерть, зло, лебедь).

Работа по картине М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь». Сообщение заранее подготовленного ученика. Слайд №3.

-Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

-Созвучны ли по тематике произведения Врубеля и Пришвина?

-В чем разница? (В миниатюре М.Пришвина есть «страшная опасность» и несет ее в мир природы человек.)

-Природа - частица огромного мироздания. Мы неразрывно связаны с ним. Мы как в зеркале отражаемся в природе, все наши проблемы видны горькими слезами на ее теле. А ведь природа - это частичка нашей с вами души. Что происходит с человеком?.. Почему нарушается гармония ?.. Попробуем найти ответ в миниатюре М.Пришвина «Власть красоты»

3.Организационно - деятельный этап. Имманентный анализ миниатюры М.М.Пришвина «Власть красоты». Слайд №4.

1).Выразительное чтение текста.

2)Впечатление о прочитанном тексте.

3)Беседа.

-Какой жанр выбирает автор для своего произведения?

Что такое лирическая миниатюра? (Лирическая миниатюра - произведение искусства малой формы, эмоционально насыщенное, пронизанное душевными переживаниями автора, его субъективным видением мира.)

-М.М.Пришвину удалось соединить два рода литературы. По содержанию его произведение лирическое, в нем переданы чувства автора, а по форме - прозаическое.

-Давайте посмотрим, как организован этот маленький текст. Прежде всего обратимся к композиции.

-Сколько в тексте частей?(Две)

-Что представляет собой первая часть?(Повествование)

-Вторая?(Рассуждение)

-Чем мотивирована такая композиция?(Возникает композиционный параллелизм: в первой и второй частях гармония вначале нарушается, а затем восстанавливается.)

4).Работа в группах. (Класс был заранее поделен на три группы. Первая работала с существительными, группируя их тематически, вторая - с прилагательными, третья - с глаголами и глагольными формами.)

5). Отчет учащихся о проделанной работе. Слайд №5-9.

Заполняем таблицу Результаты наблюдений. В ходе урока заполняем рабочую карту ученика.

Части речи

Мир человека

Мир природы

имена существительные

15

12

(«лебедь» - 5 раз)

имена прилагательные

2

3

глаголы и глагольные формы

20

3

1). Тематические группы имен существительных

Мир человека

Мир природы

Художник Борис Иванович

(мелкой) дробью по головам

ружье

картечь

(утиная) дробь

(а в) человека (не в лебедя)

(опустив) ружье

Правда (ли)?

(если и) правда

(в настоящем поэтическом) представлении

(о) девушке

(в) тумане

(к) лебедям (близко)

(не в) лебедя, (а в человека)

(что) лебеди

(о страшной) опасности

(будто) лебедь

(не добрая ) птица

(возле себя) уток, гусей

(в) лебедя

Власть красоты


Выводы:

-Исследуя имена существительные миниатюры М.М.Пришвина «Власть красоты», мы заметили, что словесный строй четко поделился на две тематические группы: «мир человека» и «мир природы» При этом большая часть их относится к понятию «человек». Это подтверждает и сам автор: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, а сам же только о людях и думаю».

-Первое слово текста - «художник Борис Иванович»; заключительное - «власть красоты». В начале миниатюры человек представляет «страшную опасность («ружье», «картечь», «дробь»). Мы чувствуем нарушение гармонии в мире природы. Назван конкретный человек - Борис Иванович, он еще и художник, который умеет чувствовать красоту, поэтически представить девушку, обращенную в лебедя. И уж совсем как у Н. Рыленкова «…ясной любовью / наполнилось сердце» - гармония восстанавливается. Автор пишет о власти красоты над человеком. Он хочет показать единство природы и человека (лебедь - человек), неразрывную связь всего существующего на земле.

2). Тематические группы имен прилагательных

Мир человека

Мир природы

Мелкой (дробью)

Утиную (дробь)

(о) страшной (опасности)

(не) добрая (птица)

(в) поэтическом (представлении о девушке)

Выводы:

-Понаблюдаем, как работают глаголы в тексте.

-Обратите на форму времени глаголов, наклонение, на значение категории вида.

3).Тематические группы глаголов

Мир человека

Мир природы

подкрался (близко) (прошедшее вр.)

стал целиться (настоящее)

(больше) убьешь (будущее)

раскрыл (ружье) (прошедшее. вр.)

вынул (картечь) (прошедшее)

вложил (утиную дробь) (прошедшее)

(И только) бы стрельнуть -

стало казаться, (что не в лебедя, а в человека) стреляешь (настоящее вр.)

(долго) любовался (прошедшее)

(тихонечко) пятился, пятился и отошел (прошедшее вр.)

Приходилось слышать

(если и правда, это) не мешает (в нашем поэтическом представлении о девушке), обращенной (в лебедя)














(лебеди вовсе и ) не знали (о страшной опасности)


(будто лебедь) не терпит (возле себя уток, гусей)

(часто их) убивает



Выводы:

-Общее количество глаголов -23. Из них 20 характеризуют действия человека и только 3 - действия природы.

--Сначала описание идет в прошедшем времени. Но на фоне прошедшего времени дважды появляется настоящее время. И тогда все действие как бы смещается во времени, приближаясь к моменту речи. Эти события проходят перед глазами читателя и потому становятся особенно живыми, зримыми.

-Мы заметили, что среди глаголов изъявительного наклонения выделяется глагол в форме сослагательного наклонения - стрельнуть бы. Действие, названное глаголом, не совершается. Употребление глагола совпадает с кульминационным моментом в развитии действия - моментом прозрения героя.

-В первой части текста автор использует глаголы совершенного вида для подробного описания приготовления к выстрелу, при помощи их выражает законченное, однократное действие.

Во второй части повествования М.Пришвин использует глаголы несовершенного вида. Здесь автор описывает действия человека, одухотворенного красотой, возрожденного к восприятию прекрасного в мире. И этот процесс изображен как длительный, непрекращающийся (казаться, любовался, пятился, не знали).

6). Работа со второй частью текста.

-Обратимся ко второй части текста - рассуждению. Какова его роль? Какую проблему привносит оно в текст?

(Красота несет добро, предотвращая зло, насилие, убийство, но может нести и зло.

Красота бывает разной - предупреждение читателю.

Вопрос автора заставляет задуматься.)

-Почему М.Пришвин все же не развивает эту тему?

(Задача этого текста другая: показать жизнеутверждающую силу красоты. Красота спасает.)

-А кого спасает красота в этом произведении?

(Птицу, художника Бориса Ивановича, может быть, еще кого-то, кто прочитал это произведение Пришвина и проникся его идеей, его настроением.)

-Важно ли, на ваш взгляд, что герой этой миниатюры - художник?

(Художник, задача которого приумножать красоту в мире, чуть было ее не уничтожил. Этим подчеркивается драматизм ситуации.)

-Художник и красота…Эти понятия все же приводятся автором в состояние гармонии на уровне содержания текста. А на уровне формы автор словно заставляет своего героя пройти путь сквозь художественное пространство текста и приблизиться к познанию ценности красоты. Чувство прекрасного берет верх. Возникает поэтический образ девушки-лебеди. На фоне текста, лишенного эпитетов, метафор, вообще «красивости», этот образ выступает особенно ярко. И еще раз подчеркивает идею автора о власти красоты, которая может спасти самое себя, человека, который способен ее оценить.

-Какие приемы художественной изобразительности использует автор в своем тексте?

4. Проверка домашнего задания. Составить задание по аналогии заданию В8 ЕГЭ. Работа в группах. Слайд №10.

-Наши наблюдения над стилистической организацией миниатюры свидетельствуют о замечательной изобразительности художественной речи писателя. В ней передаются тончайшие оттенки чувств, мыслей, мельчайшие подробности визуального и слухового восприятия… («подкрался, близко», «стал целиться», «больше убьешь»; «раскрыл ружье», «картечь», «дробь», «стрельнуть»; шорох удаляющихся шагов: «тихонечко пятился, пятился, отошел). Для усиления выразительности речи автор использует…(«не в лебедя, а в человека стреляешь»). Используя синтаксическую конструкцию предложения…(…что не в лебедя а в человека стреляешь), автор тем самым заставляет читателя ощутить более остро ситуацию, нарисованную в миниатюре. Действие, названное в нем, может быть отнесено к каждому, кто окажется в подобной ситуации.

Список терминов:

  1. метафора

  2. эпитет

  3. звукопись

  4. сравнительный оборот

  5. инверсия

  6. Определенно-личное предложение

  7. Обобщенно-личное.

5.Итоги урока. Заполняем рабочую карту ученика. Приложение№1

-Подводя итог нашей совместной работы, мы постараемся ответить на вопросы:

-Что дала нам встреча с писателем М.М.Пришвиным?

-Какие проблемы ставит автор в своих произведениях?

-Какова позиция автора?

-Моя позиция?

-Какие открытия я сделал(а) для себя на сегодняшнем уроке?

6.Рефлексивный этап урока. Зачитать результаты работы на уроке. Объяснить выбор эпиграфа.

Составление синквейна. Звучит запись песни Булата Окуджавы «Виноградная косточка» Слайд №11

Заключительное слово учителя.

Произведение М.Пришвина «Власть красоты»- это размышление писателя о человеке, о его сущности, культуре, о власти красоты. Природа в контексте творчества М.Пришвина - это не только среда обитания человека, она помогает ему глубже познать, понять самого себя. «Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл», - утверждал великий писатель. Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать, любить и охранять ее. Добро, любовь, красота венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. В своей жизни мы должны следовать правильным путем.

Домашнее задание. Сочинить миниатюру.



© 2010-2022