Конспект открытого урока по литературе на тему Что в имени тебе моём? Имя и судьба. Судьба и случай. (На основе произведений А. С. Пушкина Дубровский, Метель)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока.

Класс, предмет: 6 класс, урок литературы.

Тема урока: Что в имени тебе моем? Имя и судьба. Судьба и случай. (На основе произведений А.С. Пушкина «Дубровский», «Метель»)

Цель урока: рассмотреть влияние имени на характер и жизненный путь человека, литературного героя.

Задачи в соответствии с этапами урока:

обучающие: формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное в тексте, расширять читательский кругозор учащихся;

развивающие: развивать устную речь учащихся, выразительное чтение, память, внимание, развивать логическое мышление; способствовать развитию информационной культуры детей;

воспитательные: воспитывать интерес к науке об именах (антропонимика), активную жизненную позицию, интерес к творчеству Б. Хигера.

Тип урока: урок-обобщение, урок-исследование.

Применяемые технологии, приемы и методы: ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного и развивающего обучения.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, книга Б. Хигера «Имя, отчество, фамилия», музыкальное сопровождение.

Ход урока, занятия

Этапы урока, занятия

Цель этапа

(время)

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося


1.Мобилизующий этап урока

1 мин.

Сегодняшний наш урок посвящен обобщению двух произведений А. С. Пушкина. Это роман «Дубровский» и повесть «Метель»

Дети настраиваются на урок, слушают учителя.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

4 мин.

Подводя итог изучения произведений А. С. Пушкина «Дубровский» и «Метель», мы с вами заметили одну закономерность - в судьбу героев большое влияние, значение внес случай. Судьба и случай - как зависели эти два понятия в прочитанных произведениях? Синонимы ли они? Почему мы говорим - господин случай?



А как вы думаете, связано ли имя человека с его судьбой?

Дети слушают учителя, затем отвечают, что в прочитанных нами произведениях понятия «судьба» и «случай» можно назвать синонимами, очень близкими друг другу по значению словами. В каждом из них случай кардинально изменил судьбу героев. В повести «Метель», этим случаем является возникшее препятствие на пути героев в виде метели. В романе «Дубровский» и того больше случаев, перевернувших жизнь главного героя - это и ссора Троекурова с Дубровским, и случайная встреча Владимира Дубровского с французом.

Мы говорим «господин случай», потому что он может править судьбой.

Дети отвечают, что имя играет большую роль в жизни человека, в формировании его характера, поэтому и на судьбу оно имеет бесспорное влияние.

3. Определение темы урока самими учащимися

3 мин.

Исходя из всего выше сказанного сформулируйте тему урока.

Верно, только я хотела бы к ней добавить еще несколько загадочно звучащий вопрос: «Что в имени тебе моем?» Запишем тему.

Слайд1

Учащиеся отвечают, что тема должна звучать следующим образом: Имя, судьба, случай. Затем записывают тему.

4. Целеполагание.

2 мин.

Тему вы определили, а теперь давайте подумаем, а какова же цель нашего необычного урока?

Все верно.

Отвечают, что цель урока - определить, как имя влияет на судьбу человека, и какое значение имеет в жизни случай.

5.Актуализация знаний.

1 мин.




6. Изучение нового материала.

4 мин.











7. Презентация книги.

1 мин.



8. Первичное осмысление и закрепление.

4 мин.








9. Проверка домашнего задания.

5 мин.
















10. Итоги урока.

2 мин.






11. Рефлексия.

2 мин.


12. Домашнее задание.

1 мин.

От чего зависит судьба человека? Этим вопросом издавна интересовались не только писатели-исследователи человеческой души, но и вообще люди.

Художественные произведения дают самые разные ответы и толкования. А. С. Пушкин, по единому мнению психологов, астрологов, литературоведов, чувствовал свое великое предназначение, свою судьбу, поэтому понятие «судьба» его очень интересовало и волновало, что не могло не найти отражения в его творчестве.

Вернемся к нашему вопросу, который звучал следующим образом: «Связано ли имя человека с его судьбой?» Существует наука, изучающая имена людей, которая называется «антропонимика». Одним из самых известных ученых, посвятивших свою жизнь изучению этой научной области, является Борис Юзикович Хигир. Предлагаю кратко ознакомиться с биографией этого удивительного человека, который был убежден, что имя и судьба неразрывно связаны, и доказал это своими научными трудами.







Вот одна из книг этого замечательного ученого, которая называется «Имя, отчество, фамилия», из которой можно узнать не только значение имени, но и взаимосвязь имени, отчества и даже некоторых фамилий.


Я бы хотела обратить ваше внимание на вопрос, который мы записали в теме урока - «Что в имени тебе моем?» Это название стихотворения А. С. Пушкина и сейчас я предлагаю послушать это стихотворение.






Текст этого стихотворения есть у вас на партах, перечитайте его про себя и ответьте на вопросы: О чем это стихотворение? Сразу ли

оно вам понятно?


Вернемся к нашим произведениям. Мы с вами обратили внимание на имена главных героев, ведь в обоих произведениях Пушкин называет их одинаковыми именами: герой-Владимир, героиня - Мария. На дом было задано найти значения этих имен. Девочки должны были найти значение имени Мария, мальчики - значение имени Владимир. А также вы должны были ответить на вопрос : «Соответствуют ли эти имена литературным героям?» Давайте проверим, что у вас получилось.













Какой итог мы можем подвести?

Запишем вывод.


Итак, мы убедились в том, что все эти понятия взаимосвязаны. Став взрослее, вы обзаведетесь семьей и, быть может, вспомните наш урок, прежде чем выбрать имя вашему ребенку, чтобы в дальнейшем судьба его сложилась согласно его имени - счастливо.

Около недели назад в программе «Утро» были приведены статистические данные о том, что за последний год 300 тысяч россиян поменяли свои имена, веря, что они влияют на судьбу, таким образом надеясь изменить ее в лучшую сторону.

Может, кто-то из вас когда-либо интересовался значением своего имени?

Мы узнали значение имени Мария. Как вы думаете, подходит ли это имя мне?

Подготовить сообщение о значении своего имени. Сделать вывод, насколько имя соответствует вашему характеру.


Обучающиеся слушают учителя.







Дети слушают сначала учителя, затем выступление ученицы, подготовившей сообщение о биографии Хигира.

Борис Юзикович Хигир родился в 1942 году в Узбекистане. Долгие годы жил в Харькове. Окончил педагогический институт, институт физкультуры. Десять лет работал в Высшей школе олимпийского резерва массажистом и психологом. Участвовал в подготовке чемпиона XXII Олимпийских игр Валерия Мовчана. Потом пятнадцать лет Борис Хигир работал в Харьковском спортивном интернате №1, психологом по подбору будущих спортсменов, проводил авторские исследования и эксперименты.

Доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии информатизации под эгидой ООН. Автор более двадцати книг, посвященных связи имени человека, его психологического портрета и судьбы, в том числе бестселлеров - «Тайна имени», «Тайна имени-2», «Анатомия криминала», «Тайна имени и отчества», «Имя и профессия».

Слушают учителя, рассматривают презентуемую книгу.



Слушают одноклассника, читающего стихотворение наизусть.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

Читают, затем отвечают, что это стихотворение о смысле жизни человека и о том, что он после себя оставит. Ведь имя умирает вместе с человеком.

Стихотворение понятно не сразу, надо вчитываться, чтобы понять суть.




Дети слушают, затем отвечают, делают выводы

Примерный ответ:

Владимир - (слав. владеющий миром). Володю с детства отличают любознательность и умение применить ко всему свои знания, в нем есть склонность к риску и авантюристичность. К тому же он всегда верховодит. Владимир - человек умный, трудолюбивый, настойчивый в достижении поставленной цели, любознательный. Часто талантлив, предприимчив. Точный просчет возможных последствий и вариантов для него не характерен, но у него хорошо развиты интуиция и быстрота реакции. В жизни ему выпадает немало переживаний, так как Владимир легкораним.

Можно сделать вывод, что подобное имя Пушкиным выбрано не зря, и оно подходит герою романа «Дубровский».

Мария - (евр. либо горькая, либо любимая, либо упрямая).

Разливает вокруг себя тепло, которым постоянно согреваются нуждающиеся в ласке, заботе. Она общительная, добрая, благожелательная, с веселым нравом. На нее можно опереться в трудную минуту. Она сдержанная и неторопливая, взвешивает и обдумывает каждый свой шаг и поступок, поэтому к внезапным решениям не склонна, всегда действует сообразно обстоятельствам.

Мария - натура справедливая и бескомпромиссная, но очень обидчивая и своенравная. Неудачи и поражения расстраивают ее, но трагедии она из этого не делает. За себя Мария может постоять, в обиду ни себя, ни своих близких не даст.

Вывод:

Дети отвечают, что можно подвести следующий итог: имя, характер и судьба тесно взаимосвязаны. И над всем этим также властвует случай.

Записывают вывод

Слушают учителя.





Делятся имеющимися знаниями в этом вопросе.


Записывают домашнее задание.



© 2010-2022