- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку для 8 класса (формирование коммуникативной компетенции на уроках развития речи) по теме «Сочинение-описание в художественном стиле»
Урок по русскому языку для 8 класса (формирование коммуникативной компетенции на уроках развития речи) по теме «Сочинение-описание в художественном стиле»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Кривошеева В.А. |
Дата | 23.04.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 8-ом классе (формирование коммуникативной компетенции на уроках развития речи).
Урок разработала и провела учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №4». Данный урок построен с использованием некоторых стратегий технологии критического мышления.
Программная тема: сочинение-описание в художественном стиле.
Разговорная тема: личные впечатления от музыкального произведения А.Шейнина «Летний дождь».
Цели урока: развивать творческие интересы обучающихся, их критические способности и эстетический вкус;
показать возможности плана работы в виде «карты рассказа».
Стратегии: «карта рассказа», «5-минутное эссе», «музыкальный ларец».
Ход урока.
-
Сообщение учебных целей; проверка готовности к уроку.
-
Стадия вызова:
-
Вспомните, что такое рассказ? (Ответы сверяются с определением, до нужного момента закрытым: Рассказ - прозаическое произведение малого объёма с динамичным развитием сюжета; небольшое по объёму повествование, в котором действительно возможное происшествие).
-
Как вы считаете, только ли литератор может стать автором рассказа? (Рассказывать может и художник, и композитор).
-
Сегодня я предлагаю вам услышать «музыкальный рассказ», но вначале прочитаю отрывок о музыке природы из стихотворения М.Ивенсена «Музыка».
Послушай: музыка вокруг. Ей служат ветер, плеск волны,
Она во всём - в самой природе, Раскаты грома, звон капели,
И для бесчисленных мелодий Птиц нескончаемые трели
Она сама рождает звук. Среди зелёной тишины.
Закрыв глаза, слушаем отрывок из музыкального произведения А.Шейнина «Летний дождь», стараемся зрительно представить музыку дождя.
-
Стадия осмысления услышанного.
-
Что вы услышали? (Пение птиц, шум дождя, шёпот листьев, стук падающих капель, музыку природы).
-
Какую картину вы увидели? (Летний сад, умытый дождём лес, красоту родной природы, разнообразие трав и цветов, радугу после дождя).
-
Что вы почувствовали? (Тепло летнего дождя, удары капель, спокойствие, умиротворение, вдохновение).
Для перехода к следующему этапу работы читаю отрывок из стихотворения А.Фета.
Печальный дождик - музыка души,
Клавиатура чувств и настроений!
Его услышать, друг мой, поспеши
И принимайся с радостью за дело.
Итак, наше дело - написать сочинение по музыкальным впечатлениям. В этом нам поможет «Карта рассказа». (Работа с изменённой «Картой рассказа»).
«Карта рассказа» (подписывается учеником).
План
Диалог между автором и слушателем
В музыкальном произведении
Мои наблюдения
КТО?
ГДЕ?
КОГДА?
О ЧЁМ? (Тема)
ЗАЧЕМ? (Основная мысль)
ПРОБЛЕМА (?)
ПУТИ РЕШЕНИЯ
КАК?
КОМПОЗИЦИЯ
-
Как вы думаете, в какой колонке будут «сухие» факты, а в какой найдётся место фантазии и творчеству? (Совместно заполняем 2-ую колонку, а 3-ю - самостоятельно).
-
Почему колонку «Мои наблюдения» нельзя заполнять сообща? (После её заполнения делимся впечатлениями, обсуждаем, добавляем).
-
Какие графы (строчки) останутся сегодня незаполненными, почему?
-
Рефлексия. Творческая работа.
-
Ваша задача - описать словами услышанную музыку. Напишите сочинение на тему «О чём мне рассказала музыка?». Стиль - художественный или разговорный; тип речи - описание (природы, чувств). (Для слабых обучающихся на доске написаны опорные слова, передающие «музыку дождя»).
(Дождевой веер, умытый дождём лес, прозрачные лужицы, белоснежные ромашки, слёзы летнего дождя и т.д.)
-
Текущий контроль на уроке: чтение нескольких текстов.
-
Информация о домашнем задании.
-
Выяснить и записать композицию музыкального произведения, сравнить её с композицией литературного произведения.
-
Сочинить слова для музыки «Летний дождь» (по желанию).