МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ШКОЛЫ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

В  эстетическом воспитании неслышащих учащихся важную роль играет обучение анализу произведений искусства, в частности  живописи. Через этот вид работы  у школьника развивается глубокое восприятие произведений искусства, адекватное замыслу художника. Дети должны не только увидеть, что изображено на полотне, но и постараться почувствовать переданное художником настроение, понять, что испытывал автор, что хотел рассказать зрительно, создавая картину. Как же научить детей такому восприятию? Как же ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ШКОЛЫ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

10 - 11 КЛАСС

  1. С чувства должно начинаться восприятие искусства.



  1. Сочинение - описание по картине И.И. Левитана

«Золотая осень»



Директор ГКС(К)ОУ

«Школы-интерната

для глухих детей» Заоева И.Т.





1

  1. Восприятие искусства начинается с чувства.

  2. Сочинение - описание по картине И.И. Левитана

«Золотая осень»- разработка урока.

В эстетическом воспитании неслышащих учащихся важную роль играет обучение анализу произведений искусства, в частности живописи. Через этот вид работы у школьника развивается глубокое восприятие произведений искусства, адекватное замыслу художника. Дети должны не только увидеть, что изображено на полотне, но и постараться почувствовать переданное художником настроение, понять, что испытывал автор, что хотел рассказать зрительно, создавая картину.

Как же научить детей такому восприятию?

Предлагается два вида восприятия и разбора:

а) Традиционный - начать анализ с содержания /описать, то, что изображено, обратиться к сюжету картины и лишь, потом охарактеризовать изобразительные средства.

б) Сложный - начать с колорита картины как одного из основных средств выражения настроения.

Сложный вид восприятия и работа над ним.

Разобрать и понять картину - значит, прежде всего, почувствовать, эмоционально пережить его и на этом основании поразмыслить над ним.

Но как научить чувствовать настроение? Обратимся к цветовой гамме полотна. Цвет является одним из основных выразительных средств живописи еще несущий в себе психологический и символический смысл.

Особое внимание учеников стоит обратить на то настроение, которое вызывает у нас окружающая природа и ее цветовые состояния.

Учащимся можно предложить посмотреть из окна и попробовать описать чувство, вызванное состоянием природы: в дождливый осенний день или когда на



2

землю плавно падает снег, или ранней весной, когда непогода и распутица загоняют людей домой. Эти состояния природы отличаются неяркой цветовой гаммой, сближенностью сочетаний с помощью ключевых слов на доске. Мрачно, пасмурно, дождливо, сыро, снегопад, вьюга. Надо детей подвести к состоянию высказывать свои ощущения, вызванные увиденным, обобщив сказанное, что эти краски природы вызывают у нас такие чувства: грусть, задумчивость, успокоение.

Голубое небо: светло, тепло, пение птиц, шелест листьев.

Напротив, краски солнечных дней - контрастные, насыщенные - пробуждают радость, возбуждение. Если наблюдения с окна, экскурсии, прогулки станут частыми занятиями, то учащиеся научатся улавливать очень тонкие оттенки настроений, задумчивость, очень светлую грусть.

Вот где сходство, состояния души и красок природы!

Стоит обратить внимание, что состояние своей души можно выразить с помощью красок.

Это можно на уроках рисования или во внеклассной работе: изобразить уголок природы, или на уроке литературы сделать иллюстрацию к рассказу или сказке, или зарисовать бытовую сценку в разных цветовых гаммах, в зависимости от настроения. Все это можно в рабочих тетрадях

Далее следует обратить внимание на то ,что кроме них есть и другие люди, которые выражают состояние своей души, свои настроения через цвет - это художники.

Рассматривая картину, дети должны понять настроение автора.

Основное внимание уделять не сюжету картины, а ее цветовому решению. Лучшие полотна рассматривать в сравнении - одно с мрачной цветовой гаммой, другое с яркой, насыщенной. Можно предложить: В.Васнецова «Аленушка» и А. Архипова «Девушка с кувшином».

Впоследствии, когда дети будут хорошо справляться с этой работой, стоит предложить полотна без сопоставления. Для этого можно использовать такие произведения: И. Шишкин «Сосны освещенные солнцем», А. Куинджи «Березовая роща», И.Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели».

Как можно провести анализ этих произведений живописи?

Рассмотрим картины В.Васнецова «Аленушка» и А. Архипова «Девушка с кувшином».

3

Рассмотрите внимательно картины и определите, какое настроение у каждой из них? /о картине «Аленушка»/

Краски темные - грустное настроение;

/Подобрать синонимы/

Все мрачное и девушка грустит;

Девушка печалиться душа плачет, нет настроения, переживает- это видно и по краскам, и по ее выражению лица.

Настроение второго полотна было объяснено так: «Все яркое - значит, весело».

Много красного цвета - это совсем не грустно, да и женщина улыбается, /смеется/.

Здесь как будто очень жарко, душно = это потому, что много красного цвета. Настроение определено, теперь учителю предстоит подвести к мысли о том, какие же герои изображены на полотне.

Далее учитель предлагает рассмотреть картину «Аленушка» /название еще не сообщено/. Учитель обобщает. Вы совершено точно определили настроение картины - природа изображена в мрачных тонах, темные краски, поэтому мы чувствуем грусть, печаль. Но отчего же грустит эта девушка?

Давайте попробуем вглядеться повнимательнее и определить, где она находится, почему она оказалась здесь, что могло произойти?

На доске опорные слова: грустно, листья, что - то случилось, боль, переживания и т.д.

Дети начинают рассматривать изображение леса, болота, приходя к выводу, что художник не случайно передал нам их мрачное состояние. Лес не веселит, не радует, срываются желтые листья, навевающие грустные мысли. Болото поражает своей чернотой, видно они виновны в ее горе. Учитель подводит учащихся обращать внимание на то, что героиня неслучайно пришла к болту, и побуждает детей вспомнить сказку, в которой болотная вода принесла столько бед брату и сестре. Так через анализ изображенного, дети подводятся к имени героини. Только теперь сообщается название произведения. Подобным образом проводится работа со вторым полотном.



4

Различие лишь в том, что это произведение посвящено неизвестной нам героине.

Неотъемлемой частью работы над произведение, является словарная работа.

Рассматривая, как художник изобразил женщину яркими красками, улыбающуюся, крупными мазками, что создает ощущение объема, колоритности образа. В каком положении сидит девушка? но не так как Аленушка, а спокойно, вольготно. Дети подводятся к мысли о том, что настроение у этой женщины совсем не такое, как у Аленушки,- она жизнерадостна, спокойна, сильна! Мы чувствуем, что художник залюбовался ее красотой и вот так, на одном дыхании, в порыве вдохновения создал этот портрет. Детям можно пофантазировать, кто эта женщина, чем она занималась, и т.д.

Таким образом, дети могут быть побуждены к анализу многих полотен вопросом «Какое настроение полотна?» или, определите, весело или грустно становится нам при рассмотрении картины.

При анализе произведений живописи главное - цветовое решение, второстепенное содержание произведения.

Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки, беседа на уроке литературы, беседа о жанре пейзажа на ИЗО, запись слов в словаре связанных с осенью /листва, золотая осень, желтый, багряный, огненно красный/. Составить каждому по пять предложений самостоятельно

Дать задание учащимся найти самостоятельно сведения о художнике И.И.Левитане

Тема: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Цель: Учить описать картину, формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять главную мысль сочинения, путем речевой подготовки, эстетическое воспитание, развивать способность точно употреблять слова и предложения в устной и письменной речи.



5

Оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», доска со словарем, на доске стихи о природе, листья разные /желтые, красные, сухие/.

Ход урока

  1. Беседа с учащимися.

Ребята, вспомнили нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски появились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? /собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать/

Записать слова на доске, проговорить.

  • Как называется картина с изображением природы.

  • Пейзаж /запись на доске, проговаривают все вместе/.

  • Очень много художников, которые с огромной любовью и теплотой пишут нашу скромную, исполненную тихой прелестью русскую природу.

  • Среди них И.И. Левитан /1860-1900 г.г./

  1. Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве И.И.Левитана. Автобиография писателя коротко. Художник к своей творческой работе относился очень строго. Современники называли И.И.Левитана поэтом русской природы. За 25 лет - около тысячи картин, рисунков, эскизов.

  2. Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

  3. Словарная работа: весело, печально, грустно, радостно.

а) Какое общее впечатление от пейзажа - радостное или грустное? /обратить внимание на краски/.

  • А почему так кажется?

  • Цвета картины подсказывают / проговариваем дактилем, устно, жестами - слова/ желтый, красный, и т.д.

  • Какие чувства желания рождает у вас пейзаж?

б) На доске стихи.

  • Какое можно отнести к данному пейзажу:

Ходит осень по дорожке;

Промочили в лужах ножки.



6



Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льется.

Лужи у крыльца

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыхание

Групповая работа : класс разделить на 2 группы. Обе группы подбирают синонимы.

Полный словарный разбор: подбор синонимов, определение частей речи и какими членами предложения они являются.

  • Каков, по - нашему, замысел художника?

  • Почему картина называется «Золотая осень»?

  • Когда бывает лес таким,- каким на картине И.И.Левитана,- в начале или в конце осени, в сухую или дождливую погоду?

  • Все ли деревья одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. /показать на картине и записать в словарь, проговорить/.

  • Прямо ли течет река или меняет свое направление?

  • Почему вода в начале реки темная, а дальше светло - голубая?

  • Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?

  • Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие? /слово крестьянские, объясните - пишем на доске/.

  1. Вывод - обобщение о замысле художника делают учащихся самостоятельными. Работая в парах учащиеся учатся обобщать, анализировать и делать выводы.

  • Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой - то срок устанавливается сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

Огненно - золотистый, багряный цвет на картине завораживает. /подобрать синонимы к словам и записать на доске/.

Художник дает почувствовать нам красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного света. /золото - цвет желтый, поэтому золотая осень/.

7

  • Проговорить: золотая осень, багряные листья, запах сухой травы и листьев, свежее дыхание увяданье.



  1. Работа над речью:

а) подберите синонимы /определение синонимов/ к словам:

художник /живописец, пейзажист, мастер кисти/, создает - пишет, картина - полотно, репродукция увядание - вялость, несвежесть.

б) При описании можно воспользоваться названиями цветов, оттенков /желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно - синий, бледно - голубой, коричневый.

Составить предложения с любым из этих слов.

  1. На доске: лучи греют солнечные ярко /освещают/ природу.

Из данных слов составить предложения - накрыты березы молодые /покрыты/ золотой листвой.

Плавают легкие облака розовые /плывут по голубому небу/. Как правильней, как в скобках или?

  1. Обратить внимание на правописание слов: здесь, справка, слева, рядом, вблизи, вверху.

  2. Составление и запись плана.

  1. Какое время года изображено на картине?

  2. Какое впечатление производит она на вас?

  3. Что вы видите на переднем плане? Вдали?

  4. Какие цвета преобладают в пейзаже /перевести мимикой, проговорить дактилем, заменить знакомыми по смыслу словами.

  5. Что вам особенно нравится в полотне И.И.Левитана?

а) Самостоятельно пишем на черновике свой вариант сочинения.

б) Зачитываем самые удачные варианты, пишем на доске вместе.

Закрепляем слова, предложения по плану.

Второй урок.

1. Работа по плану устно

  1. Самостоятельно пишут сочинение

Один из вариантов написанных сочинений на репродукции пейзаж ясного осеннего дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые

8

березки покрыты золотистой листвой. Легкие облака плывут по нежно - голубому небу.

Слева, на высоком берегу реки, небольшая березовая роща.

Справа речка, убегающая вдаль. На переднем плане река темно - синяя, а вдали - голубая. Где - то стоит одинокая береза.

В дали крестьянские дома, перед ними зеленеют поля.

Вся картина светлая, нет темных мрачных цветов. Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.



© 2010-2022