- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тетрадь «Работа над ошибками»
Тетрадь «Работа над ошибками»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Есимбекова Н.К. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ершов орта мектебі
Ершовская средняя школа
Дәптер«Орыс тілі сабағында қатемен жұмыс»
Тетрадь «Работа над ошибками на уроках русского языка »
Орыс тілі мен әдебиет мұғалімі:
Учитель русского языка и литературы: Есимбекова Назгуль Каирбековна
"Работа над ошибками на уроках русского языка в 5-6-х классах"
Данная работа является продолжением над углублённым анализом орфографических ошибок учащихся пятых - шестых классов
Заполняя таблицы, предложенные в тетради, поэтапно разбирая ошибки, допущенные в диктантах, изложениях и других видах контрольных заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом. Всё это способствует более эффективному усвоению нового материала и повторению пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа орфографических ошибок дают полную картину пробелов в знаниях всего класса и каждого ученика в отдельности, что позволяет целенаправленно вести работу над повышением грамотности всего класса и индивидуально с каждым учеником.
В данной работе использован опыт формирования и совершенствования грамотности учащихся, накопленный в методических разработках и теоретических исследованиях в современной педагогике и психологии.
Работа по предложенной системе может вестись и в старших классах, нужно только расширить таблицы материалом, изучаемым в данном классе.
1
Тетрадь начинается с "Советов". Их три:
1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило
(сам удивлён: "Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!").
Заполни табл. №1.
2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь…
Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице №1.
3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:
а) обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);
б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить допущенную ошибку - обратись к учителю!
Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся выполняют работу над ошибками.
2
Таблица № 1
Слово, в котором была допущена ошибка
Правило, на которое была допущена ошибка
Примеры
Решает
решать - 1 спр.
колет - колоть, 1 спр.
Затем слова, в которых были допущены ошибки, ученики записывают в таблице №2
"Словарик: Я пишу правильно"
________________________________________________________
Дата
ПИШУ ПРАВИЛЬНО
_________________________________________________________
Завершается работа заполнением таблицы №3. В ней ученики отмечают правила, на допущенные ими ошибки.
3
Таблица № 3
Фамилия ученика 5 класс " "
№п/п
Правило, на которое допущена ошибка
1
Знаки препинания в конце предложения
2
Запятая в предложении с однородными членами
3
Обращение
4
Обобщающие слова при однородных членах пред.
5
Прямая речь
6
Сложное предложение
Оценка за работу
ТАБЛИЦА "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ. МОРФОЛОГИЯ"
ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА 5 КЛАСС " "
№П.П
Правило, на которое допущена ошибка
1
Безударные гласные в корне слова, пров. ударением
2
Безударные гласные в корне слова, непров. удар.
3
Согласные буквы в корне слова и на конце (гл. и зв., непроизносимые согласные)
4
Буквы И, У, А после шипящих
5
Разделительный Ъ и Ь знак
6
Правописание приставок (кроме на з/с)
7
Приставки на З/С
8
Предлоги
9
И, Ы после Ц в корне слова
10
Е.,О после шипящих в корне слова
11
Правописание корней с чередующимися гласными
12
Ь после шипящих на конце у существительных муж. и ж.р.
13
Падежные окончания имён существительных
14
Падежные окончания имён прилагательных
15
Правописание кратких прилагательных
16
1 и 2 спряжение глаголов
17
Гласная перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени
18
Не с глаголами
19
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
20
Словарные слова
6
Таким образом, данная тетрадь включает три вида работ:
-
саму работу над ошибками;
-
анализ ошибок;
-
словарную работу.
Одновременно учитель также проводит анализ ошибок, заполняя сводную таблицу.
Работа над ошибками находит продолжение и на последующих уроках. Периодически урок русского языка начинается со словарного диктанта, материалом для которого служат слова из таблицы № 2.Один из видов словарной работы с установкой "Я пишу правильно" - это взаимопроверки. Тетради "Работа над ошибками" учитель раздаёт произвольно, ученики проверяют чужой словарик, ставят оценку и записывают на карточку (листочек) слова, в которых и у проверяющего тоже были ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает карточки-листочки. Таким образом, проверяя карточки, учитель выявляет проблемные места в усвоении нового материала и знает, на что нужно обратить внимание при повторении пройденного. В конце четверти (года) учитель проводит контрольную работу, состоящую из двух частей: 1 часть - словарный диктант, в него входят слова, попавшие в карточки взаимопроверок и слова из самого большого словарика. 2часть - учащиеся анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить правила, на которые были допущены ошибки в течение четверти (года), привести примеры на названные правила.
7
Для более глубокого и вдумчивого анализа ошибок учащимся предлагаются творческие работы в качестве домашнего задания. Планы к этим сочинениям они составляют на уроках развития речи вместе с учителем.
-
Письмо к учёному соседу.
-
Как я воевал с ошибками.
-
Почему я плохо (хорошо) написал диктант.
8