Урок Пейзаж в романе Л. Н. Толстого Война и мир

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Пейзаж в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тип урока: Объяснение нового материала

Вид урока: Исследование

Цель урока: Образовательная - формирование умения и навыков анализа художествен-

ного произведения, выявить роль пейзажа в раскрытии

характеров героев.

Воспитательная - формирование эстетического вкуса, воспитание любви к

природе при изучении художественных произведений;

Развивающая - развитие умения формулировать собственную точку зрения,

высказывать и аргументировать её.

Межпредметные связи: Обеспечивающие - МХК, ИЗО, музыка.

Обеспечиваемые - история, русский язык.

Обеспечение урока

Оборудование: компьютерная презентация

Литература основная: Роман Л.Толстого «Война и мир», учебник Ю.Лебедева 10 класс.

Литература дополнительная:

Днепров В. Искусство человековедения: Из художественного опыта Льва Толстого. Маранцман В.Г.Работа над портретами Л.Н.Толстого как средство эстетического воспитания учащихся.

Мышковская Л.М. Мастерство Льва Толстого.

Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство.

Ковалев В. Поэтика Льва Толстого.

Ход урока

Пейзажи Толстого - элемент большой и цельной картины жизни, без которого она была бы неполна.

А.А.Сабуров

Организационный момент: Ребята, у вас на столах карточки, в которых вы будете делать записи в ходе нашей беседы. Приготовьте текст романа «Война и мир». Запишите тему урока и эпиграф.

1. Вступительное слово:

Л.Н.Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту.

В критической литературе о писателе глубоко и разносторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним миром героев. Пейзаж Толстого, пишет один из критиков, «обогащенный и осмысленный восприятием героев, их чувствами и мыслями… в свою очередь служит им службу - он полнее, ярче и звучнее раскрывает сложнейшие моменты их душевной и духовной жизни». Картины природы у Толстого, отмечает другой исследователь, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несет его…Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развертывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».

Помимо лирической и психологической связи с героями, пейзажи Толстого несут и другую, часто не меньшую нагрузку: они уясняют смысл романа, позицию самого автора,

своеобразие его как художника.

Некоторые справедливо считают, что природа у Толстого «является как бы одним из действующих лиц повествования».

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить роль пейзажа в идейном содержании романа «Война и мир», а также понять своеобразие взглядов Толстого на природу.

Вы знаете о том, как Толстой относился к природе. Начать наш урок о Толстом-пейзажисте я хочу с портрета «Толстой на отдыхе в лесу», выполненном современником писателя художником И.Репиным.

«Репин - художник, влюбленный в живую жизнь, в яркие краски мира, в природу… в Толстом, человеке и писателе, его восхищает именно эта близость к природе», - так написал В.Г.Маранцман.

В картине-портрете «Толстой на отдыхе в лесу» мы видим писателя лежащим в тени дерева с книгой в руках. Он в белой одежде, игра света и теней делает его фигуру неповторимо прекрасной, как яркое солнечное пятно среди сверкающей зелени леса.

- Как вы думаете, что удалось художнику показать в этой картине?

(Природа и писатель - единое целое.)

Репин показал не только страстную любовь Толстого к природе, органическую близость к ней, но и в определенной мере раскрыл мировоззрение писателя: стремление к естественности, свободе и простоте, к единению с окружающим.

2. Основная часть. Работа по тексту романа.

1. Первый пейзаж, о котором мы будем говорить, - описание неба над Праценскими высотами, где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский.

(т.1, ч.3,гл.16)

Ученик читает отрывок наизусть.

2.- Какими изобразительными средствами создан пейзаж?

( Они очень лаконичны - это эпитеты, многие из их повторяются: синеющая бесконечность, плывущие облака и небо - высокое, бесконечное и, наконец, справедливое и доброе.)

Эпитеты Толстого неоднозначны по смыслу: часть из них дает представление о внешнем виде предмета, другие вносят эмоциональную окраску, а третьи дают как бы моральную оценку. Первые мы условно назовем описательными, вторые - метафорическими, третьи- оценочными. Распределите эпитеты по видам.

3. Один ученик выполняет работу у доски, вставляя в таблицу карточки с названиями эпитетов, объясняет, почему так распределил.

Синеющая (бесконечность)

описательный

Плывущие (облака)

метафорический

Справедливое, доброе (небо)

оценочный

Бесконечное, высокое (небо)

оценочный

Эпитеты бесконечное, высокое могут показаться описательными, как передающие беспредельность неба. Но на самом деле их значение глубже. Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но дает моральную оценку устремлениям князя Андрея, его пока ещё не вполне четким идеалам.

- Чем является небо для Андрея в этот момент?

( Небо для него - полная противоположность тому, что здесь, на земле: телам убитых и раненых, самодовольному Наполеону и недавним мечтам самого князя Андрея о славе.)

- К каким мыслям приходит Андрей, глядя на небо?

(На земле, охваченной распрями, убийствами, эгоистическими стремлениями людей, нет справедливости и добра, а они нужны прежде всего.)

Стремление к миру, бескорыстию, справедливости - это высокие стремления, и осуществление их требует от людей бесконечных усилий. И эпитеты бесконечное, высокое не столько живописуют безбрежность неба, сколько оценивают идеалы героя и самого автора, т.е. их следует отнести к оценочным.

4. Пейзаж, при создании которого используется минимальное количество художественных приемов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию. Как вы думаете, какую?

(Пейзаж проникнут страстным осуждением войн, эгоистических стремлений, призывом к идеалам добра и справедливости.)

- Какова роль этого пейзажа в композиции произведения?

(Он дает почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился перелом, что произойдет серьезное изменение в жизни героя, а значит, читателя ожидает поворот сюжета.)

5. Неповторимость толстовского видения мира мы можем почувствовать в сопоставлении пейзажа «Небо Аустерлица» с картиной И.Левитана «Над вечным покоем».

Посмотрим на репродукцию картины. Ученик выполняет индивидуальное задание, данное заранее.

Карточка. 1.Что ты видишь на картине Левитана «Над вечным покоем»?

2. Какова её основная мысль?

3.В чём сходство и различие с пейзажем в романе Толстого?

4. Обрати внимание на колорит и оттенки неба на картине Левитана, на

своеобразие и смысл эпитетов Толстого.

( Словно с высоты смотрит художник на бесконечную водную ширь, на затерянный среди неё маленький островок суши с деревянной церквушкой и полуразрушенным кладбищем. Несутся по небу свинцовые тучи, ветер гнет к земле деревья. Тяжёлые, сумрачные облака проходят, как само время. О небе Левитана никак не скажешь, что оно доброе и справедливое. В картине Левитана «Над вечным покоем» выражена мысль о мимолетности и быстротечности жизни перед единственной вечной реальностью, какой является природа. В основе двух пейзажей лежит философская мысль о вечности природы и быстротечности человеческой жизни. Но решена она по-разному. От картины Левитана веет скорбью и грустью. Небо Аустерлица внушает мысль о высоком назначении человека. Толстой смотрит на жизнь оптимистичнее. Его пейзаж внушает веру в человека и его высокое предназначение.)

Записи в карточках, выводы.

( Пейзаж Толстого, философский по мысли, необычайно лаконичный в средствах изобразительности, имеет большое значение для понимания образа Андрея Болконского и мыслей автора о смысле жизни человека.)

6. Следующая картина природы, которую мы проанализируем,- описание березовой рощи и дуба в гл.1,3,ч.3,т.1.

Ученик читает отрывок наизусть.

-Как автор смог добиться такой выразительности и живости описания?

( Толстой не только точно отмечает приметы поздней весны, а затем лета в разгаре, но он видит цвета и форму предметов, слышит звуки, ощущает предгрозовую жару. При этом читатель, как и герой, находится как бы внутри леса: смотрит то на левую, то на правую сторону дороги, слышит то далекие, то близкие звуки. И все это: и изображение природы в движении, и умение ощутить её всеми органами чувств - делает пейзаж ярким, реалистическим и прекрасным. Но привлекательность его ещё и в особой весенней, радостной настроенности. Её можно почувствовать, сравнив пейзаж Толстого с картиной И.Левитана «Березовая роща».)

7. Рассказ о картине ученика. Сравнение пейзажей.

( «Березовая роща» - одно из самых светлых и радостных полотен художника, тех, о которых А.П.Чехов сказал, что «на них появилась улыбка». Залитые солнцем деревья сияют. Переливаются всеми оттенками зелени, нежно белеют, чуть тронутые розовым, их стволы. Солнечные пятна, затенённые места, полутень блестяще переданы художником. Картина наполнена воздухом, светом, движением ветвей, теней на траве и стволах. Она вызывает чувство радости, очень близкое к тому, что возникает при чтении описаний Толстого.)

Сравниваем живописную палитру Толстого и Левитана. Зачитываем.

(Мажорность Толстого нисколько не меньше, чем у Левитана, а яркость красок

даже ощутимее, рельефнее.)

- Эту картину мы видим глазами Андрея. Радость пробудившейся природы вначале не соответствует душевному состоянию князя Андрея. Почему это происходит? О чём думает Андрей?

( Герой находит в этой роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб. Андрей думает о жизни: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб…пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!»

Прошло немного времени, и совсем другим предстает великан-дуб, покрывшийся «шатром сочной, темной зелени». И на Андрея «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления». «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

8. В чем особенность данного пейзажа? Что такое дуб в нём?

( Дуб - параллель образу Болконского. Первый раз он едет мимо него разочарованным в своих прежних идеалах после ранения под Аустерлицем и смерти жены, когда ему кажется, что жизнь для него уже позади. Второй - после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе героя намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к большой гражданской деятельности.)

9. Какие художественные приёмы использует автор в этих описаниях?

( Толстой применяет приём олицетворения, метафоры: дуб с неуклюжими корявыми руками и пальцами стоит презрительным уродом, то млеет в лучах солнца, и нет у него недоверия и горя.)

Описание дуба помогает воспринять состояние Андрея, которое изменилось не только под влиянием поездки в Отрадное, встречи с Наташей, не только потому, что прошёл уже немалый срок после Аустерлица и смерти Лизы, и раны начали зарубцовываться, но и в определённой мере способствовала этому природа, та самая роща и необычный дуб в ней, природа, которую Андрей зорко чувствует, о которой, как и сам автор, глубоко размышляет.

Ученики делают записи в тетрадях о месте в композиции и идейной функции рассмотренного пейзажа.

10. Описание летней ночи в Отрадном т.2, ч.3, гл.2.

Ученик зачитывает описание.

Романтически и эмоционально приподнято описание ночи, которой одновременно любуются князь Андрей и Наташа.

- Какие средства художественной выразительности использует Толстой?

( Большое количество эпитетов передает оттенки контрастных цветов: чёрного, белого и серебряного - и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья чёрные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша - блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти бездонном небе. Ночь, луна, свет и тени - всё чарует незабываемой прелестью.)

11.Какова роль этого пейзажа в раскрытии образов героев?

( Эта картина ночи тонко подчеркивает поэтичность Наташи, и пока ещё не совсем понятную для самого Андрея встревоженность. Они видят её одновременно: эмоциональная девушка и сдержанный мужчина. Природа уже похожа на волшебную сказку. Характерных для Андрея рассуждений о природе здесь нет. Красоту ночи он видит и чувствует, но поглощён прежде всего присутствием Наташи.)

Учитель зачитывает цитату из книги «Мастерство Льва Толстого».

«Особенно интересны пейзажи Толстого, передающие моменты душевной высоты героев, когда реальный мир кажется фантастическим. Ночь в Отрадном - почти фантастический мир, а в чувствах героев такой взлёт, что у Андрея поднялась «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни», а Наташа «так бы вот села на корточки… и полетела бы».

- Какова композиционная роль пейзажа?

( Романтическая красота лунной ночи впервые незримо соединила судьбы Андрея и Наташи. Пейзаж усиливает эмоциональный настрой сцены, сулящей прекрасные перемены сюжета.)

Запись в тетрадях наблюдений по рассмотренному пейзажу.

12.Музыкальной параллелью к картине лунной ночи является пьеса П.И.Чайковского «Июнь. Баркарола».

Прослушиваем запись. Что вы можете сказать об этом музыкальном произведении?

( П.И.Чайковский воплотил в звуках красоту русской природы. И там и здесь лето, июнь, ночь. Описание Толстого и пьесу Чайковского роднят тонкая поэтичность, проникновенный лиризм. Однако музыкальная картина грустнее и печальнее, в ней нет внутренней активности, которую можно ощутить в описании Толстого.)

13. Описание зимней святочной ночи т.2, ч.4, гл.10

Учитель зачитывает описание под музыку «Ноябрь. Катание на тройке».

- Что роднит и отличает двух художников?

( И в описании, и в пьесе катание на тройке с бубенцами, одно настроение - светлое, романтически-радостное.)

-Расскажите об особенностях данного пейзажа.

( По стилю описание близко к картине ночи в Отрадном, только она стала сказочнее и фантастичнее. Всё окружающее мы видим глазами Николая Ростова, такого же эмоционального и восприимчивого, как и его сестра Наташа. Герой ощущает необычность обстановки, влюбленность в него Сони и свою влюбленность. Пейзаж в этом отрывке - параллель именно к его образу. Для Николая природа - это праздник чувств, поэтому во фрагменте так много радости и движения.

Множество глаголов, рисующих езду в санях: тройка тронулась; зашумели и завизжали остальные; ехали рысью; толкнул ухаб в передних санях; стали растягиваться сани; лошади стали прибавлять ходу; присяжная подёргивала постромки; коренной раскачивался, поводя ушами; полетела тройка; заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки и т.д. Музыка звуков: визжат, свистят и шумят полозья; то звенит, то побрякивает густым колокольцом тройка; из саней слышны покрикиванье, хохот и голоса ряженых.)

-Какова композиционная роль описания?

( В композиционном отношении пейзаж связывает Николая и Соню, как раньше Андрея и Наташу, и как бы предсказывает новые сюжетные повороты.)

Эти лирические и психологические картины таят в себе мысли автора не только о героях, но и о природе. Она так прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, приподнимает его и окрыляет.

Ученики записывают выводы в тетрадь.

Домашнее задание:

1.Выучить наизусть отрывок с описанием пейзажа.

2.Закончить заполнение карточки, проанализировав пейзаж в батальных сценах (на Бородинском поле, на батарее Раевского, после сражения под Красным)



© 2010-2022