ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЕДИАДИДАКТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В данной работе охарактеризованы технологические приемы, используемые при проведении мультимедийных уроков русского языка, а также выявлены направления их применения в образовательном процессе.Все приемы выполнены в программной среде одного из самых популярных приложений пакета MS Office, применяемом на уроках с использованием информационных технологий,  - MS PowerPoint. При выборе приемов медиадиктики необходимо учитывать основные принципы создания   мультимедийного  урока:1. вариативное планир...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЕДИАДИДАКТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАИспользование технологических ПРИЕМов МЕДИАДИДАКТИКИ на УРОКАХ РУСского языка



Концепция электронного обучения РК на 2010-2015 предполагает использование всеми участниками учебно-воспитательного процесса различных медиасредств, а также создание электронных учебных пособий самими учителями.

Однако в педагогической литературе, посвящённой проблеме использований электронных ресурсов на уроках, крайне мало статей, описывающих специфические технологические приёмы медиадидактики. В связи с этим, а также в связи с возрастающим объемом использования электронных образовательных ресурсов на уроках возникает проблема создания дидактических концепций использования мультимедийных средств в обучении, т.е. медиадидактики.

Термин «медиадидактика» определяется как теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиакомпетентности, т.е. медиадидактика занимается аспектами развития и применения мультимедийных средств и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

В данной работе охарактеризованы технологические приемы, используемые при проведении мультимедийных уроков русского языка, а также выявлены направления их применения в образовательном процессе.

Все приемы выполнены в программной среде одного из самых популярных приложений пакета MS Office, применяемом на уроках с использованием информационных технологий, - MS PowerPoint.

При выборе приемов медиадиктики необходимо учитывать основные принципы создания мультимедийного урока:

1. вариативное планирование (встраивание навигации по мультимедийным слайдам, а также использование механизма «триггеров» - условной анимации информационных объектов, что позволяет варьировать содержание урока в зависимости от целей);

2. учет особенностей восприятия детей в разные моменты урока (слайды разных типов имеет смысл давать в разное время урока);

3. универсальность построения слайдов с практическими заданиями (оптимальной является такая структура слайда с практическим заданием, которая позволяет при сохранении формы варьировать содержание и предлагать его снова и снова. Например, существует какой-либо «деятельностный» слайд, предполагающий доведение умения до уровня навыка. Такой слайд отрабатывается определенное количество раз для того, чтобы умение перешло в навык. Количество этих слайдов не должно быть больше одного за урок);

4. решение педагогических задач с учетом всех компонентов формы и содержания слайда (любой мультимедийный слайд содержит отдельные компоненты - объекты, которые появляются на экране: знаки, фотографии, сформулированные задания и так далее. Необходимо учесть всё, что появляется на экране, с точки зрения достижения основной и вспомогательных педагогических задач).

Также при выборе технологических приемов медиадидактики рассматривается возможность их использования как при коллективном обучении на интерактивном оборудовании, так и в системе «1 ученик - 1 компьютер».

Наиболее эффективными приемами медиадидактики на уроках русского языка являются следующие: интерактивные опорные конспекты, схемы, таблицы, анимированные кроссворды и трафареты, прием «Сорбонка», анимированные дидактические игры.

Интерактивные опорные конспекты, схемы, таблицы.

Опорные конспекты и таблицы используются многими учителями на уроках разных типов. Преимущества мультимедийных опорных конспектов и таблиц в том, что они позволяют представлять информацию поэтапно, последовательно, многомерно (каждый блок информации с помощью триггеров или гиперссылок можно развернуть,

включить в конспект или таблицу более подробную информацию).

В приведенной в качестве примера схеме по русскому языку «Правописание корней с чередующимися гласными» информация об условиях выбора гласной в корне появляется после щелчка мышкой по нужному корню. После изучения правила информация скрывается таким же способом (при щелчке мышкой).

Если в схему или конспект включен большой объем информации, то удобнее пользоваться гиперссылками, как это представлено в схеме «Средства связи в сложноподчиненном предложении». Гиперссылками в данном случае являются слова (средняя колонка таблицы). На слайдах по разделам информация также размещается в виде опорных конспектов, данные слайды должны включать «кнопку возврата» к главной опоре. Такое выполнение схемы позволяет гибко реагировать на изменения в учебных ситуациях: можно возвращаться к определенным слайдам, а также рекомендовать использование схемы как справочника при самостоятельной работе учащихся.

Дублирующее воспроизведение детьми учебного материала в форме простого повторения снижает интерес к предмету. Для более высокой эффективности усвоения знаний, требуется постоянная активизация мыслительной деятельности и памяти учащихся. Сделать материал одновременно ярким, интересным, информативным, оживить опрос и активизировать работу учащихся могут помочь творческие формы проверки усвоения фактического материала, например, мультимедийные кроссворды.

В примере анимированного кроссворда используется импровизированная клавиатура, с помощью которой буквы вводятся в клетки загаданного слова

Прием «сорбонка» как мнемотехничекий прием известен давно. Он предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой - ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.

Помимо запоминания фактического материала на уроках русского языка данному приему можно найти более широкое применение:

на одной стороне фигуры пишутся слова с пропущенными буквами, после записи учащимися слов в тетрадь анимированные карточки «переворачиваются» и учащиеся могут проверить свою работу. Данный прием успешно используется и при проведении зрительных диктантов. Ценность приема анимированной сорбонки состоит в возможности многократного использования анимации, что позволяет учителю после проверки вернуться к заданиям, на которые было допущено большое число ошибок.

Особый интерес вызывают у учащихся задания, связанные с мгновенной проверкой правильности выполнения через визуализацию образов: при правильном выполнении задания на слайде появляются изображения.

Например, в дидактической игре «Третье лишнее» при нахождении верного варианта ответа на фоне изображения Чалдайского леса появляются обитающие там животные. В игре «Отгадай загадку» - при верном ответе можно увидеть отгадку.

Всегда важно, чтобы контроль знаний был неутомительным, неоднообразным и в то же время оперативным. Многие из учителей пользовались трафаретом для проверки правильных ответов в бумажном варианте. Этим же приемом можно воспользоваться и на мультимедийном уроке. После выполнения задания осуществляется проверка при помощи анимированного трафарета: учащемуся нужно выбрать цифры, соответствующие условию задания, после нажатия на кнопку «Проверить» на выполненное задание накладывается анимированный трафарет, позволяющий оценить правильность выполненного задания.

Систематическое и целенаправленное использование интерактивных заданий, которые являются логическим продолжением традиционной работы и ставят своей целью организовать индивидуальную работу учащихся даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку.

Список литературы.

  1. Концепция системы электронного обучения на 2010-2015 годы.

  2. Авацтуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика,

технологические приемы, фрагменты уроков. - Волгоград:Учитель, 2009.



© 2010-2022