- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Причастие» повторительно-обобщающий урок с применением сингапурских структур обучения
«Причастие» повторительно-обобщающий урок с применением сингапурских структур обучения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хайруллина С.В. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
Урок русского языка в 7 классе
«Причастие»
повторительно-обобщающий урок с применением
сингапурских структур обучения
Хайруллина Светлана Викторовна
учитель русского языка и литературы
21 ноября 2014г.
Тема: Обобщающее повторение по теме «Причастие»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок - путешествие
Цель урока:
1) систематизация и обобщение знаний о причастии:
- закрепить знание теоретического материала;
- повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием;
- развивать умение правильно употреблять причастия в речи;
2) совершенствование работы в группах, воспитание собранности,
чёткости процесса работы;
3) способствовать воспитанию интереса к языку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
На столах у вас МЭНЭДЖ МЭТ - табличка в центре стола. Познакомьтесь, поприветствуйте партнера по лицу, партнера по плечу. Успешного сотрудничества.
Напутствие учителя: притча.
Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Свечу - ответил юноша.
- Произнеси это 5 раз.
Я выбираю свечу, - постепенно повторил юноша 5 раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, но не теплее не светлее не станет. Надо…
- Что же надо? Протянуть руку и зажечь свечу. Совершить действие.
- Вот и вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи!
Посмотрите, что приготовлено для вас на столах: конверты с заданиями, чистые листочки и маршрутные листы, с помощью которых мы и будем посещать странички нашего виртуального путешествия. И в них вы должны будете выставлять себе балы за правильные ответы, в конце подведем итог, выставим оценку, каждый сам себе, и посмотрим, кто у нас бывалый путешественник. А какова цель нашего путешествия - сейчас выясним.
Записываем число в маршрутный лист.
Разминка.
1. Словарный диктант.
Улыбающийся, любящий, увидевший, управляемый, видимый, прочитанный, построенный, сжатый.
- Слова какой части речи мы записали?
- Причастия.
- Докажите.
- По суффиксам. (Баллы оцениваем себя)
Тема нашего урока. Причастие, и все, что мы о нем знаем.
2. Итак, страница первая - «Биографическая». Чтобы представить причастие, нам понадобится заполнить МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР. Давайте с вами вспомним и запишем биографические данные причастия.
Определение
Характеристика
Примеры
Противоположные примеры
Учащиеся заполняют таблицу. Отвечают по номерам.
Рефлексия. Были ли у кого-нибудь затруднения в ответах? Оцените себя.
3. Мы переходим на новую страничку «Словообразовательную».
Попробуем применить теоретические знания на практике.
От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий.
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН («подумай-запиши-обсуди в команде»
1. Читать- читающий, читавший, читаемый, читанный.
2.Купить - купивший, купленный.
3. Обещать - обещающий, обещавший, обещаемый, обещанный.
4. Прикасаться - прикасающийся, прикасавшийся.
Отвечают, оценивают себя.
4. Итак, мы отправляемся на страничку третью «Орфографическую». Выполняем тест. Готовимся к экзаменам. Вам предложены варианты заданий по изученной теме, сформулированные для экзамена в 9-ом классе. Конверт ГИА.
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН?»
Для четных столов
1) выломанных 2) преданности 3) испуганно 4) деревянный
Для нечетных столов
А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н?»
1) грустно 2) больно 3) главного 4) приручён
Выберете отвечающего, чтобы смог прокомментировать.
Оцените себя
МИКС-ФРИЗ-ГРУП
(участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос)
1. Нежданный, нечаянный, невиданный, украшенный. Сколько Н пишется в словах?
2. Кованый, ветреный, раненый, вязаный. Сколько Н пишется в словах?
3. Сколько видов причастий можно образовать от глагола читать?
читающий, читавший, читаемый, читанный
5. Продолжим нашу работу. Перед нами следующая четвертая страница - «Пунктуационная». Расставить знаки препинания.
1. Художник Шишкин, воспевший красоту родной земли, известен далеко за её пределами.
2. С утра не топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.
3.Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы.
4. Обработанная земля дала хороший урожай.
Обратить внимание на орфограммы.
Оцени себя.
6. Готовимся к экзаменам. Вам предложены варианты заданий по изученной теме, сформулированные для экзамена в 11-ом классе. Конверт ЕГЭ.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.
Для четных столов
-
Мы разместились в доме, который был построен лесником.
-
Туристы пришли к реке, которая переливалась всеми цветами радуги.
-
Каменистое дно поросло пышными подушками зеленого мха, который мягко пружинит под ногами.
-
Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.
Для нечетных столов.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.
-
Мальчик, который привык к постоянным обидам, душой не озлобился.
-
Совсем скоро тебе предстоит самостоятельно выбрать путь, по которому ты должен будешь идти всю жизнь.
-
Капли слепого дождя, которые сверкают на солнце, похожи на крупные слезы.
-
Посреди сада он увидел фонтан, который был завален опавшими листьями.
7. Мы на странице пятой «Речевой». Одна из наших основных задач при изучении русского языка - это развитие устной и письменной речи.
Назовите фразеологизм по его толкованию. Укажите причастия, их форму, роль в предложении.
Закончите фразеологизм . Для всех столов все предложения, а делают подчеркнутые каждый стол.
1.Умеет хорошо говорить - язык хорошо …подвешен (подвесить)
2. Лишен свободы действий - по рукам и ногам… связан
3. Объединены чем-либо общим - одной веревочкой …связаны
4. По внешнему виду сразу не разберешь, кто это - на лбу не …написано
5. Вовсе не похож на других по взгляду, характеру - из другого теста…сделан
6.Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности - как лимон…выжат (выжать)
Проверь и оцени себя.
8. ЭЙ АР ГАЙД
ЭЙ АР ГАЙД - ОБОБЩАЮЩАЯ СТРУКТУРА, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме ДО и ПОСЛЕ выполнения упражнения.
Прочитайте утверждения и заполните столбик «До».
До
Утверждения
После
Причастия характерны для всех стилей
Причастия характерны только для книжных стилей
Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно.
Причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека.
Страница «Стилистическая». Должны вспомнить стили, выяснить какова частотность употребления причастий в текстах разных стилей? А поможет нам в этом исследовательская работа.
Для каждого стола конверт с заданием - текстами, (определить стиль, посчитать, сколько причастий в тексте, внести данные в таблицу)
Заполните таблицу.
Стиль текста
Количество причастий
Роль причастий в тексте
Текст №1
Официально-деловой
0
-
Текст №2
Художественный
6
Средство выразительности,
Описывают предмет образно, ярко, передают признак в динамике
Текст №3
Публицистический
8
Средство описания предмета в динамике, развитии, времени.
Текст №4
Научный
6
Служат для краткости, уточнения, раскрытия информации.
Текст №5
Разговорный
0
Вывод. Больше причастий употребляется в публицистическом, художественном и научном стилях.
Вернемся к структуре ЭЙ АР ГАЙД. Заполняем столбик «После». Что-то изменилось?
Оцени себя.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итоги. Посчитаем баллы.
От 6 и выше «5»
От 4-5 «4»
От 2-3 «3»
Менее 2 - надо поработать.
Цель урока достигнута? Какие вопросы требуют еще вашего внимания?
Рефлексия. Оцените сегодняшний урок: 1) было интересно 2) было сложно 3) было непонятно. (Похлопать, потопать, помолчать)
Запись домашнего задания. На выбор.
1. Напишите сочинение «Это удивительное причастие».
2. Напишите сказку о Причастии.
Спасибо за урок.