«Причастие» повторительно-обобщающий урок с применением сингапурских структур обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»










Урок русского языка в 7 классе

«Причастие»

повторительно-обобщающий урок с применением

сингапурских структур обучения











Хайруллина Светлана Викторовна

учитель русского языка и литературы









21 ноября 2014г.


Тема: Обобщающее повторение по теме «Причастие»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок - путешествие

Цель урока:

1) систематизация и обобщение знаний о причастии:

- закрепить знание теоретического материала;

- повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием;

- развивать умение правильно употреблять причастия в речи;

2) совершенствование работы в группах, воспитание собранности,

чёткости процесса работы;

3) способствовать воспитанию интереса к языку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

На столах у вас МЭНЭДЖ МЭТ - табличка в центре стола. Познакомьтесь, поприветствуйте партнера по лицу, партнера по плечу. Успешного сотрудничества.

Напутствие учителя: притча.

Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.
- Свечу - ответил юноша.
- Произнеси это 5 раз.
Я выбираю свечу, - постепенно повторил юноша 5 раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, но не теплее не светлее не станет. Надо…
- Что же надо? Протянуть руку и зажечь свечу. Совершить действие.
- Вот и вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи!

Посмотрите, что приготовлено для вас на столах: конверты с заданиями, чистые листочки и маршрутные листы, с помощью которых мы и будем посещать странички нашего виртуального путешествия. И в них вы должны будете выставлять себе балы за правильные ответы, в конце подведем итог, выставим оценку, каждый сам себе, и посмотрим, кто у нас бывалый путешественник. А какова цель нашего путешествия - сейчас выясним.

Записываем число в маршрутный лист.

Разминка.

1. Словарный диктант.

Улыбающийся, любящий, увидевший, управляемый, видимый, прочитанный, построенный, сжатый.

- Слова какой части речи мы записали?

- Причастия.

- Докажите.

- По суффиксам. (Баллы оцениваем себя)

Тема нашего урока. Причастие, и все, что мы о нем знаем.

2. Итак, страница первая - «Биографическая». Чтобы представить причастие, нам понадобится заполнить МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР. Давайте с вами вспомним и запишем биографические данные причастия.

Определение




Характеристика

Примеры

Противоположные примеры




Учащиеся заполняют таблицу. Отвечают по номерам.

Рефлексия. Были ли у кого-нибудь затруднения в ответах? Оцените себя.

3. Мы переходим на новую страничку «Словообразовательную».

Попробуем применить теоретические знания на практике.

От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН («подумай-запиши-обсуди в команде»

1. Читать- читающий, читавший, читаемый, читанный.

2.Купить - купивший, купленный.

3. Обещать - обещающий, обещавший, обещаемый, обещанный.

4. Прикасаться - прикасающийся, прикасавшийся.

Отвечают, оценивают себя.

4. Итак, мы отправляемся на страничку третью «Орфографическую». Выполняем тест. Готовимся к экзаменам. Вам предложены варианты заданий по изученной теме, сформулированные для экзамена в 9-ом классе. Конверт ГИА.

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН?»

Для четных столов

1) выломанных 2) преданности 3) испуганно 4) деревянный

Для нечетных столов

А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н?»

1) грустно 2) больно 3) главного 4) приручён

Выберете отвечающего, чтобы смог прокомментировать.

Оцените себя

МИКС-ФРИЗ-ГРУП

(участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос)

1. Нежданный, нечаянный, невиданный, украшенный. Сколько Н пишется в словах?

2. Кованый, ветреный, раненый, вязаный. Сколько Н пишется в словах?

3. Сколько видов причастий можно образовать от глагола читать?

читающий, читавший, читаемый, читанный

5. Продолжим нашу работу. Перед нами следующая четвертая страница - «Пунктуационная». Расставить знаки препинания.

1. Художник Шишкин, воспевший красоту родной земли, известен далеко за её пределами.

2. С утра не топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.

3.Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы.

4. Обработанная земля дала хороший урожай.

Обратить внимание на орфограммы.

Оцени себя.

6. Готовимся к экзаменам. Вам предложены варианты заданий по изученной теме, сформулированные для экзамена в 11-ом классе. Конверт ЕГЭ.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.

Для четных столов

  1. Мы разместились в доме, который был построен лесником.

  2. Туристы пришли к реке, которая переливалась всеми цветами радуги.

  3. Каменистое дно поросло пышными подушками зеленого мха, который мягко пружинит под ногами.

  4. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Для нечетных столов.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.

  1. Мальчик, который привык к постоянным обидам, душой не озлобился.

  2. Совсем скоро тебе предстоит самостоятельно выбрать путь, по которому ты должен будешь идти всю жизнь.

  3. Капли слепого дождя, которые сверкают на солнце, похожи на крупные слезы.

  4. Посреди сада он увидел фонтан, который был завален опавшими листьями.

7. Мы на странице пятой «Речевой». Одна из наших основных задач при изучении русского языка - это развитие устной и письменной речи.

Назовите фразеологизм по его толкованию. Укажите причастия, их форму, роль в предложении.

Закончите фразеологизм . Для всех столов все предложения, а делают подчеркнутые каждый стол.

1.Умеет хорошо говорить - язык хорошо …подвешен (подвесить)

2. Лишен свободы действий - по рукам и ногам… связан

3. Объединены чем-либо общим - одной веревочкой …связаны

4. По внешнему виду сразу не разберешь, кто это - на лбу не …написано

5. Вовсе не похож на других по взгляду, характеру - из другого теста…сделан

6.Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности - как лимон…выжат (выжать)

Проверь и оцени себя.

8. ЭЙ АР ГАЙД

ЭЙ АР ГАЙД - ОБОБЩАЮЩАЯ СТРУКТУРА, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме ДО и ПОСЛЕ выполнения упражнения.

Прочитайте утверждения и заполните столбик «До».

До

Утверждения

После

Причастия характерны для всех стилей

Причастия характерны только для книжных стилей

Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно.

Причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека.

Страница «Стилистическая». Должны вспомнить стили, выяснить какова частотность употребления причастий в текстах разных стилей? А поможет нам в этом исследовательская работа.

Для каждого стола конверт с заданием - текстами, (определить стиль, посчитать, сколько причастий в тексте, внести данные в таблицу)

Заполните таблицу.


Стиль текста

Количество причастий

Роль причастий в тексте

Текст №1


Официально-деловой

0

-

Текст №2


Художественный

6

Средство выразительности,

Описывают предмет образно, ярко, передают признак в динамике

Текст №3


Публицистический

8

Средство описания предмета в динамике, развитии, времени.

Текст №4


Научный

6

Служат для краткости, уточнения, раскрытия информации.

Текст №5


Разговорный

0


Вывод. Больше причастий употребляется в публицистическом, художественном и научном стилях.

Вернемся к структуре ЭЙ АР ГАЙД. Заполняем столбик «После». Что-то изменилось?

Оцени себя.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итоги. Посчитаем баллы.

От 6 и выше «5»

От 4-5 «4»

От 2-3 «3»

Менее 2 - надо поработать.

Цель урока достигнута? Какие вопросы требуют еще вашего внимания?

Рефлексия. Оцените сегодняшний урок: 1) было интересно 2) было сложно 3) было непонятно. (Похлопать, потопать, помолчать)

Запись домашнего задания. На выбор.

1. Напишите сочинение «Это удивительное причастие».

2. Напишите сказку о Причастии.

Спасибо за урок.


© 2010-2022