Урок русского языка Имя существительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторение и обобщение по теме "Имя существительное".

Урок-путешествие в 5-м классе

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  • повторить основные темы, изученные в разделе "Имя существительное";

  • проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения темы "Имя существительное";

  • формировать умение анализировать и обобщать знания по теме;

  • воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.

Оборудование к уроку:

  • компьютер, Презентация;

  • доска;

  • учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Формы обучения:

  • фронтальная;

  • индивидуальная.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

1. Ребята, посмотрите вокруг себя. Вглядитесь внимательно в окружающий вас мир. Скажите, что вы видите? Каждое слово вами названное можно отнести к какой-либо части речи. Слов, какой части речи прозвучало больше?

- Имен существительных.

2.Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

- Имя существительное.

Может кто-нибудь догадался? Какая тема нашего урока?

-Сегодня мы совершим путешествие по стране «Имя существительное».

-Вашим домашним заданием было следующее: ответить устно на вопросы в учебнике. Проверять мы их будем по ходу урока, вспоминая ту или иную тему. Также подготовить сообщения или мини-сочинения о родном крае.

Нам предстоит побывать на разных станциях. А чтобы вовремя мы отправились в путь, необходимо выполнить различные задания. Сели ровно, открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока. Приготовились к путешествию. Доброго пути!

Сегодня, ребята, мы непросто будем путешествовать, а еще будем искать ответ на разные вопросы: «Для чего в речи нужны имена существительные?» Вспомним все об имени существительном

1.Станция «Теоретическая»

Слайд 4.

Блиц-опрос.

-Какой раздел науки изучает части речи? (Морфология)

-На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)

какую часть речи мы называем самостоятельной? (Ту, которая имеет вопрос, значение, грамматические признаки и синтаксическую функцию)

-А служебная часть речи. (Не имеет вопроса, грамматических признаков, служит самостоятельным частям речи)

- Давайте вспомним, что такое имя существительное? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, сказуемым)

-Какие постоянные и непостоянные признаки есть у существительного.

Учитель. Теоретическую часть вы знаете отлично. Продолжаем путешествие.

2. Станция Грамматическая

Слайд 2. «Грамматика владеет даже королями». Мольер

Сообщение ученика. Грамматика - наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma - «буква».

Слайд 3.

Первым российским пособием по грамоте был букварь, изданный во Львове в 1574 году Иваном Фёдоровым.
Первую научную грамматику русского языка создал Михаил Ломоносов в 1755 году.

Учитель. Ребята, зачем нужно изучать грамматику?

Послушайте отрывок из стихотворения про горе-грамотея.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрой магАзин на обед…»
«хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
Портфель он «пОртфелем» зовёт.

- Надеюсь, что среди вас нет такого Пети. Вы любите и с удовольствием изучаете русский язык. Мы научим и Петю правилам грамматики.

Для этого вспомним правила и вставим пропущенные буквы.

Р..сток, р..стение, отр..сль, зар..сли, р..стирать, выр..щенный, выр..сла, изл..жение, прил..гать (усилия), сл..жение, сл..гать (песню), ул.жить(куклу), ц..новка, ц..кл, ц..ган, секц..я, сестриц..н, делегац..я, ц..пленок, ц..рк,

ж..лудь, ш..в, ж..лтый, ш..рох, пч..лы, крыж..вник, ш..лк, капюш..н, поч..т

(с,з)гиб, (с,з)доровье, (с,з)делать, ра..будить, ра..писание, (с,з)бегать

-Объясните правописание.

Петя: -Спасибо, вам , ребята, теперь я буду учить правила с вами.

Учитель: - Скажите, а вы любите сказки? (слайд 2)

А какие вы сказки знаете?

- Правильно.

3. Следующая станция «Сказочная»

На этой станции мы вспомним морфологические признаки существительного.

-Из какой сказки взят отрывок? Найдите существительные.

- Вчера на уроке литературы мы начали с вами изучение сказки Маршака. Как называется сказка? ("Двенадцать месяцев").

- Верно, молодцы. А кто помнит, какой приказ издала королева под Новый год? (Собрать корзину подснежников)

- Собрали? (Да)

- Вот и мы с вами тоже сегодня будем собирать корзину только не подснежников, а признаков существительного.

Сейчас я покажу вам фрагмент мультфильма по мотивам этой сказки, а вы будете не просто смотреть, но и отмечать существительные одушевлённые и неодушевлённые, какие там встретятся.

Просмотр фрагмента мультфильма.

- Итак, назовите мне существительные одушевлённые, встретившиеся нам в данном фрагменте. (Ответы учащихся)

- Неодушевлённые. (Ответы учащихся)

Мы уже вспомнили: значение (предмет), вопрос (кто? что?), одушевлённость-неодушевлённость. Положим всё это в нашу корзину знаний (положить подснежники).

- А какие существительные мы называем собственными и нарицательными? (Те, которые являются названиями однородных предметов)(Те, что являются названиями единичных предметов). Приведите примеры.

-Вспомните героев сказки (А.С.Пушкин)

Найдите собственные и нарицательные существительные.

- Вот мы с вами вспомнили ещё один признак существительного. Пополним нашу корзину (положить подснежник с надписью "нариц. - собств.")

- Как вы думаете, род-это постоянная категория существительного или непостоянная? (Постоянная)

- Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы отгадки записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам. Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке "Двенадцать месяцев". Готовы? Тогда читаю:

1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,
Без ног,
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

5) Всем, кто придёт,
И всем, кто уйдёт,
Она ручку подаёт. (Дверь)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)

9) Чёрная корова
Всех людей поборола,
А белый вол
Всех поднял. (Ночь и день)

А почему вы в существительном "ночь" на конце слова написали мягкий знак? (Потому что это женский род)

- Тогда в существительных "рощ", "задач", "туч" тоже должен писаться мягкий знак. Он пишется в этих словах? (Нет, т.к. эти существительные стоят в форме мн. числа р.п.)

- Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак? (У существительных женского рода 3 склонения)

-Тогда напишите правильно окончание этих сществительных.

- Это задание не вызвало особых затруднений. Но есть такие имена существительные, род которых определить трудно.

Слайды 7-8.

Рояль, вестибюль, фойе, кофе, простыня, тюль.

Составить словосочетания
сущ. + прилаг.

-А какого же рода слова: Молодчина, неженка, сластена, тихоня, растяпа, недотёпа, зевака, недоучка, умница, зубрила, выскочка, плакса, грязнуля, злюка, задира, сорвиголова, неряха.

- Ребята, каких слов вам встретилось больше: с положительной или с отрицательной оценкой? А как вы можете это объяснить?

Вывод: Люди, к сожалению, больше внимания обращают на чужие недостатки, нежели на достоинства другого человека.

- Молодцы! Положим в корзину ещё один признак существительного - род.

Физминутка

- Называю слова. Если м.р., то приседают мальчики. Если ж.р. - девочки, если ср.р. - то все вместе.

Река, герой, лекарство, ягода, море, урожай, тарелка, богатство, дедушка, дядя, воевода, юноша, сынишка, крыльцо, завод, столица, шампунь (м.р), кофе (м.р.), какао(с.р.), повидло, полотенце, вермишель(ж.р.), тушь, , табель, рояль, фамилия, путь, шимпанзе (м.р.), кенгуру (м.р.), фламинго (м.р.)., борщ, тарелка, мяч.

- Скажите, ребята, а что мы называем склонением?

- Какие типы склонений вы знаете? Как определить, к какому склонению относится то или иное существительное? (К 1-му - сущ. женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в и.п.; ко 2-му - сущ. мужского рода с нулевым окончанием; среднего - с окончанием -о, -е в и.п.; к 3-му - женского рода с нулевым окончанием)

- Определите у существительных-отгадок склонение. Работа у доски и в тетради.

- Определить склонение имен существительных.

Торт, спорт, окно, дерево, мать, дочь, печь, дядя, конь, парта, весло, конфета, мысль, кружка, поселение, веселье.

- Молодцы, правильно. Пополним нашу корзину подснежником с написанным на нем ещё одним признаком - склонением.

Вы сказали, что склонение-это изменение существительного по падежам. А сколько падежей в русском языке? (6)

Назовите падежи и их вопросы. (Ответ учащегося)

- Итак, вернёмся с вами к реальным падежам. Какие падежи из 6 являются опасными? (Род., дат., предл.)

Почему? (Потому что можно сделать ошибку в написании окончания)

- Какие окончания имеет существительное 1-го склонения в род., дат., пред. падежах? 2-е - в п.п.; 3-е скл. - в р.п., д.п., п.п.? (Ответы учащихся. На доске таблица - помощник)

- Вот мы сейчас и проверим на практике, как вы хорошо это запомнили. Я буду читать предложения из сказки "Двенадцать месяцев", а вы выписываете только существительные в опасных падежах с теми словами, к которым они относятся. Выписываете, выделяете окончание, пишете склонение и падеж.

1) В апреле из-под снега выглядывают первые подснежники. (Выглядывают в апреле)

2) Нет, такой метели за целый год не было, да и не будет. (Не было метели)

3) Так и просидишь из-за вас весь Новый год на кухне - проворчала дочка. (Просидишь на кухне)

4) Вон сугробы-то намело до самой крыши! (Намело до крыши)

5) Падчерица снимает платок и подходит к печке погреться. (Подходит к печке)

6) Кто принесёт полную корзину подснежников, тому позволим участвовать в королевском новогоднем катании! (Участвовать в катании)

- В чём особенность склонения последнего существительного? (Ответ учащихся)

- Что нового мы узнали о склонении существительного? (Что есть особые слова, оканчивающиеся на -ия, -ие,-ий. Они склоняются по-особому) Положим в корзину подснежник "падеж".

- Кажется, все грамматические признаки существительного вспомнили? Нет? Конечно же, ещё один забыли - число. Что мы знаем о числе существительных? Приведите примеры существительных в единственном и множественном числе.

-Кто помнит, какое предложение записывала под диктовку королева? Его мы и запишем. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.

- Какие орфограммы мы здесь видим? Определим число у существительных.

- А в чём особенность существительных: солнышко, весна, сени? (Эти существительные могут иметь форму или только единственного числа, или только множественного числа)

Слайд 9 - проверка.

5) Назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Слайды 10-11.

Предмет для резания бумаги - ножницы.
Орудие труда - грабли, вилы
Название инструмента - тиски, плоскогубцы
Средство для поднятия теста - дрожжи.
Детская игра - городки, салки, прятки.
24 часа - сутки.

6) Мама попросила сходить в магазин и купить продукты, названия которых - имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Возьмите корзинки. Вы отправляетесь в два отдела: кондитерский и молочный. Запишите названия покупаемых продуктов. Кто сумеет купить больше за отведённое время? (Дети записывают: молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин… Пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва…)

Пополним нашу корзину подснежником "число".

- Молодцы. Но мы не должны забывать, что имя существительное - это самостоятельная часть речи. А раз так, то она имеет синтаксическую функцию - может быть членом предложения.

- Разберём предложение и посмотрим, каким членом предложения может выступать имя существительное. (Разбор предложения)

4.Станция «Наша республика»

Работа над текстом

Милая, очаровательная, гостеприимная Кабардино-Балкария!

Мы очень любим тебя за твою мудрость, гостеприимство, доброту. Именно ты даришь людям сказочной красоты горы и горные цветы. Всех очаровываешь дарами природы и позволяешь нам собирать их.

По территории нашей республики протекает много рек. Это реки Терек, Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Шалушка, Куркужин, Лескен и другие. А самая высокая гора Эльбрус - наша гордость! Желаем тебе чистого неба, тепла, богатырской силушки, быть со всеми в крепкой дружбе, процветать. Удачи тебе и счастья, наша любимая Кабардино- Балкария! А мы постараемся тебя не огорчать.

-Итак, каким же членом предложения может быть существительное?

- А вот теперь. Когда мы вспомнили всё о существительном, мы легко можем сделать морфологический разбор.

5. Станция Практическая

Тестовые задания по орфографии

Слайды 12-14.

6. Станция Сообразительная

Слайд 15.

На этой станции нас ждут ребусы и криптограммы. Слайд 16.

ш

ю

т

а

б

б

к

у

т

а

м

е

а

ш

к

а

а

л

в

о

д

и

ц

х

Слайд 17. Хлеб - батюшка, водица - матушка.

7. Ребусы

Слайды 20-21.

8. Станция Музыкальная и Поэтическая

Слайд 22.

Звучит произведение Грига «Утро».

- Какие слова и образы возникают перед вами, когда вы слушаете это произведение?
- Как музыка помогает понять прекрасное в природе?

Учащиеся слушают музыку и пишут сочинение-миниатюру.
Сочинения зачитываются, отмечается лучшая работа.

Первая остановка поэтическая. (на интерактивной доске картинка весны, при выразительном чтении стихотворения звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года.Апрель»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

А.А.Фет.

-Прочтите это стихотворение. Чем оно интересно? Оно состоит почти из одних имен существительных.

Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Корзина наша наполнена. Но наполнена не только прекрасными цветами, а глубокими знаниями по большой теме "Имя существительное".

10. Рефлексия

Итоги урока, выставление оценок.

11. Станция Домашнее задание

© 2010-2022