Статья Использование технологии критического мышления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдаленный северный поселок, затерявшийся среди болот и непроходимых лесов почти на самом верху географической карты. Средняя школа. Обычные шумные дети. Уроки. Вопросы. Среди привычной будничной суеты даже в этой точке земного шара, несомненно, хочется видеть толковых, понимающих, умеющих мыслить учеников. Я учитель. И я знаю, как порой трудно заинтересовать современных детей. Множество современных подходов могут стать хорошим подспорьем в этом благородном деле. Как-то так получилось, что выбор мой пал на технологию критического мышления, полюбившуюся и мне и моим ученикам многообразием творческих подходов и проявлений. Отталкиваясь в своей работе от простейшего запоминания и первоначального понимания материала учащимися, захотелось найти такие пути развития личности, чтобы мышление стало собственно самостоятельным продуктом, сложным интеллектуальным процессом, критически оценивающим мир взглядом. Чтобы расшевелить учащихся, привлечь их молодой острый взгляд, их нужно сделать полноправными участниками учебного процесса. Изучив статьи по технологии критического мышления, не могу не согласиться с Д. Клустером, который выделяет следующие параметры критического мышления См. ст. Клустера «Что такое критическое мышление?» в журнале «Перемена» 2001, № 4): критическое мышление есть мышление самостоятельное, информативное, проблемное, аргументированное и социальное.

Урок - это живой процесс, мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Урок, построенный на основе этой технологии, всегда поиск, всегда многополярность мнений, причем правых и неправых в этом споре нет, есть неравнодушные, ищущие свою дорогу молодые умы. Очень помогают этому всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. «И нет никакого противоречия в том, что первый пункт моего определения критического мышления говорит о его независимости, а этот, последний, пункт подчеркивает социальные параметры критического мышления. В конечном итоге, любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности» (Д. Клустер). Поэтому необходимо обмениваться мнениями друг с другом, учиться терпению, умению слушать, воспринимать и уважать чужую точку зрения и нести ответственность за свою.

Один из любимых видов работы, воплощающим основные принципы критического мышления я считаю письменную работу, а именно сочинение и письменный ответ на проблемный вопрос. На письме мыслительный процесс становится особенно виден. Пишущий излагает мысль свободно, не стесняясь, активно подбирая нужные аргументы, используя знания и опыт. Хороша письменная работа, будь то эссе или сочинение-рассуждение. Она всегда содержит в себе поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя. Тут прослеживаются все этапы этой технологии: мозговая атака, собственно написание, доработка, редактирование и "публикация", т.е. обнародование получившегося текста. Учитель направляет мысль учеников, расширяет угол зрения на вопрос, редактирует, относясь к их работе с интересом и уважением. Учащиеся не просто пишут сочинение, которое задано по теме, а заинтересованы в том, чтобы поделиться своими мыслями с одноклассниками, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают. По всем этим причинам я глубоко убеждена, что письмо - наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению. Конечно, каждый урок трудно построить, целиком и полностью следуя этой технологии, но использовать ее отдельные элементы вполне реально. Таким образом учебный процесс становится не нудной принудиловкой, а интересным увлекательным занятием, формирующим мировоззрение активных, умеющих мыслить, подрастающих граждан.



© 2010-2022