Урок «Фонетика. Обобщение изученного»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Фонетика» с использованием игровых технологий . При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир.На разных этапах урока русского языка я использую самые разнообразные игры, завершаю изучение темы, как правило, творческим...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к методической разработке урока русского языка

В школе особое место должны занимать такие формы обучения, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка на каждом уроке, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность ребенка за результаты своего труда. Решить данные задачи можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. К таким технологиям я отношу, прежде всего, игровые.

Говоря о значении игры, следует отметить, что игра позволяет глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир.

На разных этапах урока русского языка я использую самые разнообразные игры, завершаю изучение темы, как правило, творческими сюжетно-ролевыми играми. Такая игра-путешествие по стране Фонетика представлена в моей методической разработке урока.

Фонетика. Обобщение изученного.

(разработка урока по русскому языку в 5 классе)

Ерманова Татьяна Тимофеевна.,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория,

МБОУ «Астрахановская ООШ»

ЦЕЛИ УРОКА: 1. закрепить теоретические и практические знания по темам «Фонетика», «Орфроэпия»

2. развивать коммуникативно-речевые умения, овладеть нормами правописания и литературным произношением;

3.способствовать формированию навыков поисковой работы и создание ситуации успеха.

ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала..

ТЕХНОЛОГИИ: игровая (творческая сюжетно-ролевая и дидактическая) и диалоговая

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие учителя. Запись даты, темы урока

2 Ориентировочный этап

Вступительное слово учителя:

- Ребята, мы сегодня отправляемся в увлекательную поездку по одной из стран планеты Филология - Фонетика. Во время путешествия вы должны показать свои знания о звуках русского языка, продемонстрировать умения правильно произносить и писать слова, выполнять фонетический разбор слов и, конечно, узнать много нового и интересного.

3 Проведение игры

Для поездки нам нужен шофер. Кто им будет, решит разминка.

Вопросы для разминки

1 Назовите слова, в которых один звук обозначается двумя буквами.

2 Назовите слова, в которых одна буква обозначается двумя звуками.

3 Что нужно сделать со словом кость, чтобы оно обозначало желанного гостя в доме?

4 Что нужно сделать со словом шалость, чтобы оно вызывало сострадание?

5 Сколько звуков в словах июль, пою?

6 В названии какого дня недели пишется удвоенная согласная буква?

7 Встречаются ли в русском языке слова с 3-мя согласными, а с 4-мя? Привести примеры (поездка, чувственный, лекарство)

8 Игра «Кто больше»: составить из слова лекарство в течение 1 минуты новые слова

(за верный ответ уч-ся получают жетоны. Шофером выбирается тот, у кого их больше. Шофер выбирает по карте путь следования)

Свою поездку принято оплачивать. Для вас этой оплатой будут ваши знания. Вам предлагается решение орфоэпических задач: 1- прочитать слово, соблюдая нормы произношения, 2- прочитать слово, указав правильное ударение. В случае затруднения возможно обращаться в Орфоэпический словарь.

(слова для орфоэпической разминки раздаются на карточках каждому ученику)

перебежчик баловать; грузчик занята; участник звонишь; громоздкий каталог;

гигантский квартал; шестнадцать красивее; совестно статуя; вожжи черпать;

дрожжи щавель; песчаный столяр; партер хозяева; свитер диспансер;

термин шоферов; шинель фарфор; фонетика ходатайство;

помощник свекла; тростник досуг; громоздкий кашне

Все с заданием справились. Усаживайтесь удобнее в наш экскурсионный автобус - и в путь! А я буду вашим гидом. Желаю приятного путешествия!

(шофер выбирает маршрут: города обозначены на карте - г. Эрудитов, г. Аналитиков, г. Грамотеев. В процессе подготовки к уроку дети могу нарисовать такую карту или приготовить ее, используя компьютерные технологии)

Сообщение учителя - гида с элементами беседы:

Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолета, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пенье птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев… Но в учебнике «Русский язык» об этом нет ни строчки. В самом деле, какое отношение к языку имеет скрип дерева, колокольный звон?

Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.

А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, надо всего 42 звука. На какие группы делятся звуки речи? (Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)

Какие звуки являются гласными? (Звуки, состоящие только из голоса, называются гласными.)

Какие звуки являются согласными? (Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными.)

Какими бывают гласные, а согласные звуки? (выдаются жетоны за верные ответы)

Город Эрудитов

Вот мы и прибыли и город Эрудитов - первая остановка.

Лексическая работ: выяснение значения слов ЭРУДИТ и ЭРУДИЦИЯ (возможно использование Толкового словаря и запись значения слов в тетрадь)

Жители города приготовили для вас кроссворд, позволяющий проверить знание терминов.

Кроссворд

1 Наука о звуках речи называется…

2 Раздел науки о языке, изучающий нормы произношения, …

3 Способом обозначения звуков на письме занимается наука….

4 Раздел науки, изучающий правописание слов, называется…

О


Ф

Р

Г


О

Р

Ф

О

Г

Р

А

Ф

И

Я

Н

О

А


Е

Э

Ф


Т

П

И


И

И

К


К

Я

А


А



Эрудиты нашего автобуса получают жетоны. Продолжаем путь


Город Аналитиков


Лексическая работ: выяснение значения слов АНАЛИТИК и АНАЛИЗ (возможно использование Толкового словаря и запись значения слов в тетрадь)

Жители города приготовили для вас текст, с которым вам предлагается поработать ( каждому выдается текст на парту либо воспроизводится на интерактивной доске)

Текст

1 Жила в зеленом лесу серая сова. 2 Была она ленивой - преленивой 3 Как- то днем задремала сова. 4 Слышит, а над ее головой кто-то летает.5 Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. 6 А кругом птицы снуют, кузнечики звенят, мошки жужжат.

7 Наступила холодная ночь. 8 Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. 9 Вспомнила она о теплом гнезде синички. 10 Захотелось и ей такое. 11 Всю ночь сова поджидала восхода солнца.

12 Наконец солнце взошло и согрело ее. 13 Разомлела сова от тепла и сладко заснула.

Вопросы к анализу текста

1 Прочитайте текст и озаглавьте его в соответствии с основной мыслью

2 Определите и обоснуйте тип речи

3 Найдите в 5 предложении слова, в которых буквы обозначают 2 звука.

4 Из 13 предложения выпишите слово, в котором только звонкие согласные.

5 Из 13 предложения выпишите слово с непроизносимой буквой и запишите транскрипцию этого слова

6 В 11 предложении найдите слово, где количество букв больше, чем звуков

7 Выполните фонетический разбор слов жужжат, серая

Эрудиты нашего автобуса получают жетоны. Продолжаем путь

Город Грамотеев

Жители этого города необычайно грамотные, любят грамотных гостей и надеются , что с их заданием вы обязательно справитесь.

Словарный диктант с элементами самопроверки (учащиеся пишут работу в тетрадь):

Аккуратный, грамматика, артиллерия, масса, колонна, вокзал, экзамен, футбол, мужчина, счет, помощник, просьба, гибкий, хрупкий, скользкий, циклон, циркуль, лекция, молодцы, жонглер, шоколад.

Грамотеи нашего автобуса получают жетоны.

4 Подведение итога урока

Наше путешествие завершилось. Поставленные цели мы выполнили. Давайте посчитаем ваши жетоны и работу на уроке оценим совместно. Отметки выставляются в журнал.



© 2010-2022