- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок «Фонетика. Обобщение изученного»
Урок «Фонетика. Обобщение изученного»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Картыменова М.В. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аннотация к методической разработке урока русского языка
В школе особое место должны занимать такие формы обучения, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка на каждом уроке, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность ребенка за результаты своего труда. Решить данные задачи можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. К таким технологиям я отношу, прежде всего, игровые.
Говоря о значении игры, следует отметить, что игра позволяет глубже и интереснее построить содержание работы с детьми. При использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир.
На разных этапах урока русского языка я использую самые разнообразные игры, завершаю изучение темы, как правило, творческими сюжетно-ролевыми играми. Такая игра-путешествие по стране Фонетика представлена в моей методической разработке урока.
Фонетика. Обобщение изученного.
(разработка урока по русскому языку в 5 классе)
Ерманова Татьяна Тимофеевна.,
учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория,
МБОУ «Астрахановская ООШ»
ЦЕЛИ УРОКА: 1. закрепить теоретические и практические знания по темам «Фонетика», «Орфроэпия»
2. развивать коммуникативно-речевые умения, овладеть нормами правописания и литературным произношением;
3.способствовать формированию навыков поисковой работы и создание ситуации успеха.
ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала..
ТЕХНОЛОГИИ: игровая (творческая сюжетно-ролевая и дидактическая) и диалоговая
Ход урока
1. Оргмомент
Приветствие учителя. Запись даты, темы урока
2 Ориентировочный этап
Вступительное слово учителя:
- Ребята, мы сегодня отправляемся в увлекательную поездку по одной из стран планеты Филология - Фонетика. Во время путешествия вы должны показать свои знания о звуках русского языка, продемонстрировать умения правильно произносить и писать слова, выполнять фонетический разбор слов и, конечно, узнать много нового и интересного.
3 Проведение игры
Для поездки нам нужен шофер. Кто им будет, решит разминка.
Вопросы для разминки
1 Назовите слова, в которых один звук обозначается двумя буквами.
2 Назовите слова, в которых одна буква обозначается двумя звуками.
3 Что нужно сделать со словом кость, чтобы оно обозначало желанного гостя в доме?
4 Что нужно сделать со словом шалость, чтобы оно вызывало сострадание?
5 Сколько звуков в словах июль, пою?
6 В названии какого дня недели пишется удвоенная согласная буква?
7 Встречаются ли в русском языке слова с 3-мя согласными, а с 4-мя? Привести примеры (поездка, чувственный, лекарство)
8 Игра «Кто больше»: составить из слова лекарство в течение 1 минуты новые слова
(за верный ответ уч-ся получают жетоны. Шофером выбирается тот, у кого их больше. Шофер выбирает по карте путь следования)
Свою поездку принято оплачивать. Для вас этой оплатой будут ваши знания. Вам предлагается решение орфоэпических задач: 1- прочитать слово, соблюдая нормы произношения, 2- прочитать слово, указав правильное ударение. В случае затруднения возможно обращаться в Орфоэпический словарь.
(слова для орфоэпической разминки раздаются на карточках каждому ученику)
перебежчик баловать; грузчик занята; участник звонишь; громоздкий каталог;
гигантский квартал; шестнадцать красивее; совестно статуя; вожжи черпать;
дрожжи щавель; песчаный столяр; партер хозяева; свитер диспансер;
термин шоферов; шинель фарфор; фонетика ходатайство;
помощник свекла; тростник досуг; громоздкий кашне
Все с заданием справились. Усаживайтесь удобнее в наш экскурсионный автобус - и в путь! А я буду вашим гидом. Желаю приятного путешествия!
(шофер выбирает маршрут: города обозначены на карте - г. Эрудитов, г. Аналитиков, г. Грамотеев. В процессе подготовки к уроку дети могу нарисовать такую карту или приготовить ее, используя компьютерные технологии)
Сообщение учителя - гида с элементами беседы:
Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолета, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пенье птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев… Но в учебнике «Русский язык» об этом нет ни строчки. В самом деле, какое отношение к языку имеет скрип дерева, колокольный звон?
Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.
А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, надо всего 42 звука. На какие группы делятся звуки речи? (Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)
Какие звуки являются гласными? (Звуки, состоящие только из голоса, называются гласными.)
Какие звуки являются согласными? (Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными.)
Какими бывают гласные, а согласные звуки? (выдаются жетоны за верные ответы)
Город Эрудитов
Вот мы и прибыли и город Эрудитов - первая остановка.
Лексическая работ: выяснение значения слов ЭРУДИТ и ЭРУДИЦИЯ (возможно использование Толкового словаря и запись значения слов в тетрадь)
Жители города приготовили для вас кроссворд, позволяющий проверить знание терминов.
Кроссворд
1 Наука о звуках речи называется…
2 Раздел науки о языке, изучающий нормы произношения, …
3 Способом обозначения звуков на письме занимается наука….
4 Раздел науки, изучающий правописание слов, называется…
О
Ф
Р
Г
О
Р
Ф
О
Г
Р
А
Ф
И
Я
Н
О
А
Е
Э
Ф
Т
П
И
И
И
К
К
Я
А
А
Эрудиты нашего автобуса получают жетоны. Продолжаем путь
Город Аналитиков
Лексическая работ: выяснение значения слов АНАЛИТИК и АНАЛИЗ (возможно использование Толкового словаря и запись значения слов в тетрадь)
Жители города приготовили для вас текст, с которым вам предлагается поработать ( каждому выдается текст на парту либо воспроизводится на интерактивной доске)
Текст
1 Жила в зеленом лесу серая сова. 2 Была она ленивой - преленивой 3 Как- то днем задремала сова. 4 Слышит, а над ее головой кто-то летает.5 Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. 6 А кругом птицы снуют, кузнечики звенят, мошки жужжат.
7 Наступила холодная ночь. 8 Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. 9 Вспомнила она о теплом гнезде синички. 10 Захотелось и ей такое. 11 Всю ночь сова поджидала восхода солнца.
12 Наконец солнце взошло и согрело ее. 13 Разомлела сова от тепла и сладко заснула.
Вопросы к анализу текста
1 Прочитайте текст и озаглавьте его в соответствии с основной мыслью
2 Определите и обоснуйте тип речи
3 Найдите в 5 предложении слова, в которых буквы обозначают 2 звука.
4 Из 13 предложения выпишите слово, в котором только звонкие согласные.
5 Из 13 предложения выпишите слово с непроизносимой буквой и запишите транскрипцию этого слова
6 В 11 предложении найдите слово, где количество букв больше, чем звуков
7 Выполните фонетический разбор слов жужжат, серая
Эрудиты нашего автобуса получают жетоны. Продолжаем путь
Город Грамотеев
Жители этого города необычайно грамотные, любят грамотных гостей и надеются , что с их заданием вы обязательно справитесь.
Словарный диктант с элементами самопроверки (учащиеся пишут работу в тетрадь):
Аккуратный, грамматика, артиллерия, масса, колонна, вокзал, экзамен, футбол, мужчина, счет, помощник, просьба, гибкий, хрупкий, скользкий, циклон, циркуль, лекция, молодцы, жонглер, шоколад.
Грамотеи нашего автобуса получают жетоны.
4 Подведение итога урока
Наше путешествие завершилось. Поставленные цели мы выполнили. Давайте посчитаем ваши жетоны и работу на уроке оценим совместно. Отметки выставляются в журнал.