ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сиберт Екатерина Павловна,

учитель русского языка

высшей квалификационной категории,

МАОУ лицей №64

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

Наиболее эффективным для активизации познавательной деятельности старшеклассников мы считаем использование следующих поисковых методов: метод эвристической беседы, метод проблемного изложения нового материала, метод самостоятельной работы, метод проблемного анализа произведения. Во-первых, это представляет познавательную трудность для учащихся, т.е. требует размышлений над изучаемой проблемой. Во-вторых, вызывает познавательный интерес у гимназистов. В-третьих, опирается на прежний опыт и знания обучающихся. Проблемные ситуации позволяют, опираясь на непроизвольное внимание учеников, постепенно вырабатывать у них произвольное внимание к объекту, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности, обеспечивают подготовку гимназистов к творческой деятельности в будущем, к самостоятельному добыванию знаний.

Использование указанных методов можно проследить, к примеру, на уроке литературы в старших классах по теме: «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». На этом уроке был использован один из поисковых методов - метод эвристической беседы. Для того чтобы организовать эвристическую беседу, необходимо было разбить класс на группы, группы составлялись по желанию старшеклассников. Группам были даны следующие задания: первая группа должна была найти в тексте цитаты о любви в понимании Одинцовой. Вторая группа - Базарова. Третья группа - Павла Петровича Кирсанова.

На подготовку давалось 10 минут.

Так отвечает первая группа: «Анна Сергеевна при разговоре с Базаровым говорит: «Кто старое помянет, тому глаз вон, тем более что, говоря по совести, и я согрешила тогда если не кокетством, так чем-то другим. Одно слово: будемте приятелями по-прежнему. То был сон, не правда ли? А кто же сны помнит?» Базаров говорит Одинцовой: "Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье".

Учитель задает следующие вопросы, чтобы все старшеклассники принимали участие в беседе:

  1. Одинцову автор называет женщиной, которой" не удалось полюбить", вы с этим согласны?

  2. Какими убеждениями могла руководствоваться Одинцова, выходя вторично замуж?

Вторая группа отвечает так: «Но тебе для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг к другу приелись». «Удивительное дело, - продолжал Базаров, - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения ...ну, равновесие и нарушено». В разговоре с Одинцовой: « Да притом любовь ... ведь это чувство напускное».

Аня Г. комментирует эти цитаты: «Об Одинцовой Базаров говорит иногда с раздражением, даже с цинизмом, но это он говорит, не выражая свои взгляды, чувства, это орудие самозащиты. Одинцова боялась остаться одна, поэтому она вышла замуж вторично».

И делает вывод: Тургенев ставит своего героя в такие положения, которые должны показать, что он шире, глубже и человечнее, чем кажется и хочет казаться. Это понимает Одинцова; она говорит Базарову: «В сущности, вы очень добры». Базаров не хочет согласиться с нею: само слово "доброта" скомпрометировано в его глазах всеми "мягкими, либеральными баринами" на свете.

По мнению Тургенева, Базаров действительно добр, потому что доброта в ее истинном смысле нисколько не противоречит базаровской желчи и злости. «Как отравленный, бродил он с места на место, - говорит Тургенев, - он еще выезжал, сохранил все привычки светского человека...» Павел Петрович не поддается чужому влиянию; он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. В глубине души Павел Петрович такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров; в практической жизни он всегда поступал и поступает, как ему вздумается, но в области мысли он не умеет признаться в этом перед самим собой, и поэтому поддерживает на словах такие доктрины, которым постоянно противоречат его поступки.

В заключение учащиеся записывают общие выводы о любви в понимании героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Далее ученикам предлагалось дома ответить письменно на вопрос: « Кто, по-вашему, прав: Тургенев, говоривший, что Одинцова также мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова, или Писарев, утверждающий, что у нее был зародыш чувства, но она только не дала ему развиться». И подготовить анализ сцены «под стогом».

Эвристический метод также предполагает умение высказывать предположения, делать выводы из предложенных фактов. Это можно проследить на примере следующего урока, темой которого была «Критики о Базарове». На этом уроке решались следующие задачи: научиться анализировать текст, делать выводы; воспитывать нравственные качества старшеклассников; развить умение монологического ответа.

Урок начинался с проверки домашнего задания - анализ «сцены под стогом». Классу задаются следующие вопросы для беседы:

  1. Над какими вопросами размышляет Базаров? Привести примеры из текста.

  2. Почему Базаров озлоблен? Как Тургенев показывает его озлобленность? На кого он злится?

  3. В чем состоит трагическая сущность процесса?

Ответы учащихся были различными:

Александр К. отвечает так: «Базаров вспоминал детство, жалел о том, что его нельзя вернуть». Приводит пример: «Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена...

- Та осина, - заговорил Базаров, - напоминает мне мое детство… А я думаю: я вот лежу здесь под стогом... Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством...»

Александр Б. считает, что Базаров злится на родителей: «Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит... А я ...я чувствую только скуку да злость...» «Я помню все, но все-таки я не признаю за тобой права злиться. Ты несчастлив, я согласен, но...» - говорит ему Аркадий.

Чтобы активизировать деятельность старшеклассников в ходе анализа произведения, учитель задает классу вопросы:

  1. Кто же умирает: нигилист или романтик? Зачитать эпизод последней встречи Базарова с Одинцовой.

  2. Не все ли равно для смерти, кто умирает: нигилист или романтик?

  3. Нужны ли Базаровы в России?

Зачитываются высказывания различных критиков (А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Н.А. Антоновича, Ф.А. Абрамова) по этому поводу.

Далее старшеклассники сделали такие выводы:

Елена А. считает, что умирает романтик, так как при последней встрече с Одинцовой Базаров говорит о своей любви: «Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая шутка смерть, а каждому внове. Ну, что ж мне вам сказать... Я люблю вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается. И вот теперь вы стоите, такая красивая...»

Вопросы к классу для приобщения всех старшеклассников к беседе:

    1. Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя - «страстным» или «холодным и равнодушным»?

  1. «Унижает» или «возвышает» автор Базарова в любви?

  2. Каково отношение Базарова к любви, к женщине вообще?

Ответы учащихся были такие:

Ира С. считает, что Базаров суровый, отвергает всякие принудительные «принципы» как насилие над живой натурой человека, а на деле оказывается во власти своих принципов, которые отверг.

По мнению Александра Б., Базарову все время приходится «ломать себя», чтобы оказаться на уровне тех требований, которые он предъявляет самому себе. Он должен все время строго следить за собой, чтобы не «рассиропиться», не впасть в «романтизм», «не говорить красиво».

Лена У. сравнивает: «Базаров любит стариков-родителей, но считает нужным прятать эту любовь от себя и других под маской грубости. И Одинцову он любит глубокой самоотверженной любовью, стыдясь и негодуя за это на самого себя».

Сергей С. подтверждает предыдущие высказывания: «Тургенев изображает Базарова человеком «самоломанным», спорит с идеалом цельного человека, не знающего противоречия между влечением и долгом, - с тем идеалом, перед которым преклонялись люди базаровского склада. Но, споря с этими людьми, он вовсе не хочет их унизить».

Ольга К. отвечает так: рисуя внутренний мир Базарова и споря со своим героем, автор как бы внушает ему, что в том, чего он сам стыдится как слабости, заключена его сила, его страстность, его способность к истинно высокой любви.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, учитель просит старшеклассников прочитать текст по ролям с первой встречи Базарова с Одинцовой и до последней.

Учащиеся высказываются достаточно активно:

Михаил П. считает, что жизнь Базарова и Одинцовой не могла бы сложиться, так как для Базарова нет женщин, способных вызвать в нем серьезные чувства и со своей стороны горячо ответить на эти чувства. Базаров не дает женщине никаких гарантий, он доставляет ей только непосредственное наслаждение в том случае, если его особа нравится; женщина не может отдаваться только наслаждению, потому что за этим наслаждением всегда следует вопрос: а что же потом? Любовь без гарантий и условий для Одинцовой невозможна, а любви с гарантиями Базаров не понимает. Любовь так любовь, думает он, «торг так торг», а смешивать эти два ремесла, по его мнению, «неудобно и неприятно».

Роман К. соглашается с предыдущим мнением: Базаров и Одинцова не могут быть вместе потому, что их независимое положение заставляет их бояться общественного мнения и не давать воли своим влечениям. Их страшит неизвестное будущее, им хочется застраховать его, и потому редкая умная женщина решится броситься на шею к любимому мужчине, не связав его предварительно обещанием перед лицом общества и церкви. Имея дело с Базаровым, Одинцова поймет, что никакое крепкое обещание не свяжет необузданной воли этого своенравного человека и что его нельзя обязать быть хорошим мужем и нежным отцом семейства. Одинцова поймет, что Базаров или вовсе не даст никакого обещания, или, давши его в минуту полного увлечения, нарушит его тогда, когда это увлечение рассеется. Словом, она поймет, что чувство Базарова свободно, несмотря ни на какие клятвы.

Учащиеся второй группы сделали следующий вывод о любви в понимании Базарова: «У Базарова не «холодное сердце», как утверждают критики, а «бунтующее» и «страстное». Описывая могилу Базарова, Тургенев говорит о «страстном, грешном, бунтующем сердце».

Евгений С. приводит пример из текста: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном смирении и о жизни бесконечной...»

Третья группа учащихся, выполняя задание, сравнивает Базарова с его главным противником Павлом Петровичем. Отвечали на вопросы: Как герои романа относятся к любви? Что каждого из тургеневских героев привлекает в любимой женщине?

У Павла Петровича было сильное чувство к одной великосветской женщине, чувство, доставившее ему много наслаждений и вслед за тем, как бывает почти всегда, много страданий. Когда отношения Павла Петровича к этой женщине оборвались, то жизнь его совершенно опустела.

Итак, в ходе эвристической беседы каждому старшекласснику предоставлялась возможность высказать свою точку зрения по данной теме; это способствовало самостоятельному поиску, развитию умения анализировать текст путем привлечения в свой ответ цитат из текста произведения, из критических статей; открывало новые аспекты изучаемого материала. Роль учителя проста: он выдвигает проблемы и ставит ряд вопросов для класса, причем ряд аспектов этих проблем может разрабатываться группами или индивидуально; могут быть организованы занятия в форме семинара. Выдвигая проблемные моменты изучаемой темы, учитель организовывает самостоятельную работу над текстом произведения и его анализом, консультирует учащихся, обеспечивает верное направление их работы, ее эффективность.


© 2010-2022